Покорители степей

Большой спорт №11(37) Ноябрь 2009
Дмитрий Маслов
Международный ралли-рейд «Хазарские степи», прошедший этим летом в Волгоградской и Астраханской областях, запомнился зрителям и участникам неповторимыми ландшафтами и сложной трассой, повлекшей большое количество поломок.

Международный ралли-рейд «Хазарские степи», прошедший этим летом в Волгоградской и Астраханской областях, запомнился зрителям и участникам неповторимыми ландшафтами и сложной трассой, повлекшей большое количество поломок. Уже в первый день из соревнования выбыл обладатель Кубка мира Артем Варенцов, а всего до финиша не доехали 12 из 31 стартовавшего автомобиля. В абсолютном зачете победителем стал экипаж Руслан Мисиков – Сергей Таланцев. Но будет ли у спортсменов возможность и в следующем году повторить нынешнее достижение? Пока ответа на этот вопрос не знает никто. Организатор ралли-рейда Андрей Слепушкин подумывает об изменении формата соревнований.

Любители автоспорта наверняка знают, что российские гонщики не раз становились победителями и призерами чемпионата мира по ралли-рейдам в различных классах, однако парадокс заключается в том, что полноценного национального первенства в этой дисциплине в стране нет. То есть формально оно, конечно, проводится. Но состоит всего из четырех этапов, один из которых в нынешнем году был отменен. Да и не все оставшиеся соответствуют необходимым критериям, о чем прямо заявляет многократный победитель и призер международных соревнований Артем Варенцов: «Сегодня в календаре чемпионата России “Хазарские степи” – единственный ралли-рейд в чистом виде. Это многодневная гонка с линейной дистанцией, разноплановым покрытием дорог и многообразным рельефом».

Помимо интересного маршрута, у проводящегося на юге России мероприятия есть еще один существенный козырь: гарантированная поддержка со стороны властей Астрахани и Астраханской области. Именно она позволила ответственному секретарю Российской автомобильной федерации (РАФ) Сергею Ушакову на церемонии презентации «Хазарских степей» предположить, что «в скором времени ралли-рейд будет уверенно занимать место в календаре FIA». Пока же приходится констатировать, что статус международного мероприятие получило только благодаря участию гонщиков из стран бывшего СССР. И некоторые из них довольно успешно претендовали на высокие места. Но обо всем по порядку.

Сюрпризы на старте

Старт ралли-рейду был дан на главной площади города Волжский, и после недолгого пролога спортсмены отправились на первый скоростной участок протяженностью около 290 километров. Среди стартовавших не оказалось считавшегося фаворитом Артема Варенцова – у его автомобиля возникли проблемы с двигателем. Но это была лишь первая потеря. Уже в первый день до финиша не смогли добраться сразу семь экипажей, а второй скоростной участок не завершили еще три. В беседах с корреспондентом «Большого спорта» сошедшие с дистанции жаловались на ошибки в «легенде», из-за которых в массе своей и получали повреждения автомобили, попадавшие в ямы и наскакивавшие на препятствия в тех местах, где их не должно было быть. А вот Андрей Бирюков вынужден был досрочно закончить гонку по достаточно экзотической причине – его автомобиль столкнулся с «Газелью», перевозившей скот, и получил повреждения, не позволившие продолжить заезд. Пришлось оформлять ДТП, на что потребовалось немало времени.

Если говорить о спортивной стороне, то захвативший лидерство после первого дня Руслан Мисиков вновь завоевал первую позицию, а его ближайшим преследователем стал украинец Богдан Новицкий, проигравший около семи минут. Во второй день к ралли присоединились мотоциклисты, где борьба за первенство разгорелась между двумя Алексеями – Никишкиным и Наумовым.

Песчаный финиш

Решающие же события развернулись в заключительный день соревнования.
Торжественная церемония на площади перед Кремлем, шоу-программа с участием парашютистов – и гонщики отправились на живописный берег Волги на старт Кубка губернатора Астраханской области. Глава региона Александр Жилкин лично проехал за рулем два двухкилометровых круга, победу же одержал Ярослав Соловьев со штурманом Владимиром Королевым.

Решающий спецучасток протяженностью 160 километров не был особенно сложным в плане навигации, но отличался от предшествовавших по части покрытия – оно оказалось преимущественно песчаным. Это и предопределило итоговый результат. Экипаж Мисикова сохранил лидерство, на вторую же позицию переместились Соловьев с Королевым. «Трасса идеально подходит для такого рода автомобиля – заднеприводному багги в песках всегда комфортно. В нескольких местах возникали сложности с навигацией. На двадцатом километре трассы догнали Богдана Новицкого, который без колебаний пропустил нас вперед», – прокомментировал свой успех серебряный призер ралли-рейда. Оставшийся же третьим Новицкий назвал третий этап «самым тяжелым и жестким, особенно в психологическом плане».

Победа на «Хазарских степях», по совместительству являвшихся третьим этапом чемпионата России по ралли-рейдам, позволила Мисикову и Таланцеву досрочно занять первое место в общем зачете. Впрочем, позднее выяснилось, что четвертый этап в Ростовской области отменен, и именно по итогам «Хазарских степей» окончательно сформировался список призеров.

Проблемы роста

И новоявленный чемпион России, и его соперники по «Хазарским степям» были едины в том, что ралли-рейд удался и на следующий год они с удовольствием вновь примут в нем участие. Не сомневается в том, что отчетное мероприятие было не последним, и министр спорта Астраханской области Александр Хозов, заявивший о «большом желании развивать эту гонку». А вот организатор «Хазарских степей» – член комитета РАФ по ралли-рейдам Андрей Слепушкин не столь оптимистичен в оценках перспектив. И не только потому, что пески в Астраханской области «стремительно зарастают и могут вообще исчезнуть». Слепушкин считает, что в своей эволюции ралли-рейд дошел до определенной критической точки: «В таком формате гонка, скорее всего, проводиться не будет. И мы приложим все усилия, чтобы организовать “большой” ралли-рейд. То, что уже имеется сейчас, значительно выше чемпионата России – трасса отвечает требованиям Кубка Европы. Мы обсуждали с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным перспективу перехода на другой уровень, придание ралли-рейду более высокого статуса. Либо удастся сделать гонку “большой”, либо…»

Но о «либо» думать не хочется. Это в избалованной спортивными соревнованиями самого высокого уровня Москве отмена ралли-рейда будет фактически незаметна, а для Астраханской области «Хазарские степи» – одно из главных спортивных событий. Не хочется, чтобы регион его лишился. А для развития нужны деньги. Очевидно, силами местных властей и энтузиазмом организаторов вывести ралли-рейд на новый уровень вряд ли удастся, необходимы куда более значительные средства. Однако, как замечает организатор «Хазарских степей», «Министерство спорта туризма и молодежной политики интересуется в основном олимпийскими видами, а технические дисциплины уходят на второй план. Так, на чемпионат России не обращают ни малейшего внимания». А РАФ серьезно помочь не может просто потому, что не имеет для этого возможностей. «Я считаю, настало время изменения юридического статуса Российской автомобильной федерации, поскольку общественная организация не имеет тех рычагов, которые сегодня нам нужны», – предлагает Андрей Слепушкин.

Партнеры журнала: