Второй блин. В Баку во второй раз прошел этап «Формулы-1»

Большой спорт №7-8 (114)
Текст: Андрей Супранович
Экс-глава «Формулы-1» Берни Экклстоун, большой фанат городских трасс, отодвинут в сторону, но его дело еще живет. Появившийся еще во времена Берни этап в Баку, в этом году прошедший под вывеской «Гран-при Азербайджана», сполна оправдал ожидания болельщиков. После невзрачных и скучных заездов в Сочи, Барселоне и Монако на берегу Каспийского моря наконец-то состоялась самая яркая гонка за последние шесть лет. Почему азербайджанский этап войдет в историю, поясняет корреспондент «Большого спорта», увидевший шоу воочию.

Устроители этапа проявили похвальное рвение в работе над ошибками. Многие недоработки и недочеты в организации, на которые жаловались пилоты и болельщики, были исправлены. Главный недостаток – совпадение гонки по срокам с «24 часами Ле-Мана» – исправил календарь, и в страну хлынули столь долгожданные иностранные болельщики. Англо- и иноязычной публики действительно было ощутимо больше, чем на прошлогоднем Гран-при Европы (под такой вывеской этап состоялся в 2016-м), однако основную массу все равно составляли российские любители «Формулы‑1». Самолеты из Москвы были забиты под завязку и неприятно напоминали туристические чартеры. Количество пьяных и неадекватных россиян приводило случайных транзитных пассажиров в состояние грогги.

Народ против
Организаторы бодро рапортовали, что большинство билетов было продано, хотя и не скрывали, что местная публика брала их не очень охотно, даже несмотря на 30–40-процентные скидки, недоступные иностранцам. Как и годом ранее, основной причиной приобретения билета были концерты, проходившие по вечерам. В 2016-м бакинцев развлекали Крис Браун, Энрике Иглесиас и Фаррелл Уильямс, а нынче для этой цели позвали Таркан, Black Eyed Peas и нестареющую Мэрайю Кэри. По слухам, гонорары для исполнителей превышали 500 тысяч долларов.

Несмотря на заверения о распроданных местах, трибуны не был заполнены, зияя заметными проплешинами. При этом многие настоящие фанаты «Формулы‑1» просто стояли за ограждением, так как не могли позволить себе дорогих «проходок». Самый простой «стоячий» билет на предшествующие гонке дни стоил 70 манатов (2,5 тысячи рублей) – за эти деньги можно было погулять в развлекательной зоне, посетить концерт и пройтись по набережной во время квалификации и посмотреть на летящие мимо болиды через решетку. В день гонки самый простой билет стоил 150 манатов (5200 руб­лей). Впрочем, представителям азербайджанской элиты даже цена в 4000 долларов за пропуск в Paddock Club была по плечу. Другое дело, что проход в VIP-зону был сделан исключительно из соображений статусности, поэтому большинство местных посетителей совершенно не разбирались в формульном мире, предпочитая просмотру заездов игру на симуляторах и банкет.

В то же время оставшаяся часть жителей Баку крайне негативно отнеслась к проведению соревнований такого уровня. Все дело в том, что гонка проходила по центральным проспектам города, и сооружение трассы более чем на неделю парализовало улицы. Согласно последней переписи, в Баку живет 3,2 млн человек, тогда как местные улицы планировались лишь на 1,5 млн человек. Перекрытие же главных артерий вовсе вызывало коллапс. Кое-где укладывали временный асфальт – прямо поверх старинной брусчатки, а трассу огородили забором. Жители центра целую неделю не могли ходить привычными маршрутами – обычная дорога в магазин вместо двух-трех минут могла занять 10–20, а уж проживающим в Ичеришехере и вовсе пришлось несладко – крепость, окруженная трассой, имела лишь один небольшой мостик для связи с остальным миром. Бакинское метро, обычно не жалующееся на наплыв пассажиров, не справлялось с резко возросшим потоком – в подземку спускались даже те, кто раньше воротил нос от подобных видов транспорта. Иных путей через сердце города практически не было. По словам таксистов, ситуация на дорогах все же немного улучшилась в сравнении с дебютным Гран-при – и автомобилисты, и дорожная полиция оказались лучше информированы, чем в прошлом году. К тому же непосредственно во время гонки людской поток немного схлынул – многие поспешили уехать из города на празднование Ураза-Байрама.

Недовольство продолжают вызывать и большие траты на проведение гонки. В стране, переживающей кризис и падение национальной валюты, выделение 190 млн. долларов на проведение Исламских игр и «Формулы‑1» считают нецелесообразным.

Спор лидеров
К счастью, сама гонка заставила всех забыть о недовольствах. Узкая и немного кочковатая трасса заставляла гонщиков ошибаться на протяжении всего уик-энда как в прошлом, так и в этом году. Лишь по невероятному стечению обстоятельств Гран-при‑2016 обошелся без аварий и safety car. В 2017-м тон, как обычно, задали пилоты «Формулы‑2». В субботу гонка закончилась раньше времени – авария в 8-м повороте за несколько кругов до финиша полностью заблокировала трассу, появились красные флаги, и Шарль Леклер был объявлен победителем. Он же первым пересек финишную черту и в воскресенье, но на подиуме стоял на второй ступени пьедестала – сказался 10-секундный штраф за превышение скорости под желтыми флагами, коих было непривычно много.

Красные флаги появились и во время гонки «Формулы‑1», автомобиль безопасности выезжал на трек трижды, а сразу трое потенциальных победителей упустили великолепную возможность стать первыми. Триумфатор квалификации Льюис Хэмилтон пострадал из-за редкой проблемы – на скоростных прямых у британца стал отходить подголовник, Льюису даже приходилось придерживать его рукой. Продолжать гонку в такой ситуации не позволяют правила безопасности, и Хэмилтону пришлось свернуть в боксы. Из них он выехал уже позади Себастьяна Феттеля. Пилот Ferrari, в свою очередь, был наказан за инцидент с тем же Хэмилтоном, который резко замедлился, двигаясь за автомобилем безопасности. Феттель врезался в Mercedes, а затем, пристроившись сбоку, выразил свое негодование и вновь допустил столкновение. Автомобили не пострадали, однако Феттелю пришлось отбыть 10-секундный штраф Stop & Go, который также лишил его шансов на подиум. Возможно, столкновение стало следствием того, что покрышки в Баку слабо прогревались, даже несмотря на жару. UltraSoft в Азербайджан Pirelli решила не привозить, ограничившись SuperSoft, Soft и Medium.

В самом начале гонки Валттери Боттас допустил ошибку и протаранил Кими Райкконена. Поначалу показалось, что в финском столкновении больше пострадал Боттас, однако тот сумел вернуться на трассу, пусть и в круге от лидера. Но Кими в итоге сошел – в трафике он пробил шину, а ошметки резины повредили болид, чьи осколки разлетелись по всей трассе. Гонку пришлось остановить, так как безопасно убрать все части Ferrari не представлялось возможным.

Развязка
К тому времени зрители увидели и столкновение напарников – в борьбе за позицию столкнулись пилоты Force India Серхио Перес и Эстебан Окон. Обидно, ведь оба шли в лидерах, но из-за неосторожности «розовые» потеряли шансы на призовую тройку. В результате этих событий в лидерах гонки оказался Даниэль Риккардо, стартовавший лишь десятым, Лэнс Стролл, не совершавший ошибок, вышел на второе место, а на третьем сенсационно оказался Кевин Магнуссен. Фелипе Масса на момент рестарта ехал перед Строллом и наверняка опередил бы напарника на финише, но вмешались проблемы с машиной. Нико Хюлькенберг также был готов побороться за первый подиум в карьере, но сам ошибся и разбил болид. А вот Валттери Боттас, из-за серии пейс-каров подтянувшийся к пелотону, устроил порази-тельный прорыв. В итоге Боттас накатил на финиш так, что прямо в финишном створе с помощью DRS обошел Стролла! Второе место после отставания на круг – знак качества, даже несмотря на все приключения соперников. Впрочем, канадец не расстроился из-за потери позиции – до старта гонки ни он, ни Williams не могли даже и мечтать о тройке. «Гонка выдалась суматошной, соперники попадали в аварии, так что мне нужно было просто сохранять хладнокровие и держаться подальше от неприятностей. Мне это удалось, и мой темп оказался отличным. Сейчас я на седьмом небе от счастья»,  – не скрывал радости Стролл, ставший «пилотом дня».

Еще двумя неудачниками уик-энда стали Джолеон Палмер и Даниил Квят. Нещадно критикуемый Палмер попал в аварию в пятницу, а из-за возгорания машины в субботу даже не стартовал в квалификации. В гонке он сошел уже на седьмом круге. Очередные неудачи вновь всколыхнули разговоры о необходимости посадить в кокпит Renault Сергея Сироткина. Впрочем, россиянину не очень удался уик-энд в «Формуле‑2» – ничем примечательным он не запомнился. Что до его соотечественника Квята, то Даниил легко мог претендовать на очки, но сошел из-за отказа электроники.

Результаты гонки
1. Даниэль Риккардо 
Red Bull Racing 2:03.55,570    
2. Валттери Боттас
Mercedes AMG F1 +3.904    
3. Лэнс Стролл
Williams +4.009
4. Себастьян Феттель
Ferrari     +5.976
5. Льюис Хэмилтон
Mercedes AMG F1  +6.188
6. Эстебан Окон
Force India +30.298
7.  Кевин Магнуссен 
Haas +41.753
8. Карлос Сайнс
Toro Rosso  +49.400
9. Фернандо Алонсо
McLaren +59.551
10.  Паскаль Верляйн
Sauber +1:29.093

Партнеры журнала: