Все дороги ведут в Монте-Карло. Ретроралли глазами корреспондента БС

Большой спорт №3 (120)
Текст и фото: Мария Мельникова
Серое небо над Бад Хомбургом начинало темнеть. Шел мелкий дождь, зрители стояли под разноцветными зонтами, но больше всего было красных. Это хоть как-то скрашивало общую серость дня. Еще по-настоящему яркими пятнами были автомобили – многие желтые, зеленые, ярко-голубые, но по-настоящему в сумерках выделялся ярко-красный длинноклювый Jaguar E-Type 1968 года выпуска, который неторопливо подбирался к стартовой палатке с надписью Rallye Monte-Carlo Historique. Особенно приятно было видеть на борту автомобиля российский триколор. Для Ильи Кашина, владельца компании Russian Racing Group, это был уже 6-й старт в ралли.

Впервые русский экипаж принял участие в Ралли Монте-Карло в 1912 году. Андрей Нагель и Вадим Михайлов стартовали из Петербурга на автомобиле Russo-Balt, проделали весь путь своим ходом без единой поломки, получили несколько призов, в том числе и за выносливость, и отправились обратно в Россию. В те годы ралли проходило совсем иначе, чем сейчас. Экипажи стартовали из разных стран и городов к месту общего сбора – Монте-Карло, а по пути должны были отмечаться в контрольных точках. Нагель и Михайлов выдвинулись от Московской заставы в назначенное время и финишировали первыми на несколько часов раньше всех остальных!

Такой центростремительный старт называли звездным, и эта традиция сохраняется в Историческом ралли Монте-Карло и по сей день. В этом году участники стартовали из шести европейских городов: Монте-Карло, Барселоны, Глазго, Осло, Реймса и Бад Хомбурга. Всем им предстояло проделать многокилометровый путь, прежде чем они встретятся 4 февраля на центральной площади под названием Марсово поле во французском Валансе.

Пауза в 86 лет
По карте от Бад Хомбурга до Валанса немногим больше 600 км, но ралли никогда не едет напрямую. Толстенный роудбук (дорожная книга, в которой прописывают маршрут для участников) вел экипажи в обход по маршруту почти в два раза дольше  – по узким дорожкам, темным, порой заснеженным и мало приспособленным для тех классических автомобилей, которые по условиям ралли могут принимать участие в гонке.

В этом году Историческое ралли в Монте-Карло проходило уже в 21-й раз. Однако в скобках организаторы всегда пишут еще одно число, всегда отличающееся от этой цифры на стабильную величину. 86 – это разница в годах между самым первым ралли Монте-Карло и тем годом, когда ветераны вновь вышли на старт.

Впервые Rally Monte-Carlo Historique состоялось в январе 1998 года. Тогда зарегистрировались всего 60 участников, однако их восторженные отзывы привели к тому, что уже на следующий год число автомобилей практически удвоилось, а затем организаторам пришлось уже скрепя сердце и отказывать в регистрации: такую бешеную популярность приобрело мероприятие. Сейчас максимальное количество автомобилей, которое способно «переварить» ралли, составляет 300–320 штук. Организаторы – Автомобильный клуб Монако (ACM). Их же перу принадлежит и современный этап WRC в Монте-Карло, и Гран-при Монако в «Формуле‑1».

По регламенту к участию в ралли допускаются только те автомобили, которые ранее уже выходили на старты этой гонки: это более 100 марок различных производителей и гораздо большее число моделей. Среди них есть, кстати, и советский автопром: ГАЗ‑21 «Волга», ВАЗ‑2103 и «Москвич» 407/408. Именно эти машины красовались в Монте-Карло в 1960-х, правда, без особого успеха, хотя некоторые из них и добирались до финиша. В 2012 году отечественные автомобили вновь появились на монегаскской земле и, к сожалению, вновь не слишком удачно. Экипажи, выведшие их тогда на маршрут, рассказывали на финише, что и мощность двигателя чересчур мала, и управлять ими на горных серпантинах не слишком удобно. С тех пор они здесь редкие гости, в этом году был лишь один советский автомобиль – Lada 1500 (тот же ВАЗ‑2103), подготовленный в Латвии и выступавший под латвийскими номерами.

Самые популярные среди автомобилей-участников – Porsche, Lancia, Alfa Romeo, Mini, Volkswagen, Opel, BMW и, конечно, французские Peugeot, Citroen и Renault, особенно Alpine. Самым старым из всех стал в этот раз Austin Taxi 1951 года, совсем немного в возрасте ему уступал Triumph TR2 (1954). Большинство же автомобилей относится ко второй половине 1960-х – 1970-м. Встречаются здесь и настоящие раритеты – вроде сербской Zastava, на которой в этом году выступал польский экипаж и занял 3-е место в абсолюте, или французской Simca. На XXI ралли их было целых две.

Английские Jaguar на Rallye Monte-Carlo Historique – довольно частые гости. Здесь встречаются и полные собственного достоинства Mark II конца 1950-х – начала 1960-х, и вполне себе раритетные Jaguar XK – в этом сезоне, например, ХК150 1958 года, и стремительные E-Type.

Российский триколор на Лазурном берегу
Илья Кашин в шестой раз выводит на старт бессменный Jaguar E-Type 1968 года, а на предыдущих ралли компанию ему составляли друзья, так что на финише на набережной Принца Альбера в Монте-Карло выстраивалось и по три в ряд одинаковых и невероятно красивых породистых британца.

«Этот заднеприводный автомобиль легко управляется и может развивать высокие скорости, которые частенько оказываются полезны. Кроме того, он в любом месте оказывается центром внимания, ведь не зря же его в свое время назвали самым красивым купе эпохи, – сказал Илья Кашин. – Несколько раз я задумывался о том, чтобы заменить его на что-то более маленькое и компактное, на чем будет удобнее побеждать, но ведь Ралли Монте-Карло – это не только победа, это еще и стиль, и красота».

На самом деле Rallye Monte-Carlo Historique для многих – огромная часть жизни. 91-летний Вилли Кейв выступал на каждом из 21 соревнования, благополучно финишировал в этом году и пока не думает прекращать гонки. За его плечами огромное количество различных ралли в качестве штурмана, но именно Монте-Карло – то, о чем он готов рассказывать до тех пор, пока не будет объявлен следующий старт. Последние годы он ездит со своим боевым товарищем Дэвидом Мустардэ, который младше его на 15 лет, на принадлежащей ему Alfa Romeo Giulia 1963 года. И пусть Вилли здесь самый старший, но подобных историй в Монте-Карло огромное количество. Для кого-то это мечта всей жизни, кто-то стоял у истоков, а кто-то услышал и приехал побеждать.

Победить с первого раза, однако, на Rallye Monte-Carlo Historique практически невозможно: настолько сложной и тяжелой является эта гонка. Пять дней продолжается соревнование, тысячи километров дорог остаются позади. Горные серпантины, заснеженные проселки, ночные этапы, сутки без сна – Ралли Монте-Карло по всем своим признакам напоминает классическую гонку на выносливость, причем едут в ней в основном не молодые спортсмены (хотя и такие есть) на хорошо подготовленных спорткарах, а люди в возрасте, и их автомобили иногда вызывают не столько восторг, сколько умиление и непонимание того, как они вообще еще двигаются.

Но внешность бывает обманчивой. Несмотря на свой возраст, все машины полностью соответствуют спортивным нормам безопасности, а технический регламент четко соблюдается благодаря бдительности комиссаров. Автомобили оснащены мощным каркасом, спортивными сиденьями и ремнями безопасности – ведь неоднократно бывали случаи, когда на скользкой или темной дороге они срывались в пропасть, и только соблюдение правил спасало людям жизни. Вообще же регламент позволяет, помимо безопасности, производить и другие доработки, важно только, чтобы все основные узловые агрегаты автомобиля соответствовали его исторической эпохе, а, например, доработка тормозов и подвески не запрещена.

Один из механиков команды Russian Racing Group рассказал, что и красный Е-Type также был неплохо доработан: «Помимо каркаса и системы пожаротушения, были проведены определенные разрешенные работы на двигателе, установлены новые амортизаторы Intrax, блокировка дифференциала, гидравлический ручник и специальная резина».

Бюджет команды определяется не только стоимостью авто и его подготовки. Само участие тоже влетает в копеечку – только стартовый взнос на экипаж составляет 6 тыс. евро, правда, в эту сумму входят и приветственный вечер, и заключительный гала-ужин. Но ведь необходимы еще и топливо, и резина, и проживание. Богатые команды могут позволить во­зить за собой техничку и механиков, а те, у кого бюджет ограничен, грузят на крышу два колеса, в багажник – лопату, чтобы откапываться на случай глубокого снега, и… погнали!

Непросто организована и спортивная часть ралли: помимо больших перегонов, участники каждый день проходят и несколько спецучастков. В отличие от спортивных гонок здесь главная составляющая – регулярность движения. Это значит, что экипаж должен ехать строго по графику, соблюдая заданную среднюю скорость движения, и проходить контрольные точки в полном соответствии с дорожной книгой: расхождение даже в секунду в любую сторону карается огромными штрафами.

«С каждым годом участие становится все сложнее, – рассказал Илья Кашин. – Организаторы постоянно обновляют оборудование, используют новые системы, и если раньше на маршруте спецучастка нас ожидало 5–6 точек контроля времени, то сейчас их может быть 20 и более».

Тяготы финиша
Самый сложный этап ралли – заключительный. Все экипажи отправляются на старты в ночь, а проходит маршрут по узким горным серпантинам недалеко от Монако. Этот маршрут заимствован у этапа WRC и называется Col de Turini, а между собой гонщики называют его «Ночь кинжалов». Это самый зрелищный и самый опасный спецучасток: здесь автомобили взбираются вверх в горы по крутым дорожкам и освещают пространство перед собой мощными фарами. Лучи фар прорезают темноту будто кинжалами, и если смотреть на гору со стороны, то зрелище просто незабываемое.

Зрители ради развлечения кидают снег под колеса, что может привести к непредсказуемым последствиям. И, кстати, на одном из этапов WRC пара экипажей угодила на такой участок с накиданным снегом, что закончилось довольно печально: у кого-то лишь сказалось на результате, а кто-то попал в серьезную аварию.

Сами участники так характеризуют Col de Turini: «Это необыкновенно захватывающе: казалось, что каждый поворот мы проходим интуитивно, хотя у нас были карты, приборы и навигация. Вокруг совершенно темно, и только фары и установленные дополнительно прожекторы выхватывают участки дороги».

Ежегодно финиш ралли проходит на набережной Принца Альбера в Монте-Карло. Уставшие люди и натруженные и побитые автомобили тяжело добираются до последней отсечки. Откуда ни возьмись появляется шампанское, а на лицах начинает светиться неподдельная радость. Они сделали это! Ведь даже финиш на таком соревновании считается победой. В этом году из 307 стартовавших экипажей лишь порядка 40 не добрались до финиша. Это хороший результат. Все довольны.

Партнеры журнала: