Прорыв на запад. Как LADA Vesta покоряет WTCC

№7-8(94)_2015
Текст: Андрей Супранович
Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам (WTCC) – это соревнования топ-класса среди кузовных автомобилей, которые транслируются по телеканалу Eurosport. Это означает, что около 650 млн телезрителей в 188 странах ежегодно смотрят WTCC. Отрадно, что на глаза искушенным болельщикам постоянно попадаются и отечественные спорткары, в этом году выступающие под флагом LADA Sport Rosneft.

История появления российского автопрома на мировых трассах уходит корнями в 2008 год, когда гонщик и владелец команды Russian Bears Виктор Шаповалов самостоятельно решился на участие в туринговых гонках на LADA. Сменив свой BMW на 110‑ю модель отечественного автогиганта и заручившись поддержкой голландца Яапа ван Лагена, а позже и Кирилла Ладыгина (ныне пилота SMP Racing), Шаповалов рискнул выйти на трассу против BMW, Seat, Honda и Chevrolet.

Первый блин, конечно, вышел комом: выше 14‑го места парням подняться не удалось, но накопленный опыт и медийная отдача принесли «медведям» джек-пот: поддержку энтузиастам выразил сам АВТОВАЗ, взяв команду под крыло и сделав ее заводской. В сезоне‑2009 LADA Sport, несмотря на высокий статус, навязать борьбу соперникам не могла, пока команда не подготовила новый спорткар — на сей раз на базе LADA Priora. К тому времени Шаповалов уже сдал лицензию пилота, сосредоточившись на управлении коллективом, а на свое место посадил супертитулованного британца Джеймса Томпсона, победителя британского кузовного чемпионата. На LADA Priora Томпсон принес LADA Sport первые в истории очки, дважды став шестым на автодроме в Имоле. Прогресс был очевиден всем, но АВТОВАЗ не смог продолжить финансирование автогонок, и проект был законсервирован.

После забвения
Возвращение АВТОВАЗа и LADA Sport состоялось только в 2012‑м. Два года простоя отбросили команду назад, и все пришлось начинать практически заново. Сезон‑2012 вообще можно не считать за таковой: на старт вышла всего одна LADA Granta с Джеймсом Томпсоном за рулем, да и та поучаствовала всего на двух этапах. В тот год чемпионат выиграл Роб Хафф на Chevrolet.

Межсезонье и тесты немного воодушевили коллектив, который прирос приставкой Lukoil в названии и еще одним автомобилем, за рулем которого оказался россиянин Алексей Дудукало. В сезон LADA Sport входила с большими надеждами, но на первом же этапе Дудукало разбил машину, влетев в автомобиль своего же напарника Томпсона. Команда объяснила эпизод ошибкой пилота и сразу же заменила Алексея на молодого Михаила Козловского. Судя по результатам, с важной миссией Михаил не справился, не сумев ни разу финишировать выше 13‑го места, тогда как Томпсон семь раз заезжал в десятку, а значит, и в очки. Лучший результат, что неудивительно, был показан на Moscow Raceway — п­ятое место.

Следующий, 2014 год ознаменовался сменой руководства АВТОВАЗа. К радости команды, швед Бу Андерссон сразу выразил поддержку автоспортивной составляющей концерна и благословил на дальнейшие свершения. Благодаря чему в сезон LADA Sport вошла с тремя автомобилями, причем на позицию еще одного пилота удалось заманить того самого Роба Хаффа, всего двумя годами ранее ставшего чемпионом WTCC. Многолетний опыт титулованного британца стал еще одним козырем в рукаве Шаповалова и Ко. Обновленная Granta с усиленным мотором получилась более конкурентоспособной, и как итог — Хафф трижды поднялся на подиум, причем дважды одержал победу: в Пекине и Макао. Уже в ходе сезона команде был представлен прототип LADA Vesta WTCC. До выхода в свет серийной Vesta оставалось больше года…

Новый год
Vesta WTCC, хоть и оказавшаяся лучше, чем Granta, была еще сыровата. Немудрено, ведь LADA Sport стала, по сути, первым пользователем абсолютно нового автомобиля. Чемпионат начали знакомые лица: Хафф, Томпсон и Козловский, однако уже к третьему этапу недовольство невзрачными результатами (обусловленными прежде всего малым количеством тестов у Vesta) вызвало у руководства желание перетряхнуть команду. АВТОВАЗ и новый спонсор команды «Роснефть» жаждали больших успехов. Вместо Джеймса Томпсона, верой и правдой служившего LADA Sport с 2009 года, был выписан тот самый Яап ван Лаген, стоявший у истоков LADA в WTCC. На место не совсем опытного Козловского из GT был приглашен Ник Катсбург, с ходу взлетевший на четвертое место на счастливом для LADA Sport Moscow Raceway. Правда, Хафф и тут был на высоте и принес команде первый подиум сезона.

Впрочем, приход новичков совпал с возросшим уровнем стабильности российского спорткара — раньше LADA гораздо чаще конкурентов не завершала дистанцию. Последующие два старта — в Словакии и Франции — вызывали смешанные чувства. С одной стороны, под Братиславой впервые сразу две LADA — Хаффа и Катсбурга — пробились в третий сегмент квалификации и заняли четвертое и пятое места соответственно. С другой — Роб не смог подняться в тройку, а Ник и вовсе не финишировал. Во Франции же очков в копилку почти не упало: Хафф сошел после аварии и не смог стартовать во второй гонке уик-энда, Катсбург не вышел на старт первой гонки, и лишь ван Лаген в первом заезде финишировал десятым.

Теперь команду ждет этап в португальском Вила-Реале, после чего в чемпионате наступит длительный перерыв перед азиатскими этапами сезона.

Календарь оставшихся гонок WTCC
10–12/07
Vila-Real (Португалия)
11–13/09
Twin Ring Motegi (Япония)
25–27/09
Shanghai International Circuit (Китай)
30/10 – 1/11
Buriram (Таиланд)
26–27/11
Losail (Катар)

Досье / LADA Vesta TC1 WTCC

Кузов: седан с вварным каркасом безопасности
Минимальный вес: 1100 кг (включая пилота)
Двигатель: Global Engine LADA 1,6 л (380 л. с.)
Коробка передач: секвентальная 6-ступенчатая коробка передач Xtrack
______________________________________________________________

Роб Хафф – о любви к трассе в Макао и будущем LADA SportЛидер команды LADA Sport Rosneft

Роб Хафф рассказал «Большому спорту» о планах команды на остаток сезона, расставании с российским пилотом и мечте покататься на Vesta.

Какое место занимает WTCC в гоночной иерархии?
Это единственный чемпионат мира среди кузовных автомобилей, поэтому для любого гонщика или производителя большая честь участвовать в нем. Немаловажно, что наш чемпионат проходит под эгидой FIA. Я выступаю в WTCC с момента его рождения в 2005 году и вижу, как турнир растет, как увеличивается количество болельщиков по всему миру.

Вы сделали себе карьеру в туринговых гонках, но пробовали себя и в «формульных». Почему в итоге выбор пал на кузовные?
Когда я только начинал карьеру в автоспорте, каждые выходные смотрел кузовные гонки и именно в них хотел участвовать, но тогда было куда меньше возможностей. «Формульные» болиды были доступнее, проводилось больше чемпионатов. Но в итоге не я выбрал карьеру, а карьера — меня, и я оказался в туринге.

В WTCC вы были чемпионом в 2012 году и еще трижды поднимались на подиум по итогам года. Переход в LADA, которая пока не борется за первое место, — это шаг назад?
Сразу не соглашусь. Наоборот, переход в LADA — большая возможность для меня. Возможность показать миру, чему я научился за 11 лет в WTCC. Здесь для меня больше вызовов, чем просто вести спорткар по треку как водитель. Мы начинали с машины, которая проигрывала лидерам по четыре секунды на круге, а в прошлом году одержали победы в Китае и Макао и поднимались на подиум в Аргентине. Вот что значит кропотливая работа над машиной! А ведь в этом году она стала еще лучше.

Да, в прошлом году вы гоняли на Granta, а теперь пересели на Vesta. Как вам новый автомобиль? Какие у него сильные и слабые стороны?
Мы очень гордимся нашей Vesta. Нелегко работать над машиной, которая еще не ушла на конвейер — сборка серийной Vesta начнется только в сентябре, а мы получили шасси в свое распоряжение еще в декабре. Нам потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к нему и к подвеске, потому хорошие результаты стали показывать лишь к середине сезона. Потенциал у машины очень большой, так что мы рассматриваем этот год скорее как тестовый, а вот уж на следующий сезон планируем начать удивлять.

Хотели бы прокатиться на серийной Vesta?
Конечно, жду сентября с нетерпением. Учитывая, что я принимал непосредственное участие в разработке гоночной версии, будет очень захватывающе сесть за руль серийной версии и сравнить ощущения. Как я понимаю, АВТОВАЗ использовал некоторые наши наработки, и это фантастика. Посмотрим, какой окажется Vesta.

Как вам работается в русском коллективе?
Хочу заметить, что у нас в команде работают люди девяти национальностей: помимо русских это британцы, итальянцы, немцы, испанцы, французы… Очень приятно наблюдать, как этот разношерстный интернационал сплоченно трудится над общей идеей. Да, мы порой не сходимся во мнениях, но это полезно.

В команде был всего один русский пилот — Михаил Козловский, но и он недавно покинул LADA Sport. Почему было решено с ним расстаться?
Никаких проблем с Михаилом не было, просто Виктор Шаповалов, директор команды, решил, что в текущей ситуации LADA Sport необходимо три пилота, которые близки друг к другу по скорости, поэтому и состоялись замены. Тем не менее Козловский остается в команде, пусть и пока не садится за руль. У него все впереди.

Что скажете о своих новых напарниках Нике Катсбурге и Яапе ван Лагене?
Я знаю Яапа очень давно, почти 15 лет, мы часто противостояли друг другу на самых различных трассах. Он весьма опытен, к тому же уже гонялся за LADA в 2008–2009 годах. Его понимание машины на очень высоком уровне. Что до Ника, то он впервые в WTCC, тем не менее голландец крайне быстр. Как только мы собрались вместе, так сразу показали лучший результат в сезоне.

Этим результатом стало второе место на Moscow Raceway. Дома и стены помогают?
К успеху привел ряд факторов. Московская трасса очень подходит LADA, да и поддержка тысяч фанатов гнала нас вперед, явно добавляя машине скорости.
Закрепить успех удалось неплохим результатом в Словакии, где был установлен рекорд в квалификации, зато во Франции в конце июня вы провалились. Почему?
Был очень тяжелый уик-энд. Показав хороший результат в Словакии, согласно правилам мы получили 20 килограммов балласта. Раньше с нами такого не случалось, команда оказалась к этому не совсем готова, и машина вела себя немного непредсказуемо. А я вообще попал в аварию на старте первой гонки, после чего мы не успели восстановить машину к старту второго заезда. Надеюсь, в Португалии мы исправим положение дел.

Какая трасса вам нравится больше всего?
Моя любимая трасса — это Макао, мне удалось семь раз там победить. Я очень расстроен, что в этом году WTCC там не окажется. Вообще мне нравятся все городские трассы, могу вполне считать себя специалистом по ним.

Прошел слух, что вы все же сможете выступить в Макао, но только в рамках TCR, и команда WestCoast Racing уже сделала вам такое предложение.
Да, финальный этап WTCC в Катаре сместили на неделю, так что у меня появилась возможность стартовать еще и в Макао. Надеюсь, Виктор Шаповалов даст мне разрешение на участие. Мы в хороших отношениях, так что, думаю, все будет хорошо.

В сезоне осталось еще 10 гонок на пяти трассах. Какие цели ставите перед собой?
Нужно работать, чтобы подобраться как можно ближе к подиуму. Также надо улучшать машину, готовиться к следующему сезону. Надеюсь, что апгрейды помогут нам бороться за победу в чемпионате в следующем году. Я же гонщик, мне нужны победы.

Досье / Роберт Хафф

- Родился 25 декабря 1979 года в Кембридже, Англия
- Победитель Formula Vauxhall (2000) и SEAT Cupra Championship (2003)
- С 2005 года выступает в WTCC (225 гонок, 27 побед)
- Чемпион WTCC 2012 года
- С 2014 года – пилот LADA Sport