Париж еще узнает

Большой спорт №9(55)
Андрей Супранович
Такое ощущение, что в середине лета во Францию съезжаются самые лучшие девушки мира. Не обращают на них внимания лишь две сотни мужчин, которым за три недели нужно преодолеть три с половиной тысячи километров. Велогонщики рады лишь двум красавицам – тем, что в желтых платьях выносят на награждение желтую же майку лидера. О том, как на 98-й по счету Tour de France проходила борьба за вожделенное одеяние, лично понаблюдал корреспондент «Большого спорта».

Такое ощущение, что в середине лета во Францию съезжаются самые лучшие девушки мира. Куда ни брось взгляд – везде красавицы, будто только что сошедшие с обложек глянцевых журналов. Самые разные – миниатюрные и высокие, светлокожие и черные как смоль, – они стекаются со всех уголков мира на священную для любителей велогонок Tour de France. Радуют окружающих доброжелательным отношением и улыбками, которые, кажется, даже в горах способны растопить лед. Не обращают на них внимания лишь две сотни мужчин, которым за три недели нужно преодолеть три с половиной тысячи километров. Велогонщики рады лишь двум красавицам – тем, что в желтых платьях выносят на награждение желтую же майку лидера. О том, как на 98-й по счету Tour de France проходила борьба за вожделенное одеяние, лично понаблюдал корреспондент «Большого спорта».

К сожалению, увидеть целиком всю гонку не получилось: попасть на все этапы могут, пожалуй, только телевизионщики, пишущим же журналистам приходится передавать эстафету коллегам из других изданий. Благодаря российскому представительству компании Škoda, бывшему в этом году официальным спонсором Tour de France, малочисленному российскому контингенту достался 16-й этап – 162,5-кило­метровый отрезок между городами Сен-Поль-Труа-Шато и Гап. Из Москвы нас прилетело трое, еще четверо VIP-зрителей этапа прибыли из Голландии. Им предложили совершить полет на вертолетах над местом проведения гонки. Нашей же отважной троице предстояло проделать путь на белой Škoda Superb – единственном автомобиле на Tour de France 2011, который не принадлежал персоналу команд или телевизионщикам, но имел право ездить среди гонщиков. Для остальных дороги закрывались на восемь часов.

Что, правда, отнюдь не расстраивало преданных фанатов велоспорта. Только вдумайтесь: все 160 с лишним километров обочина масштабного велопробега была усеяна людьми. Небольшие населенные пункты в полном составе выходили на улицы, а за городом расположились многочисленные туристы. Болельщики в кемпинг-карах проводили у дороги все дни напролет только для того, чтобы воочию увидеть проносящихся мимо велозвезд. После чего тихо сворачивались и перебирались к местам проведения следующего этапа.

По дороге к Альпам

Но не только простые обыватели не представляли себе, как можно пропустить Tour de France. Надпись Stephen Roche на нашем автомобиле заставила сердце сжаться: «Неужели тот самый?» Предчувствие не обмануло: водителем Škoda был именно Стивен Рош – единственный ирландец, побеждавший в легендарной велогонке. В 1987 году Стивен стал обладателем «Тройной короны». Этот виртуальный трофей, присуждающийся гонщику, сумевшему в один год выиграть Giro d’Italia, Tour de France и чемпионат мира, с тех пор не покорился никому. И вовсе не нужда заставила успешного ныне представителя гостиничного бизнеса сесть за руль официального авто. Причина проста: ностальгия по славным шоссейным временам каждый год приводит мистера Роша на дороги Франции. Здесь он свой – на улицах ему не дают прохода: фотографируют и просят автограф, после чего он забирается в машину и везет очередную партию журналистов по тем дорогам, на которых блистал 15 лет назад. Попутно обгоняя своего сына Николаса – он пошел по стопам отца и уже пытается покорить Tour de France.

Привилегированное положение позволяло нашей Škoda ехать между пелотонов с отрывом. Момент пришлось ловить долго – правила строго предписывают дождаться двухминутного отрыва лидиру­ющей группы и лишь затем вклиниваться между гонщиками. Несмотря на это, Tour de France 2011 не обошелся без инциден­тов: французские телевизионщики решили поиграть на трассе в своеобразный боулинг, использовав в качестве кеглей двух гонщиков. К счастью, все обошлось.

Насладившись в полной мере весьма странным ощущением – нечасто тебя обгоняет на трассе Альберто Контадор! – мы рванули вперед, чтобы успеть посмотреть финиш. Он порадовал: борьба на последних метрах, дубль норвежцев Хушовда и Хагена, высокое пятое место молодого россиянина Игнатьева. А вот Контадор на финальной горе немного отстал, теряя последние шансы на желтую майку. Ее после 16-го этапа сохранил за собой местный любимец и сенсация всей Tour de France 2011 – Томас Фоклер.

Чем все закончилось

Томас Фоклер (или Томá Воклé, если произносить имя уроженца Эльзаса на французский манер) захватил желтую майку лидера на 9-м этапе и сенсационно удерживал ее практически до самого финиша, не растерявшись даже в горах. Последний раз Фоклер громко заявлял о себе аж семь лет назад, когда также возглавлял общий зачет на протяжении 10 этапов. В 2011-м, впрочем, на победу он не претендовал, но все же занял очень высокое четвертое место в итоговой классификации, ставшее лучшим для французов в XXI веке. Тем более что на пятой строчке расположился Альберто Контадор.

Великий испанец все равно удерживает звание лучшего велогонщика планеты, хотя его умопомрачительная серия из пяти побед подряд на Гранд-турах и прервалась. На Tour de France 2011 он лишь доказал, что такой же человек, как и все, – после триумфа на Giro d’Italia просто не смог восстановить силы. Наш герой Стивен Рош вздохнул спокойно: его достижение еще долго никто не сможет повторить. Альберто уж точно: если велогонщик благополучно избежит дисквалификации за допинг (а он обязан ее избежать – без него велоспорт будет другим), то вряд ли в следующем году рискнет вновь ввязаться в авантюру и замахнуться на победу в обеих супермногодневках. Но об одном можно сказать с большой долей уверенности: Контадор отдал французской гонке все силы. Даже в такой неважной форме он мог бы выиграть – если бы удача не отвернулась да грегари Saxo Bank-SunGard оказали должную поддержку. А вот на одном характере выехать не удалось.

На Елисейских Полях на подиуме стояли трое. Лишь один из них – в желтой майке победителя – был откровенно счастлив. Оставшаяся парочка – братья Анди и Франк Шлеки не скрывали, что недовольны результатом. Анди третий год подряд стоял на одном и том же месте – вторая позиция на Tour de France как будто зарезервирована за молодым люксембуржцем. Дважды он уступал Контадору и в этом году наконец смог опередить испанца, затеял рискованный отрыв в горах, «съел» всех оппонентов… и проиграл «разделку» Эвансу. «Вечно второй», сжав зубы, нашел слова для журналистов: «Я вернусь сюда снова. На этот раз – чтобы победить».

А тот самый Кэдел Эванс стал первым в истории представителем Австралии, сумевшим выиграть самую престижную веломногодневку. К заветной цели 34-летний австралиец шел долгие 20 лет карьеры, а в 2008-м остановился в шаге от мечты, заняв второе место. Тогда даже феноменальные способности в «разделке» не спасли Эванса, считавшегося одним из кандидатов на победу. Лишь в этом году Кэдел смог приехать на решающий этап, сохранив силы и небольшое отставание от Шлека-младшего. Которое было с лихвой нивелировано: люксембуржец отстал аж на две с половиной минуты. По такому случаю в Австралии даже не преминули объявить государственный праздник и выходной, что возвело лидера команды BMC в ранг национального героя.

Еще одним триумфатором Tour de France стал Марк Кавендиш. Признанный спринтер, он никогда не претендовал на победу в главной классификации, борясь за отдельные этапы. На гонке-2011 Марку покорились целых пять, и тем самым британец довел общее количество побед во Франции до гроссмейстерской двадцатки. И «ракете» с Туманного Альбиона наконец досталась зеленая майка, вручаемая триумфатору очковой классификации.

Наши во Франции

Напоследок о грустном. Всю гонку российская «Катюша» пожинала плоды своего популистского решения выставить на Tour de France только российских спортсменов. Идея провалилась – все же главный старт сезона не предназначен для обкатки и набора опыта. В итоге ни одного призового места на этапах, отсутствие представителей «Катюши» в двадцатке общего зачета и вдобавок допинговый скандал с участием Александра Колобнева. Один из лидеров команды был снят с многодневки после положительной реакции на запрещенное вещество гидрохлортиазид, которое применяется для сокрытия употребления допинга. Сейчас Александр отстранен от гонок, а после разбирательства ему грозит дисквалификация и штраф в 2,5 миллиона евро.
Печально закончила и не чуждая российскому болельщику казахстанская «Астана». После ухода из команды Контадора и Армстронга лидерское бремя взвалил на себя 37-летний Александр Винокуров, у которого оставался один из последних шансов что-то выиграть. К сожалению, он его не использовал. Более того, на девятом этапе гонщик попал в завал, получил сложный перелом бедра и вынужденно объявил о досрочном завершении карьеры. После такого удара судьбы представители Казахстана безынициативно взирали на борьбу со стороны и практически не появлялись на телеэкранах.

Что ж, остается надеяться, что в следу­ющем году ситуация кардинально изменится и россияне смогут заявить о себе на дорогах Франции. Самых популярных дорогах в мире, собирающих десятки тысяч болельщиков и миллионы телезрителей. И в 2012-м среди них обязательно появятся россияне. В этом году наша троица журналистов насчитала флаги более 30 государств, но российского среди них, увы, не было.

Партнеры журнала: