Пилот, да не тот. Пятерка гонщиков с необычными для автогонок судьбами

Большой спорт №11 (87)
Текст: Андрей Супранович
Путь в профессиональные пилоты занимает долгие годы и представляет собой постепенный подъем по лестнице, низшая ступень которой – детский картинг, а каждая следующая – более сложная по сравнению с предыдущей гоночной серией. Однако у любого правила есть исключения. Вдохновившись успехами российского пилота Марка Шульжицкого, «Большой спорт» вспомнил гонщиков, карьеры которых развивались по нестандартным сценариям.

Марк Шульжицкий

Родился 11 июля 1989 года во Владивостоке
Пилот Nismo
Участник «24 часов Ле-Мана» 2014 года
выступал за OAK Racing,
Greaves Motorsport и Nissan GT Academy Team
Победитель Nissan GT Academy

Простой парень из Владивостока Марк Шульжицкий, как и многие его сверстники, с детства грезил автогонками – с пяти лет следил за «Формулой‑1». Благодаря отцу Марк попал в картинг и даже выиграл несколько городских чемпионатов. Но дальнейшая спортивная карьера не сложилась: в Приморском крае нет никаких программ для начинающих автогонщиков, а на поездки в другие регионы или участие в чемпионате России нужны были немалые деньги, которыми семья Шульжицких не располагала. Так что Марку пришлось довольствоваться любительскими заездами на Mazda MX‑5 и постепенно забывать о мечте стать профессиональным гонщиком. По словам Марка, уже в 16 лет он «начал думать о зарабатывании денег, устраивался на работу то тут, то там – в порту занимался документами на экспорт рыбы, продавал технику и аксессуары для автомобилей». Много времени отнимали и курсы японского языка, так что на увлечение гонками времени оставалось все меньше. Свою тягу к миру высоких скоростей Марк решил удовлетворять через виртуальные заезды: в 2011-м он приобрел PlayStation 3 специально для того, чтобы поиграть в Gran Turismo 5.

Новое увлечение неожиданно оказалось пропуском в мир реальных гонок. Возможность заявить о себе появилась благодаря приходу в Россию проекта Nissan – GT Academy. Проект стартовал еще в 2008 году, но до России добрался лишь в 2012‑м. Победитель российского этапа получал шанс сразиться с лучшими виртуальными гонщиками планеты. Не будучи уверенным в успехе предприя­тия, Марк принял участие в онлайн-­отборе, где опередил 80 тысяч таких же, как он. Удался и второй очный этап, по результатам которого Шульжицкий в компании еще 13 счастливчиков отправился в легендарный Сильверстоун. Расположенный там гоночный лагерь GT Academy – это своего рода учебный полигон для новобранцев, где начина­ющие гонщики в течение недели прошли подготовку и жесткий отбор, в ходе которого каждый день отсеивался один участник. В конце концов Марк выиграл финальные гонки на Nissan 350Z и стал первым российским победителем финала GT Academy. Окончательной проверкой для новоиспеченного чемпиона была гонка «24 часа Дубая». В компании с еще тремя победителями GT Academy Шульжицкий три месяца готовился к ответственному старту, параллельно участвуя в гонках попроще для получения международной лицензии. В итоге Марк не ударил в грязь лицом: его экипаж успешно финишировал через сутки после старта и занял второе место в классе.

После окончания программы выпускники академии становятся пилотами Nismo, но не все они сумели закрепиться в профессиональном автоспорте. Однако россиянин крепко ухватился за предоставленный шанс и теперь представляет Россию в статусе пилота Nismo, при этом выступая за разные команды. В 2014‑м ему довелось оказаться на самой престижной кузовной гонке мира – «24 часах Ле-Мана», и он не собирается останавливаться на достигнутом. Что же касается приставки, то за виртуальный руль Шульжицкий все еще садится, но уже по профессиональной необходимости. Отрадно, что свалившаяся на Марка популярность совершенно не изменила его характер – он остался таким же веселым, открытым парнем, охотно идущим на контакт.

Джон Сертис

Родился 11 февраля 1934 года в Татсфилде, Великобритания
В «Формуле‑1» провел 13 сезонов, одержал 6 побед
Чемпион «Формулы‑1» (1964)
Семикратный чемпион мира в мотогонках

Джон Сертис был удивительным гонщиком. Про таких говорят: талант от бога. Еще в раннем детстве он участвовал в мотогонках вместе с отцом, а когда ему исполнилось 18, стал доминировать в заездах на мотоциклах лично. Набравшись опыта, Джон начал побеждать практически в каждом заезде – в промежутке между 1955 и 1960 годами выиграл 68 раз в 76 гонках! Немудрено, что за столь короткий отрезок он семь раз становился чемпионом мира: трижды в классе 350cc и четыре – в классе 500cc.

Доминирование за рулем верной MV Agusta вскоре наскучило Сертису, и он решил принять новый вызов и перейти в «Формулу‑1». Талант охотно приняла в свои ряды команда Lotus, в составе которой он с ходу занял второе место на родном Сильверстоуне. Но подлинного успеха Джон добился в кокпите Ferrari. В 1964 году он неожиданно для всех стал чемпионом мира, опередив фаворитов Грэхема Хилла и Джима Кларка. Легкий налет скандальности той победы (в последней гонке напарник Джона Бандини вынес с трассы Хилла) не отменяет того факта, что Сертис до сих пор является единственным человеком, которому покорялись чемпионаты мира как в «Формуле‑1», так и в мотогонках.

В настоящее время Джон Сертис – самый старый чемпион «Формулы‑1» из ныне живущих. Он надеялся, что до своей смерти увидит на подиуме F1 своего сына, но случилась трагедия: Генри Сертис разбился в одной из гонок «Формулы‑2».

Виталий Петров

Родился 8 сентября 1984 года в Выборге
В «Формуле‑1» провел 57 гонок за 3 сезона, 1 подиум
Выступает в DTM за Mercedes-Benz

Первый россиянин в «Формуле‑1», как и многие его коллеги, заболел гонками чуть ли не с пеленок. Но увлечение не вылилось в еженедельные заезды на картинге в компании сверстников: нормальных картодромов в Выборге не нашлось. Ситуацию спас отец, всячески поддерживавший увлечение сына. Виталий научился управлять отцовской «четверкой», будучи еще дошкольником, а к 12 годам стал отлично справляться с заездами на льду. В том же возрасте Петров впервые вышел на трассу в ралли-спринте и в борьбе с опытными участниками занял седьмое место! Первая победа пришла к юному гонщику через два года.

Вундеркинд мог и дальше блистать на местечковом уровне, но его жизнь круто изменил 2002 год. «После одного из этапов “Кубка Лады” Виталия на­казали за какое-то нарушение. И во время следующего заезда ему пришлось стартовать с последнего, 24‑го мес­та, но он приехал к финишу первым, оставив позади всех именитых спорт­сменов. Гонщик, пришедший вторым, даже не вышел на награждение, так как ему, мастеру спорта международного класса, было обидно проиграть 17‑летнему парню», – рассказывал Александр Петров. Этим успехом Петров‑младший привлек внимание менеджера Оксаны Косаченко, благодаря которой Виталий стал известен во всем мире. За восемь лет Косаченко провела уроженца Выборга от «Формулы Renault 2000» до главных автогонок планеты.

Нассер Аль-Аттия

Родился 21 декабря 1970 в Дохе, Катар
Участник пяти Олимпиад
Бронзовый призер Олимпиады‑2012 в ските
Победитель ралли «Дакар‑2011»

Еще одна необычная судьба. Катарский мальчик Нассер родился в очень богатой, уважаемой семье. Уже в 15 лет молодой человек рассекал по пескам на шикарном спорткаре и грезил карьерой гонщика. Но добиться цели было нелегко: на пути к мечте стоял отец, который хотел, чтобы сын стал врачом или юристом, а без финансовой поддержки семьи Нассер не смог бы участвовать в гонках. Аль-Аттия нашел разумный компромисс: добившись права на участие в местном чемпионате, он посвятил себя и другому, весьма престижному для Катара виду спорта – стрельбе.

Стрельба по тарелочкам давалась Нассеру не хуже, чем гонки по песчаным дорогам Катара. Уже в 26 лет он отобрался на Олимпийские игры, где занял достойное 15‑е место. Но не остановился на достигнутом и приезжал на все последующие Олимпиады! Последняя, в Лондоне, принесла Аль-Аттии долгожданную награду – в перестрелке за третье место в ските катарец опередил российского стрелка Валерия Шомина.

Но успехи в стендовой стрельбе не отвлекли Нассера от его главного увлечения – ралли. В 2004‑м, в возрасте 24 лет, он впервые выбрался на международный уровень. Через два года стал чемпионом мира в категории серийных автомобилей (P‑WRC). В том же 2004‑м Аль-Аттия дебютировал на «Дакаре», который покорился ему немного позже, в 2011 году.

Николя Прост

Родился 18 августа 1981 года
в Сен-Шамоне, Франция
Выступает за Rebellion Racing в гонках на выносливость
Чемпион «24 часов Ле-Мана» в классе LMP1‑L (2014)

Казалось бы, если ты родился мальчишкой, твоего отца зовут Ален и он четырехкратный победитель «Формулы‑1», то ты с детства обречен на любовь к автогонкам. Но (и в этом странность) старший сын Профессора Николя не испытывал большой тяги к покорению мировых трасс. Он решил посвятить себя учебе, поступил в Колумбийский университет, где полюбил гольф. Игра аристократов не стала простым увлечением – Прост-младший подавал большие надежды, регулярно побеждая на университетском уровне.

И в тот момент, когда спортивная пресса разнесла всему миру об успехах Николя в гольфе, тот наконец решился пойти по стопам отца. Экс-звезда McLaren устроил 22‑летнего сына в Formula Campus. Но даже отеческое покровительство не могло восполнить недостаток опыта, связанный со столь поздним стартом карьеры. Прыгая по разным классам, до «Формулы‑1» Ник так и не добрался, лишь прикоснувшись к королевским гонкам в качестве тест-пилота Lotus. Но в кузовных гонках Прост-младший добился кое-какого успеха. Он уже семь раз участвовал в «24 часах Ле-Мана» и этим летом наконец одержал победу в компании с Ником Хайдфельдом.

Партнеры журнала: