Нам скучно, NFL. Скандалы и разочарования Супербоула

Большой спорт №1-3 (129)
Текст: Андрей Супранович
Рекорд лайков в Instagram, отвратительное выступление в перерыве и дислайки в YouTube, негодование фанатов SpongeBob и многомиллиардные ставки – чем только не запомнился главный матч года в NFL, кроме собственно футбола. Впрочем, Супербоул LIII останется в истории триумфов Тома Брейди. Капитан New England Patriots стал самым побеждающим игроком в истории Лиги.

Яйцо и Instagram
Самому дорогому и популярному событию в США – самая дорогая реклама. Флешмоб в аккаунте @world_record_egg был запущен еще 4 января. Главной его целью было обойти пост американской модели Кайли Дженнер и побить рекорд по лайкам в Instagram. Фотография обычного куриного яйца по имени Юджин за неделю стала самым популярным изображением соцсети, а через месяц число лайков под ней перевалило за 50 млн (у Дженнер было «всего» 18), а число комментариев достигло 3 млн.
После этого в аккаунте стали публиковать и другие фотографии – яйцо будто бы начало трескаться. За несколько дней до Супербоула на нем появилась шнуровка, как у мяча для американского футбола. Серия фото оказалась рекламой стриммингового сервиса Hulu, который предоставлял доступ для просмотра главной игры года. Впрочем, владельцы Instagram-аккаунта, среди которых Крис Годфри, сотрудник лондонского креативного агентства The & Partnership, заверили, что изначально канал создавался не для рекламы. Это отчасти подчеркивает появление еще одного поста с видео, где Юджин в конце концов разрушается под давлением из социальных сетей, а затем призывает тех, кто также испытывает на себе психологическое давление, обратиться за помощью к специалистам. К слову, Годфри не раскрывает сумму контракта с Hulu, но специалисты считают, что он может достигать 10 млн долларов.

Безумные деньги
Такая сумма лишь на первый взгляд кажется безумной. Телевизионная аудитория Супербоула перевалила за 100 млн, и при цене 40 евро за подписку любые вложения в рекламу в аккаунте с десятками миллионов просмотров окупаются с лихвой даже с учетом того, что Hulu, конечно, получает далеко не все барыши. О безумии вокруг  главного матча года традиционно говорят и ставки. Согласно данным Американской игровой ассоциации, почти 23 млн американцев собирались сделать ставки на Супербоул-2019. Это каждый 10-й взрослый житель страны. По расчетам экспертов, общая сумма ставок на Супербоул составила более 6 млрд долларов, что примерно равно сумме ставок на финальный матч чемпионата мира по футболу–2018. При этом большинство прибегает к помощи нелегальных букмекерских контор. Это связано с тем, что на данный момент ставки на спорт легализовали только восемь штатов США. В конечном итоге букмекеры оказались в минусе – около ¾ игравших отдавали предпочтение New England Patriots, которые в итоге и победили.
Соответствующие цены и на рекламу во время Супербоула. Прайс на 30-секундные ролики во время самого желанного события года растет каждый год. В 2019-м впервые за много лет сделано исключение, и цена не была увеличена. По данным CNBC, компании выкладывали по 5,25 млн за полминуты, тогда как в 2000 году за то же удовольствие надо было заплатить всего 2 млн, а еще пятью годами ранее – миллион. По предварительным данным, в итоге доходы от рекламы составили 382 млн долларов, что немного меньше, чем в 2017 и 2018 годах. Больше всего – 59 млн – потратила пивоваренная корпорация Anheuser Busch InBev, что стало крупнейшей сделкой за последние 25 лет. Google, Deutsche Telekom и Toyota потратили около $20 млн.

Предательство Губки Боба
Еще одна очень важная составляющая 3,5-часового шоу – концерт в перерыве. С 1970 года на Супербоуле после окончания первого тайма устраивают мини-концерты, так называемые halftime performances, которые длятся около 15 минут. Часто они превращаются в настоящие произведения искусства, которые потом обсуждают целый год. В 1991 для выступления бойз-бенда New Kids on the Block на поле выстроили настоящий Диснейленд с огромным замком и сотнями детей в костюмах диснеевских героев (правда, получилось так себе). В 1993-м зажигал Майкл Джексон, в 2007-м – Принц, а самый скандальный случай произошел в 2004 году, когда выступающий с Джанет Джексон Джастин Тимберлейк сорвал с партнерши часть костюма, обнажив грудь. Он уверял, что это была случайность, однако ему никто не поверил, а на телекомпанию CBS был наложен штраф в 550 тыс. долларов.
В 2019-м приглашение получила группа Maroon 5, а также рэперы Трэвис Скотт и Big Boi. Уже на стадии выбора CBS предъявили претензии к уровню выступающих – исполнители, конечно, сравнительно известные, но далеко не суперзвезды вроде Майкла Джексона или Beyonce. Впрочем, ряд звезд наверняка могли отказаться из-за «дела Каперника». Кевин Каперник – тот самый игрок, который в 2016 году придумал вставать на колено во время исполнения гимна США, протестуя против насилия полицейских к темнокожим. В итоге NFL, недовольная набирающим популярность политизированным жестом, запретила его использование, а следом и неофициально посоветовала командам лиги не предлагать Капернику контракты. Этот факт оттолкнул от Супербоула многих исполнителей (например, Рианну), но не смутил Адама Левина, солиста Maroon 5, за что его раскритиковали собственные фанаты.
Но главный скандал был впереди. Незадолго до Супербоула умер Стивен Хилленберг – создатель легендарного мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны». Его фанаты решили, что отличным способом увековечить память ушедшего было бы исполнение на Супербоуле композиции Sweet Victory, которую Губка Боб играет в серии, где как раз есть пародия на halftime performances. Идея быстро разлетелась по интернету, а петиция на эту тему на сайте change.org набрала более 1,2 млн подписей. В итоге отсылка действительно появилась в перерыве – в качестве небольшой видеовставки при переходе от Maroon 5 к Трэвису Скотту. Но композиция не была исполнена, что вызывало огромное разочарование фанатов, а в свете плохого выступления самих музыкантов многие издания уже окрестили шоу-2019 худшим за всю историю Супербоулов. Ни привычных спецэффектов, ни подтанцовки ¬– словом, концерт был столь же утомительным зрелищем, как и сам футбол. На момент написания материала у видео шоу на YouTube была 851 тысяча дислайков – в семь раз больше, чем лайков. Хорошо хоть, что Maroon 5 денег за выступление не получали – за такое эфирное время музыканты и сами готовы доплачивать.


И о футболе
Мы так много рассказываем о деньгах, ставках. И музыке. Потому что про саму игру сказать нечего. Она была очень скучной. Те россияне, кто не спал полночи, чтобы посмотреть ее вживую, явно пожалели об этом. Это был самый низкорезультативный Супербоул в истории –  команды набрали всего 16 очков на двоих (13:3). Раньше хотя бы за 20 да переваливали, а меньше 30 в последний раз было в 1975 году. По ходу матча комментаторы даже обсуждали, что возможно зрители не увидят ни одного тачдауна, хотя коэффициент на это событие составлял 500 к 1!
В итоге он все-таки случился, но всего один. Матч стал триумфом защиты, которая действовала эффективно, но отнюдь не эффектно. Самым интересным все же оказался результат. Победа Patriots стала для них шестой, причем все Супербоулы были выиграны в XXI веке! Все шесть выиграл и Том Брэйди – квотербек стал самым титулованным игроком в истории и вполне может завершать славную карьеру. Или замахнется на седьмой?

Партнеры журнала: