Могучая воля. Как россияне покоряли Ле-Ман

Большой спорт №7-8 (94)
Текст: Андрей Супранович
Старейший автомарафон в мире – самая популярная гонка на планете «24 часа Ле-Мана» – вписал в свой толстенный свод победителей новые фамилии. 56 болидов в четырех классах в 83-й раз сражались за право попасть в анналы мирового автоспорта. За триумфом Нико Хюлькенберга на Porsche, долгожданным подиумом G-Drive Racing Романа Русинова в классе LMP-2 и первенством SMP Racing в GTE Am воочию понаблюдал корреспондент «Большого спорта».

Это был Ле-Ман рекордов. 263 500 зрителей собрались вокруг 14‑километровой трассы Sarte, чтобы поддержать команды и весело провести время. Сразу на две секунды улучшил рекорд круга в квалификации Нил Яни, сражавшийся за поул за рулем Porsche 919. Днем позже ему ответил Филипе Альбукерке на Audi R18, установив самое быстрое время на круге в гонке.

Это был Ле-Ман без дождя и крупных аварий — 37 автомобилей из 56 благополучно добрались до финиша, а safety car выезжала на трассу всего четыре раза, да и то ненадолго. Для жаждущих «крови» болельщиков гонка явно не удалась, а вот пилоты и команды вздохнули с облегчением.

Это был Ле-Ман россиян. Марк Шульжицкий стал первым соотечественником, стартовавшим в престижном классе LMP‑1. Роман Русинов вместе с российской же командой G‑Drive наконец-то поднялся на давно заслуженный подиум в LMP‑2. А Виктор Шайтар и Алексей Басов в составе SMP Racing и вовсе поразили, добравшись до первого места в категории GTE Am. Ну а Давид Маркозов, Михаил Алешин и братья Ладыгины из других команд довели количество россиян на Ле-Мане до рекордных восьми человек.

В стиле drive
«За 24 часа может случиться все что угодно. Да, у нас есть автомобиль, который способен сражаться за победу, но этого мало. Даже самая лучшая машина и большая команда не дают гарантии того, что ты сможешь победить», — говорил после гонки главная звезда G‑Drive Racing Роман Русинов.

Российская команда, выступаю­щая при поддержке премиального топлива G-Drive сети АЗС «Газпромнефть», в этом году сделала все, чтобы выиграть титул. Были учтены ошибки прошлого, на старт суточного марафона вышел не один, а сразу два прото­типа, да и сами они стали мощнее и стабильнее. Болиды добились дубля на первом этапе чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC (в который входят и «24 часа Ле-Мана»). Но во Франции победа ускользнула, несмотря на то что в квалификации автомобилем под номером 26 было завоевано второе место. «В самом начале гонки мы потеряли около двух минут на пит-стопе. Ночью у нас загорелась машина, и мы откатились на 8–9‑е место. Пришлось пробиваться наверх», — продолжает Русинов.

Возгорание во время заправки стало одним из самых зрелищных моментов всего марафона — утренние воскресные газеты даже посвятили ему отдельный материал, вызвавший ажиотаж в боксах. Механики и отдыхаю­щие пилоты G‑Drive Racing передавали газету из рук в руки и фотографировали ее на смартфоны. К счастью, на этом неприятности Русинова и его партнеров Жюльена Каналя и Сэма Берда закончились, и они стали отыгрывать место за местом. После схода одного из лидеров класса LMP‑2 — Thiriet by TDS Racing — G‑Drive Racing даже вернулись на вторую строчку, которую, к сожалению, не удалось удержать. «Да, были ошибки, повлиявшие на результат, но в любом случае третье место — это хорошо. Российский флаг на подиуме в Ле-Мане — большое достижение. Самыми сложными были последние три-четыре круга, хотелось, чтобы они поскорее закончились», — устало комментировал Русинов, сумевший поспать лишь 20 минут за сутки.

Второй прототип G‑Drive Racing, выступавший под номером 28, финишировал четвертым, но при этом отстал от сокомандников на четыре круга. Еще на 14 кругов меньше проехал болид BR Engineering BR01, принадлежащий SMP Racing. Впрочем, абсолютно новый, построенный с нуля прототип, названный в честь Бориса Ротенберга, может радоваться самому факту финиша, тем более что и для Михаила Алешина гонка в Ле-Мане стала первой в карьере.

Ника Нико
«Весь периметр трассы был переполнен людьми. В первом повороте ночью что-то горело, то ли сосиски, то ли еще что. Дым был очень густой, что сильно усложняло пилотирование. Но это тоже часть магии Ле-Мана. Главная цель фанатов — вечеринка, а мы лишь звуковое сопровождение».

Роман Русинов понимает, что только в боксах следят за гонкой на протяжении всех утомительных 24 часов. Вокруг же овала трассы жизнь течет своим чередом. Главная трибуна заполнена только во время старта и финиша, в остальные же часы на ней зияют пустоты. Вдоль ограждения постоянно стоят болельщики, но и они меняются каждые полчаса — даже ночью, когда болиды красиво освещают трассу ходовыми огнями, смотреть за гонкой наскучивает. Куда уж лучше попивать пиво с упомянутыми сосисками, кататься на колесе обозрения, устраивать дискотеки и заводить новые знакомства.

Если уж очень хочется знать о происходящем на треке, то можно надеть на ухо специальное радио за 10 евро, где круглосуточно вещают о главных событиях суточного марафона. Те, кто поступил именно так, знали о лидерстве Porsche: вернувшая­ся в Ле-Ман в прошлом году команда захватила первое место уже после девятого часа гонки и никому не отдавала его до самого финиша. Более того, 919 Hybrid сделали дубль, обставив извечных противников из Audi, побеждавших в пяти предыдущих «24 часах Ле-Мана». Победа оказалась весьма символичной, став 17‑й для Porsche после 17‑летнего перерыва. Могло быть еще символичнее, если бы к финишу первым пришел болид под номером 17, но проклятье вечно второго Марка Уэббера оказалось сильнее магии цифр. Триумф же на счету единственного действующего пилота «Формулы‑1» в Ле-Мане Нико Хюлькенберга, сумевшего выиграть первый же свой марафон. «В “Формуле‑1” мне сложно думать даже о подиуме, а Porsche мне дали машину, позволявшую бороться за лидерство. Конечно, я никогда не думал, что одержу победу в своей первой гонке. Это был, наверное, лучший день в моей карьере, возможно, даже в жизни. Надеюсь вернуться сюда в следующем году», — едва не плакал от счастья Нико. Надо отметить, что и напарниками немца были не слишком искушенные Эрл Бамбер и Ник Тэнди, имена которых неизвестны рядовым болельщикам. Но это сплоченное трио сумело провести идеальный уик-энд.

Идеальным он был и для «любителей» на Ferrari 58. Виктор Шайтар, Алексей Басов и примкнувший к ним Андреа Бертолини из SMP Racing провели гонку практически безупречно и уверенно катили к весьма высокому второму месту в классе, когда менее чем за час до финиша сошел Aston Martin, лидировавший с огромным преимуществом. Так британцы подарили России дебютную победу в Ле-Мане, пусть и в самом низшем классе, а над трассой Sarte впервые зазвучал российский гимн.

Борьба с красотой
Омрачил «24 часа Ле-Мана» негласный запрет на grid girls. В этом сезоне проклятый феминизм дотянул свои руки и до гонок на выносливость, выгнав со стартового поля миловидных барышень, испокон веков стоявших на старте рядом с автомобилями. По мнению WEC, женщины перестали быть лишь красивым приложением к быстрым спорткарам, переквалифицировавшись в пилотов и даже боссов команд. Под давлением общественности от красивой обертки автогонок поспешили избавиться, хотя и пилоты, и болельщики оказались крайне не­довольны.

Последним оплотом красоты осталась команда G‑Drive Racing, частично спасшая ситуацию. Из России были выписаны четыре красотки, отобранные при поддержке журнала MAXIM специально для участия в шоу пилотов и выхода на стартовую прямую перед гонкой. Повышенное внимание и громкое одобрение со стороны болельщиков, фотографов и тележурналистов лишний раз показали FIA о поспешности принятия феминистических решений. Ажиотаж вокруг четверки Miss G‑Drive уступал лишь вниманию к победителям из Porsche и к машине под номером 77, за рулем которой гонялся актер Патрик Демпси. На брифинге для фотожурналистов тема звезды «Анатомии страсти» поднималась отдельно — работникам пера и затвора настоятельно рекомендовали не толпиться вокруг болида Патрика. Это, видите ли, мешает проведению гонки и вообще моветон.

Результаты гонки «24 часа Ле-Мана»

LMP-1
1.    Porsche 919 Hybrid (Нико Хюлькенберг, Ник Тэнди, Эрл Бамбер)
2.    Porsche 919 Hybrid (Марк Уэббер, Тимо Бернхард, Брендон Хартли)
3.    Audi R18 e-tron quattro (Андре Лоттерер, Марсель Фасслер и Бенуа Трелуйе)

LMP-2
1.    KCMG (Николя Ляпьер, Ричард Брэдли, Мэттью Хаусон)
2.    Jota Sport (Саймон Долан, Митч Эванс, Оливер Терви)
3.    G-Drive Racing (Жюльен Каналь, Роман Русинов, Сэм Берд)

LMGTE Pro
1.    Corvette Racing-GM (Оливер Гэвин, Джордан Тейлор, Томми Милнер)
LMGTE Am
1.    SMP Racing (Виктор Шайтар, Алексей Басов, Андреа Бертолини)

Партнеры журнала: