Ставка на инновации. Как Nissan тестировал переднеприводный автомобиль в Ле-Мане

Большой спорт №7-8 (94)
Текст: Дмитрий Маслов
«Я очень горд за всю команду», — заявил глава гоночного подразделения Nissan Даррен Кокс, комментируя итоги выступления Nissan GT-R LM NISMO в «24 часах Ле-Мана». Из трех переднеприводных автомобилей класса LMP-1 до финиша добрался лишь один. Однако для дебюта подобный результат можно назвать весьма успешным.

«Сколько часов вы провели за рулем этого болида?» — интересовались журналисты у Марка Шульжицкого в день старта самой престижной в мире гонки на выносливость. «От силы шесть», — признавался россиянин, ставший первым нашим соотечественником в самом престиж­ном классе «24 часов Ле-Мана». Инновационный для гонок на выносливость автомобиль с передними ведущими колесами японский производитель планировал обкатать на двух стартовых этапах чемпионата мира в Сильверстоуне и Спа, однако тесты затянулись, и боссы «конюшни» приняли решение отложить официальный дебют до суточной гонки во Франции. По признанию Шульжицкого, машина получилась очень быстрой, но в то же время не до конца доработанной. В частности, она существенно уступала конкурентам в поворотах и с трудом укладывалась в установленные для «гибридов» нормы расхода топлива: для того чтобы не превысить заданную организаторами планку, на некоторых участках трассы приходилось ехать в режиме экономии.

Задача — выжить
Впрочем, боссы Nissan еще до старта гонки подчеркивали экспериментальность болида, отмечая, что в дальнейшем он будет дорабатываться, с тем чтобы в перспективе претендовать на победу. Сейчас же главная задача формулировалась просто: добраться до финиша. Практика показала, что в год дебюта в самом престижном классе LMP-1 сделать это удается далеко не всем.

Не сумел решить задачу и раскрашенный в красно-бело-синие цвета автомобиль под номером 21. Его экипаж помимо Марка Шульжицкого составили испанец Лукас Ордонез и Цугио Мацуда. На десятом часу гонки ведомый японцем болид утратил колесо и не смог самостоятельно добраться до боксов. «Потеря переднего колеса на переднеприводном автомобиле — это проблема вдвойне. В этот уик-энд мы получили хороший урок. Нами собрано огромное количество данных, и мы научились работать вместе, как одна команда. Сейчас нам нужно продолжать учиться, совершенствоваться и развиваться, готовясь к будущему», — отметил Ордонез.
Ведомый британцами Максом Чилтоном и Янном Марденборо, а также французом Оливье Пла Nissan номер 23 на старте имел проблемы со сцеплением, из-за чего вышел на трассу позже конкурентов, однако вкатился в гонку, начав отыгрывать отставание. Планы спутала поломка сцепления. «Я сделал все возможное, чтобы вернуться на трассу, но наш “23‑й” дал ясно понять, что “с него хватит”. Мы сошли, когда прототип вел себя даже лучше, чем на старте гонки», — признался расстроенный Марденборо, который был вынужден прекратить гонку за час до финиша.

Один из трех
А вот автомобиль под номером 22 с задачей справился. Британцы Гарри Тинкнелл и Алекс Банкомбас в компании с Микаэлем Круммом из Германии за 24 часа проехали 242 круга по 13 629 метров. А будь экипаж более удачливым, преодоленное машиной расстояние оказалось бы куда большим. На девятом часу гонки Тинкнелл при скорости 340 км/ч наехал на обломок другого автомобиля, потерпевшего аварию в повороте Indianapolis, после чего болиду потребовался значительный ремонт. «До этого инцидента машина вела себя прекрасно, поэтому вдвойне досадно, что мы потеряли время из-за этой аварии», — сокрушался Хэрри. Впрочем, глава автоспортивного подразделения Nissan посчитал результат удовлетворительным. «Конечно, у нас были проблемы, но они неизбежны, если вы идете по пути инноваций. Наш двигатель обладает огромной мощностью, а с остальными проблемами, я думаю, мы быстро справимся. Мы усвои­ли впечатляющий урок здесь, в Ле-Мане, и наша битва сделала нас только сильнее», — подчеркнул Даррен Кокс.

Ближайший официальный старт переднеприводные Nissan GT-R LM NISMO примут 30 августа на шестичасовой гонке в Нюрбургринге, где состоится четвертый этап чемпионата мира по гонкам на выносливость. В нем будут участвовать болиды под номерами 22 и 23. А вот экипаж с Марком Шульжицким в составе свое выступление в этом виде программы в нынешнем сезоне, скорее всего, закончил. Россиянина ждут соревнования в других классах.
__________________________________________________

Одним из VIP-гостей компании Nissan в Ле-Мане стал шестикратный олимпийский чемпион по велоспорту на треке Крис Хой. Завершивший карьеру в 2013 году легендарный британец переквалифицировался в пилота и уже следующим летом надеется выйти на старт самой престижной суточной автогонки на планете. О своей трансформации из вело- в автогонщика Крис Хой рассказал в интервью «Большому спорту».

В велоспорте вы сами отвечали за результат, а в автомобильном многое зависит от машины. Почему решили сменить специализацию?
Это не совсем корректная постановка вопроса. Я завершил карьеру велогонщика на треке в первую очередь из-за возраста, для этой дисциплины он весьма солидный. Автомобилями же интересуюсь давно, гонялся на любительском уровне. Мне это нравится, поэтому с удовольствием принял предложение Nissan попробовать себя в роли пилота. Я подумывал о том, чтобы испытать себя в автогонках, и они предоставили мне такую возможность. Сотрудничество с этим брендом началось еще до Олимпийских игр 2012 года в Лондоне — я принимал участие в нескольких рекламных кампаниях.

Каковы ваши цели в качестве авто­гонщика?
Сейчас я выступаю в Европейской серии Ле-Мана в классе LMP-3. Наш экипаж с Чарли Робертсоном выиграл открывавшую сезон гонку в Сильверстоуне. В дальнейшем планирую пройти тесты в классе LMP-2, с тем чтобы в следующем году выступить в нем в «24 часах Ле-Мана». Это моя мечта.

Просто выступить или же настраиваетесь на победу?
Нужно быть реалистом. К примеру, в нынешнем году в «24 часах Ле-Мана» автомобиль не позволял Nissan претендовать на победу в самом престижном классе, задача состояла в том, чтобы просто доехать до финиша. Но думаю, что в следующем году машина будет гораздо лучше. В любом случае странно выходить на старт с задачей занять четвертое или пятое место. Если участвуешь в гонке — борись за лидерство, выкладывайся на все сто процентов.

Наверное, нелегко делать это, осознавая, что твой автомобиль уступает конкурентам…
Основное отличие автоспорта от велосипедного в том, что там ты полностью контролируешь происходящее на треке, а здесь многое вне твоей власти. Ты можешь провести выдающуюся гонку в плане пилотирования, но не выиграть. С другой стороны, вероятна и обратная ситуация: победа при объективно не самом лучшем выступлении. В этом случае успех принесут хороший автомобиль и партнеры по команде.

Вам не кажется подобное положение вещей не слишком справедливым?
Автогонки — командный вид спорта, здесь успех зависит от слаженной работы инженеров, дизайнеров, пилотов и многих других специалистов. Интересно наблюдать, как оригинальный инженерный проект воплощается в жизнь, автомобиль постепенно дорабатывается, улучшаются его показатели.

Можете представить, что ваша карьера гонщика будет развиваться самостоятельно, без поддержки со стороны Nissan?
Вряд ли подобное произойдет. Я начал в зрелом возрасте, к тому же у меня нет ни средств, ни знаний для того, чтобы выстраивать свой путь в гонках самостоятельно. Сейчас я только учусь, и Nissan дает мне возможность постигать азы автоспорта.

Какова основная цель вашего приезда в Ле-Ман?
Прежде всего — учиться. Я наблюдаю за тем, как трудятся инженеры, как они общаются с пилотами, смотрю, как строится командная работа. Пытаюсь прочувствовать дух гонки, в которой надеюсь поучаствовать в следующем году.

У вас есть персональный наставник?
Да, это Кристиан Ванн, он работает в Nissan GT Academy, профессионал высочайшего уровня. Именно он ставил мне технику пилотирования, мы с помощью видео разбирали ошибки и работали над их устранением.

А можно ли сравнить управление автомобилем и велосипедом?
В велоспорте на треке все просто: если ты находишься в хорошей форме и уверен в собственных силах — просто крути педали что есть мочи. С машиной сложнее – нужно учитывать массу факторов: тактику соперников, пит-стопы, техническое состояние автомобиля…

В «24 часах Ле-Мана» выступали выпускники Nissan GT Academy, ставшие пилотами в достаточно зрелом возрасте. Они способны вырасти в топ-гонщиков или для этого надо было все же начинать заниматься автоспортом с детства?
Думаю, у этих ребят получается очень даже неплохо. Отчасти именно пример Лукаса Ордонеза и Марка Шульжицкого навел меня на мысль о профессиональном занятии автоспортом: они доказали, что даже начав карьеру относительно поздно, можно достигать успехов.

Стиль пилотирования кого из гонщиков вам нравится больше всего?
Мой герой — раллист Колин Макрей, трагически погибший при крушении вертолета в 39‑летнем возрасте. В юные годы он отличался просто умопомрачительным стилем езды, из-за чего постоянно попадал в аварии, да и вообще был очень неординарным человеком. В интернете можно найти фильм о Макрее, где о нем рассказывает бывший партнер по команде. Это очень интересно, посмотрите обязательно.

По ходу карьеры вы соперничали с россиянами на велотреке и на автомобильной трассе. Где мои соотечественники более сильны?
Россияне хороши в обеих дисциплинах. Спринтер Денис Дмитриев определенно входит в число лучших велогонщиков на треке в мире, а Марк Шульжицкий очень перспективен, у него еще все впереди.

Досье / Крис Хой

- Родился 23 марта 1976 года в Эдинбурге
- 6-кратный Олимпийский чемпион по велоспорту на треке (2004, 2008, 2012), серебряный призер Игр 2000 года
- 11-кратный чемпион мира, завоевал также 8 серебряных и 6 бронзовых медалей планетарных первенств
- Лучший спортсмен Великобритании 2008 года
- В 2014 году начал карьеру автогонщика, выступив в Британском GT
- В 2015 году выступает в Европейской серии Ле-Мана

Партнеры журнала: