Один из основателей и партнер компании «Адванс Капитал» Карен Дашьян занимался триатлоном, однако со временем решил сосредоточиться на шоссейных и трековых велогонках. Он является членом велоклуба RCA и участвует в соревнованиях под эгидой Gran Fondo Russia. При этом мотивация Карена в любительском спорте со временем изменилась. О том, как именно она трансформировалась, эстетике велоспорта и возможностях, которые открываются, только когда предпочтешь велосипед автомобилю, Карен Дашьян рассказал в интервью «Большому спорту».
Досье \ Карен Дашьян
В своей личной презентации вы отмечаете, что в детстве мечтали о велосипеде. Мечта ведь не возникает из ничего. Что ей предшествовало?
Я рос в СССР в условиях дефицита многих товаров. У других детей появлялись велосипеды, но мои родители не могли себе позволить дорогостоящую покупку. Велосипед мне приобрели, когда я пошел в школу, и в первый же день я с него упал, так как рама была мне велика, сломал ногу. Но это не помешало моей любви к велосипеду, а впоследствии и к велоспорту. С тех пор на гонках бывали завалы, порой с последствиями – с переломами, травмами. Но это не останавливает, велоспорт мне дарит позитивные эмоции и здоровье. Мои коллеги даже повесили в кабинете фразу Конфуция: «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик, кто падал и вставал».
В 1986 году я впервые увидел трансляцию Олимпийских игр, трековые велогонки. Сразу понравилось. Уже во взрослом возрасте посетил велотрек и увидел трек воочию – в Крылатском, и это казалось недостижимой мечтой. Считал, что мой поезд ушел. Но волею судьбы через трековые гонки я полюбил именно велоспорт, а не просто катание на велосипеде. В 2014 году впервые попробовал сам, в то время этим занимались преимущественно бывшие и действующие спортсмены. Это сейчас много велокоманд, катаются многочисленные группы. За 11 лет достигнут огромный прогресс в плане массовости и популяризации среди любителей.
Команда велоклуба RCA
Как вы попали в RCA (Russian Cycling Academy)? Как устроен этот велоклуб?
Я начинал с триатлона, хотел делать объемные тренировки в группе. Одному заниматься этим на улице тяжело. Так я стал членом велоклуба, пришел туда вместе с моим другом и партнером по бизнесу – Максимом Урьяшом. Основателем клуба является трехкратный чемпион России Евгений Соколов, мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион России, участник грантуров и международных профессиональных соревнований от французского клуба Bouygue Telecom. Он, по сути, перенес в любительский велоспорт принципы, по которым функционируют лучшие мировые клубы. Евгению удалось воплотить свою мечту, создав в России самый крупный любительский велоклуб, который не только тренирует любителей разного уровня, но и выигрывает гонки в индивидуальном и командном зачете, самые сильные члены клуба отбираются на финалы международных соревнований.
В велоспорте много нюансов. Нужна команда профессиональных тренеров, машины сопровождения, механики, магазин и, конечно, свое пространство для проведения мероприятий, просмотра и анализа чемпионатов и грантуров. Нас обучают от азов безопасной езды в группе на высокой скорости при минимальной дистанции между участниками до тактики и стратегии участия в соревнованиях. Задания участникам даются с учетом их актуальных физических возможностей. Все это в RCA имеется: и технические возможности, и индивидуальный подход.
У клуба насыщенный график выступлений. В России два крупных организатора любительских соревнований на шоссе: Gran Fondo Russia и CyclingRace. Если участвовать во всех их мероприятиях, то график настолько насыщенный, что в активный сезон гонки проходят чуть ли не раз в две недели. Есть рейтинги, индивидуальные и командные зачеты, в общем, все как в большом спорте.
У вас именно такой график?
В связи с загруженностью по работе и семьей я сделал выбор: участвую в основном в мероприятиях Gran Fondo Russia. У нас есть и многодневные гонки. В позапрошлом году выступал в шестидневке в Карелии, был командный зачет, по пять человек в составе. Как сказал мой бывший тренер: «Это вам не лыжи или триатлон, здесь думать надо». Для того чтобы претендовать на победу в командном турнире, надо понимать тактику и стратегию гонки. В частности, учитывать физические возможности соперников, кого надо догонять в отрыве, а кого можно отпустить. Команда без слов действует в интересах клуба, а не только персональных, это захватывает и объединяет. Часто выигрывает не столько сильнейший физически, сколько тот, чья команда выбрала правильную тактику.
В клуб RCA могут вступить все желающие, кто имеет необходимую подготовку и материальные возможности, или есть отбор?
У нас более 100 членов клуба, но в соревнованиях участвуют далеко не все. В целом популярность любительского велоспорта в стране растет в геометрической прогрессии, свободных помещений на велотреке нет, появляются все новые и новые команды. Приходят люди с разными интересами. Одни просто любят кататься, другие осваивают азы. Есть триатлеты, для которых это элемент тренировок: в одиночку 150–180 км на высокой скорости не проедешь, а у нас средняя скорость на тренировках 35–37 км/ч. Достигаем этого за счет формирования групп по сопоставимому уровню участников. Третья категория – серьезные любители именно велоспорта, которые летом гоняются на шоссе, а зимой – на треке. В межсезонье (осенью и весной) организуются выездные сборы в горах. Они позволяют заложить базу для сезона гонок.
Победители традиционно открывают шампанское
Вы специально подводитесь к стартам? Ставите перед собой цель в плане результата (занятого места или времени)?
Раньше я был одержим результатом. Мой бывший тренер по триатлону Александр Жуков работал как искусственный интеллект, он не знал слов «боль» и «нет». Были четкие целевые показатели как по количеству стартов, так и по результату. Со временем я понял, что такой подход мешает наслаждаться жизнью в моменте: постоянно думаешь, когда лечь спать, как лучше восстановиться. А у меня есть семья, друзья, иногда хочется расслабиться.
Нередко говорят, что люди, которые всерьез занимаются любительским спортом, сублимируют. Я не такой, стараюсь жить в гармонии. Но когда за тобой следят «умные» приборы, фиксирующие показатели тела, и ты настроен на определенные данные, сложно получать удовольствие. Из-за недовосстановленности возникали травмы, перетренированность приводила к болезням. Любое приглашение на мероприятие я воспринимал как помеху на пути к результату.
Однажды у меня был старт – половинка Ironman в Абу-Даби. Температура +40 °C. Я был настолько сфокусирован на цели, что не заметил, как перед глазами стало все троиться. В итоге за пару километров до финиша упал, потерял сознание. Несколько часов меня откачивали. Это стало хорошим сигналом к пересмотру подхода к спорту. Я начал тренироваться без амбиций и каких-то конкретных целей, сосредоточился на физической подготовке и совершенствовании техники во всех трех дисциплинах. Занимался персонально с тренерами. Мне нравилось просто ощущать динамику своего прогресса и быть готовым в любой момент записаться на старт и через две-три недели его пройти.
Я увлекся триатлоном в 2012 году и воочию наблюдал за многими любителями, которые разочаровывались либо от того, что не достигли намеченного результата, либо достигли, но путь к следующей цели требует гораздо больших усилий и ограничений. Так пропадала мотивация. И я осознал, что мотивация, которая заключается в цифровом измерении, в принципе неправильная. Она мешает сделать спорт частью жизни и наслаждаться ежедневно самим процессом. Поддерживаю себя в хорошей форме и в любой момент могу поехать на гонку. Не буду разочарован вне зависимости от результата, получу удовольствие от атмосферы, процесса. Нравится работать в команде, вместе радоваться успехам.
Какой старт вам запомнился больше всего?
Однажды я узнал о заплыве через озеро Севан от берега до берега, самое узкое место с дистанцией около 7 км. Озеро расположено на высоте 2200 м, что усложняет задачу. Температура воды +15–17 °C, к тому же в Севане нет течений, которые порой помогают спортсменам. Весь 2018 год занимался только плаванием – и справился. Плыл в тумане при плохой видимости. Я преодолел несколько сложных дистанций в триатлоне, но ни один старт не вспоминал с таким же ощущением радости и преодоления себя.
В Доломитовых Альпах три раза участвовал в семидневных гонках с набором высоты от 2000 до 4000 м на дистанции от 100 до 150 км. Это история про постоянную работу над собой – медитация, борьба с усталостью, когда тело и мозг говорят «хватит», но ты находишь аргументы продолжать. Мне это очень помогло в бизнесе, инвестбанкинг про это же: нужно быть в постоянном тонусе, терпеть и не сдаваться, преодолевая трудности на пути сделки. Все равно дойдешь до финиша, но путь очень длинный, опускать руки нельзя. Как и в циклических видах спорта, решения по ходу дистанции принимаются интуитивно, но на основе накопленного опыта.
Насколько для вас важна эстетическая составляющая в спорте: красивый велосипед, аксессуары…
Очень люблю, когда все красиво. Нравится не дороговизна, а именно эстетика. Когда все в команде одеты в одну форму, даже в мелочах: носки, велотуфли, шлем… Все гармонично и сбалансированно. Велоспорт очень педантичен. Если какие-то элементы неподобающие, с гонщиком все понятно: он триатлет или фиксер. Так часто называют велосипедиста, который выглядит не комильфо и зачастую непредсказуем в группе. Как правило, триатлеты привыкли работать в одиночку и не способны действовать в команде. Конечно, среди них есть и «прошаренные», которые уже погрузились в велоспорт, понимают его специфику.
Тактическая борьба по ходу гонки
Какая у вас марка велосипеда?
Pinarello. Очень люблю эту марку и давно не изменяю ей. У нас в клубе примерно 80% участников выбирают ее. В одежде предпочитаю Paul Smith. Сэр Пол сам был велогонщиком, эту любовь привнес и в свои коллекции одежды и аксессуаров. Мне довелось с ним познакомиться на онлайн-встрече, он был у себя в кабинете (она же мастерская), где на стене висели несколько его велосипедов. У Paul Smith много коллабораций с выдающимися велосипедными брендами, такими как Rapha, Kask и другие. Более того, сэр Пол сделал специальный мини-фильм про гонку инвестиционных банкиров на треке в офисных костюмах – это очень креативно и красиво. Во время велотура по Португалии нашим велогидом был 75‑летний бывший велосипедист, который поставил перед собой цель – проехать миллион километров к 80 годам, и ему оставалось всего 150 тыс. км для достижения цели. Он был в потрясающей форме и жил полной счастливой жизнью, это, безусловно, вдохновило меня и моих друзей и усилило любовь к велоспорту. Это увлечение позволяет круглый год находиться в хорошей физической форме, выглядеть моложе своего биологического возраста, ощущать легкость бытия, хороший аппетит и получать новые впечатления от жизни. Например, приезжаешь на Кипр или в Италию, берешь в аренду не автомобиль, а велосипед и наслаждаешься каждым километром, погружаясь в местную жизнь и красоту пейзажа. Нет других видов спорта, которыми можно заниматься по пять-шесть часов в день на природе в красивых местах. Это не только спорт, но и хобби длиною в жизнь.
Велоспорт в материальном плане – это исключительно источник трат или каким-то образом монетизируете свое хобби?
Только трачу. Сначала думал, что я «не дорос», чтобы приобретать топовый велосипед, но жизнь одна, и радовать себя надо в моменте. У меня был Pinarello Dogma F, и друзья подарили велосипед этой же модели, но актуального года выпуска, на три года новее. Тестирую – и чувствую различия в деталях, которые понятны уже продвинутому любителю. Это приятное ощущение. Сама рама с годами «устает», становится менее жесткой, так как за год пробег может быть от 10 тыс. до 20 тыс. км. Хороший велосипед – это красиво. На новый велосипед могу смотреть с бо́льшим наслаждением, чем на автомобиль. Производители тратят миллионы долларов, чтобы сделать велосипеды более технологичными, это же касается и сопутствующих товаров, софта. Помимо эстетической составляющей гаджеты дают понимание своего физического состояния. Я не буду делать серьезную тренировку, находясь в «красной» зоне, проведу восстановительную, и наоборот.
Очень люблю, когда все красиво. Нравится не дороговизна, а именно эстетика. Когда все в команде одеты в одну форму, даже в мелочах: носки, велотуфли, шлем… Все гармонично и сбалансированно. Велоспорт очень педантичен. Если какие-то элементы неподобающие, с гонщиком все понятно: он триатлет или фиксер. Так часто называют велосипедиста, который выглядит не комильфо и зачастую непредсказуем в группе
Вкладываясь в велоспорт, много экономлю на врачах, лекарствах, спиртном. Мои друзья тратят немалые деньги, чтобы похудеть, усилить иммунитет, а мне это не нужно. Я гедонист, могу себе позволить вкусно поесть и выпить бокальчик-другой, но по особым случаям, для удовольствия, в том числе эстетического.
Шоссейный велоспорт – недешевое удовольствие, им занимаются преимущественно обеспеченные люди. Вы рассматриваете коллег по клубу, гонкам в качестве потенциальных клиентов?
Гонку можно хорошо проехать даже на алюминиевой раме, я вижу людей, которые уже лет десять выступают на одном и том же велосипеде. Так что не все занимающиеся шоссейным велоспортом финансово должны быть обеспечены выше среднего. У меня были клиенты среди любителей велоспорта и триатлона, такое хобби сближает. К тому же в гонках человек проявляет свои личностные качества. Появляется невербальное доверие, из него могут формироваться человеческие, профессиональные отношения.
Наш бизнес самодостаточен, репутация хорошая. У меня нет цели привлечь новых клиентов, они сами нас находят. Если стоит задача продать бизнес среднего размера, выбор невелик: услуги высокого уровня предоставляют несколько компаний, мы в их числе. Целенаправленно я свой бизнес в спортивном сообществе не рекламирую. Однажды мои коллеги заключили контракт, назвали мне компанию, фамилии руководителей. И я понял, что мы вместе тренировались. Во время тренировок и гонок о работе не говорим.
У вас есть суперцель в жизни и спорте?
Прожить долгую и насыщенную красками жизнь, и так, чтобы в возрасте старше 70 лет все еще кататься на шоссейном велосипеде в красивых местах. Такая картинка жизни вдохновляет продолжать – и в велоспорте, и в бизнесе. Путешествовать на велосипеде прекрасно. В начале 2000-х годов мы в путешествиях объездили много стран вместе с командой «Планета Экстрим»: Таиланд, Малайзия, Сингапур, Китай, Гонконг, Италия, Франция, Испания, Португалия, Армения, Грузия… В Пиренеях забирались в места, куда на автомобиле не доедешь. Велосипед делает многое доступным, и в этом одно из многих его преимуществ. Велоспорт – про радость и красоту.