Под надежным крылом. Как SMP Racing помогает молодым российским пилотам

Большой спорт №11 (87)
Текст: Владимир Морозов
В середине октября корреспондент «Большого спорта» побывал на заключительном этапе World Series by Renault на трассе Curcuito de Jerez и провел уик-энд в окружении представителей SMP Racing, программы поддержки молодых российских пилотов, которые на тот момент вели борьбу за очки в трех классах гонок.

«Болид в Мировой серии Renault 3.5­ стоит около 300 тысяч евро, две машины – максимум 500 тысяч. Годовое обслуживание – от 2 до 3 миллионов евро. Приобрести команду или некий процент в ней не проблема – сложно сделать ее лучшей: количество инженеров топ-уровня ограниченно, нужны средства… К тому же нет молодых отечественных гонщиков, которые могут участвовать в этом классе. А для нас приоритетом всегда была поддержка россиян, команда – лишь инструмент для реализации цели» – этот спич корреспондент «Большого спорта» записал на свой диктофон в конце 2012 года. Автор слов – Дмитрий Сапгир, бывший совладелец российской команды Team RFR, для которой сезон‑2012 стал первым и последним в FR 3.5. Сам бизнесмен решил сосредоточиться на поддержке отечественных пилотов в рамках программы Петра Алешина «Наша формула». По инициативе Бориса Ротенберга в 2013 году она была реорганизована в SMP Racing. Цели и задачи проекта при этом не изменились: объединение едва ли не всех самых талантливых юных пилотов страны, для самих гонщиков – правильное развитие карьеры, что в конечном итоге подразумевает трудоустройство в сильные команды, и финансирование.

«Сейчас мы можем говорить о создании школы российского кольцевого спорта, – утверждает спортивный директор SMP Racing Петр Алешин. – Мы представлены практически во всех кольцевых классах – начиная с внутрироссийских соревнований и заканчивая такими серьезными, как Formula Renault 2.0 или 3.5. Почти везде наши гонщики идут среди лидеров».

Даешь молодежь
Интересно, что еще в прошлом году 16‑летний Денис Булатов гонялся в картинге, а сейчас в статусе новичка выиграл бронзовый кубок юниорского Championnat de France F4. «Еще важнее его пятое место в общем зачете – это объективный показатель для нас, – говорит заслуженный тренер Алешин. – Хорошая позиция среди очень непростых соперников. Кстати, можно сказать об определенном уровне подготовки нашей школы – в прошлом году этот же чемпионат на пятой позиции завершил наш пилот Матевос Исаакян».

Нынешний сезон российский армянин провел в Formula Renault 2.0 ALPS, где сумел занять итоговое третье место. Это притом что из-за возраста Матевоса не допустили на первую гонку: до 16‑летия ему не хватило трех дней. Пилот SMP Racing сполна отыгрался на четвертом этапе в Шпильберге. Самый юный участник серии дважды выходил вперед на старте, после чего сдерживал острые атаки лидера общего зачета Ника де Вриса. До того голландец выиграл все четыре состоявшиеся гонки, но в Австрии c неуступчивым соперником ничего поделать не смог.

Ставка на Оруджева
В Еврокубке Formula Renault 2.0 выступает еще один гонщик SMP – Егор Оруджев. Четыре года назад 19‑летний пилот команды Tech 1 покорял картинг, где входил в число европейских лидеров. Парня заметили, дав шанс проявить себя в «школьных» гонках французской «Формулы‑4», еще через год – в FR 2.0. Этот класс считается одним из самых сложных и конкурентных в Европе, однако Оруджев не стушевался в споре с более опытными соперниками. Уже в дебютном сезоне Егор финишировал в очках в 9 гонках из 14 и по итогам года занял седьмую строчку в общем зачете. Сезон нынешний у Оруджева не заладился из-за технических проб­лем с машиной.

«Вот свежий пример. В субботней квалификации практически в каждом повороте на болиде происходила блокировка колес. Как выяснилось, это было следствием установки новых тормозов, о чем команда меня не проинформировала. Колодки неприкатанные, и квалификацию ехать было практически невозможно, тем более когда у тебя только один быстрый круг. В результате – только 18‑е стартовое место. В гонке я сумел отыграть несколько позиций, но дальше это делать было практически невозможно из-за особенностей трассы», – рассказал Оруджев автору этих строк по окончании заключительного этапа года в испанском Хересе. «Не буду скрывать: я и сам совершал ошибки по ходу сезона, но от команды ожидал большего. Постоянно что-то меняли, особенно в первой части чемпионата, когда не прекращались переходы от избыточной поворачиваемости к недостаточной. От сессии к сессии не знал, что меня ждет. Машина стала быстрой только во второй половине сезона».
Несмотря на все технические сложности, с которыми столк­нулся Оруджев, уже в будущем году Петр Алешин намерен продвинуть молодого пилота на одну серию вверх – в FR 3.5.

«Егор проявил профессионализм, практически во всех гонках приезжал в очковой зоне и несколько раз поднимался на подиум. Конечно, тот скоростной потенциал, который есть у Егора, не всегда получалось реализовать из-за техники, но он показал себя как взрослый спортсмен, готовый сражаться за победы в любой ситуации», – заявил Алешин, там же, в Хересе, пристально наблюдавший за постсезонными тестами 3,5‑литровых болидов. Оруджев пересел в машину Fortec, на которой выступал его соотечественник Сергей Сироткин. В первый день Оруджев показал лишь 18‑е время, а уже во второй поднялся на третью строчку, пропустив вперед себя двоих представителей Lotus – Николаса Латифи и Матье Ваксивьера.

Второй шанс Сироткина
По регламенту Мировой серии Renault 3.5 за уик-энд проводятся сразу по два состязания. C утра в субботу – квалификация, днем – борьба за очки, начисляемые по той же системе, что и в «Формуле‑1». В воскресенье все сначала. 18 октября на Curcuito de Jerez гонщик Fortec Сергей Сироткин стартовал с восьмой позиции и пришел к финишу пятым. Аналогичную позицию россиянин занял и в итоговой классификации.

«Перед началом сезона ожидал лучшего результата в плане заработанных очков. Но было слишком много сходов и технических сбоев. Тем не менее итоговое 5‑е место – неплохой результат для меня», – заявил 19‑летний гонщик по окончании заключительной гонки сезона. И тут же добавил: «На мой взгляд, я уже сделал достаточно для попадания в “Формулу‑1”».

По информации представителей SMP Racing, для того чтобы сидеть на лавке третьим пилотом в одной из «конюшен» F1, люди выкладывают по 6 миллионов евро. В прошлом году имя Сироткина прогремело на всю страну после известия о его вступлении в состав Sauber в качестве боевого пилота. Россиянин должен был готовиться к дебюту в королевских гонках, получить суперлицензию FIA и плавно интегрироваться в команду. Однако в итоге Сироткин и его представители не успели найти финансирование на вторую часть программы, и дебют пришлось отложить. В 2014‑м Сергей заработал суперлицензию, но в Formula Renault 3.5 дела на первых порах у него складывались не лучшим образом. Хотя летом Сироткин трижды занимал третье место, одержал победу на трассе Moscow Raceway. Сироткин оказался хорош как раз во второй части сезона: он набрал больше очков, чем победитель серии Карлос Сайнс-младший (DAMS), шел ноздря в ноздрю с партнером по Fortec, новичком серии британцем Оливером Роулендом, занявшим четвертую строчку по итогам чемпионата. Безусловно, при анализе выступлений пилотов в FR 3.5 Сироткину это зачтется. Тот же Сайнс мечтает о гонках за Torro Rosso, но легко может оказаться в GP2, где обосновался прошлогодний победитель Мировой серии бельгиец Стоффель Вандорн. А все потому, что главным вопросом при определении будущего в «Формуле‑1» – и для Сироткина, и для Сайнса-младшего – является финансовый.

Бюджет команды Мировой серии Renault составляет 3 миллиона евро, а «Формулы‑1» – 300 или 200 миллионов. Состав швейцарской «конюшни» Sauber, испытывающей серьезные трудности с бюджетом, скорее всего, будет полностью зависеть от того, каких спонсоров смогут привести с собой гонщики. Кроме Сироткина решить этот крайне затратный вопрос постараются трое: мексиканец Эстебан Гутьеррес, за которым стоит миллиардер Карлос Слим, тест-пилот голландец Гидо ван дер Гарде, также обладающий весьма солидной поддержкой, и другой боевой гонщик – немец Адриан Сутиль. Не будем сбрасывать со счетов и других аутсайдеров F1 – Marussia и Caterham, обе «конюшни» сейчас находятся под угрозой закрытия. Но если они продолжат свои выступления, Сироткин, не исключено, может оказаться и в одной из этих команд.

Чем IndyCar хуже?
«Вопрос с “Формулой‑1” находится в зоне политики, то есть это не спорт, это политика, – убежден Петр Алешин. – Допустим, по доброй воле Дитриха Матешица Red Bull обладает двумя командами. Они могут позволить себе отбирать людей со всего мира, руководствуясь прежде всего спортивными показателями и интересами бизнеса в той или иной стране. Это единственный пример. Все остальное – это вопрос денег, точнее очень больших денег».

В этой связи все больше и больше европейских гонщиков и менеджеров начинают смотреть за океан, в Америку, на IndyCar. По словам руководителей SMP Racing, там не такие большие бюджеты, и если хорошо ездить, можно зарабатывать. «Вот я заплатил адекватные деньги, – убеждает Алешин, – и даже если что-то не сложилось в квалификации и приходится стартовать последним, у меня есть шанс выиграть, не говоря уже о финише в пятерке. Так устроены гонки, посмотреть на них собираются 300–400 тысяч зрителей, “Формула‑1” может только позавидовать таким показателям».
________________________________________________

«Формула Renault 3.5». Итоги сезона

Чемпионат пилотов
1.   Карлос Сайнс-младший (Испания, DAMS) – 227 очков
2.   Пьер Гасли (Франция, Arden Motorsport) – 192
3.   Роберто Мери (Испания, Zeta Corse) – 183
4.   Оливер Роуленд (Великобритания, Fortec Motorsports) – 181
5.   Сергей Сироткин (Россия, Fortec Motorsports) – 132
6.   Уилл Стивенс (Великобритания, Strakka Racing) — 122

     Николай Марценко (Россия, Comtec Racing) – 36

24.   Роман Мавланов (Россия, Zeta Corse) – 0

Командное первенство
1.   DAMS (Франция) – 316 очков
2.   Fortec Motorsports (Великобритания) – 313
3.   Arden (Великобритания) – 222
4.   Zeta Corse (Россия) – 183
5.   Lotus (Чехия) – 177

Партнеры журнала: