Королевские разборки

Большой спорт №11(37) Ноябрь 2009
Сергей Подушкин
«Большой спорт» решил вспомнить тех персонажей «королевы автоспорта», кто всегда находился в самом центре громких скандалов.

В сентябре в «Формуле-1» разразился жуткий скандал: босса команды Renault Флавио Бриаторе уличили в организации умышленной аварии. Как выяснилось, он попросил своего пилота Нельсиньо Пике разбить болид на Гран-при Сингапура-2008 ради победы лидера команды Фернандо Алонсо. Флавио отстранили от гонок пожизненно. Теоретически возвращение возможно, но на данный момент «Формула» лишилась одной из самых неординарных личностей.

«Большой спорт» решил вспомнить тех персонажей «королевы автоспорта», кто в погоне за результатами не забывал эпатировать публику, не был чужд хулиганским выходкам и всегда находился (а кто-то и продолжает находиться) в самом центре громких скандалов.

    Флавио Бриаторе

    Очень симпатичный жулик
    Страна: Италия
    Год рождения: 1950
    Был директором Benetton 
с 1988-го по 1997-й
    В 2001-м возглавил Renault
    21 сентября 2009 года решением Всемирного совета по автоспорту FAI пожизненно дисквалифицирован

    Итальянец – человек-огонь! Даже его друг и ментор, бизнесмен Лучано Бенеттон, который сначала сделал Флавио своим партнером в компании по производству одежды, а затем в конце 1980-х годов поставил у руля «формульной» команды Benetton, называл Бриаторе «очень симпатичным жуликом». Флавио действительно никогда не чурался действовать на грани, а порой и за гранью фола. Он вел себя совершенно нетипично для «Формулы-1». Но вместо того чтобы провалиться, добивался успеха. Бриаторе всегда рассматривал автоспорт как бизнес, умел договориться со спонсорами и найти классных пилотов. Именно он разглядел в Михаэле Шумахере будущего чемпиона, оперативно умыкнул молодого немца в 1991-м из Jordan и сделал из него двукратного чемпиона мира в 1994-м и 1995-м. Причем ходили слухи, что успехи Benetton были связаны с использованием незаконного программного обеспечения и других запрещенных приемов. Международная федерация автоспорта (FIA) даже проводила по этому поводу расследование, однако ничего доказать так и не удалось.

    После взлета последовало падение, Бенеттон уволил своего протеже, но в начале 2000-х команду купила Renault и Бриаторе вновь оказался у руля. Тогда же он сделал ставку на юного испанца Фернандо Алонсо и опять превратил парня в двукратного чемпиона. С каждым годом Флавио все больше эпатировал публику, вел образ жизни сибарита, менял подруг-супермоделей как перчатки. В частности, крутил роман с Наоми Кэмпбелл, а с Хайди Клум и вовсе собирался под венец (та родила от него дочь Лени), но так и не собрался. Престарелый плейбой чуть позже женился на другой супермодели – Элизабет Грегорачи, которая морально поддержала его во время успешной борьбы с раком. Возил молодоженов на свадебной церемонии, кстати, сам Алонсо.

    Тем не менее Флавио и не думал успока­иваться. Еще до свадьбы, в конце 2007-го, он вышел сухим из воды после обвинений Renault в шпионаже, в этом году запомнился оскорбительными комментариями в адрес ряда пилотов во главе с лидерами чемпионата Дженсоном Баттоном и Рубенсом Баррикелло, от лица ассоци­ации команд шантажировал президента FIA Макса Мосли организацией альтернативного чемпионата и фактически победил. Но все же получил ответный удар – уволенный из Renault Нельсон Пике-младший «настучал» на босса, заставившего его намеренно разбить машину год назад в Сингапуре в максимально выгодный для Алонсо момент. Сам Бриаторе вины не признал и намеревается оспорить пожизненную дисквалификацию в гражданском суде.

    Джеймс Хант

    Секс, драки и женщины
    Страна: Англия
    Годы жизни: 1947–1993
    Сезоны: 7 (1973–1979)
    Чемпионство: 1 (1976)

    Когда нынешних пилотов «Формулы-1» обвиняют в неяркости, бесконфликтности и заученных политкорректных ответах на острые вопросы, для контраста сразу же вспоминают Джеймса Ханта. Этот англичанин прославился не столько своим чемпионским титулом 1976 года, сколько вызывающим поведением вне трассы.

    Уже в юности из-за постоянных аварий Джеймс получил прозвище Хант-разрушитель. И конечно же, он всегда отличался буйным нравом – однажды, после столкновения с машиной соперника, пилот набросился на оппонента с кулаками, наградив его затрещиной. В 1977 году, уже в ранге чемпиона мира, на Гран-при Канады Хант ударил маршала, пытающегося всего-навсего помочь ему выбраться из кокпита после аварии.

    Но главное, что контролировать англичанина было практически невозможно – он мог запросто сбежать с тестов, категорически отказывался облачаться в костюмы, много ел, пил, курил, по слухам, даже частенько употреблял наркотики. А скандальные подробности его романов регулярно появлялись на страницах таблоидов. Сам Хант такой славы не стеснялся, наоборот, носил на своем гоночном комбинезоне значок с девизом «Секс – завтрак для чемпионов».

    Такой образ жизни, само собой, не мог не сказаться на спортивных успехах – вскоре Ханту пришлось пересесть из кокпита в комментаторское кресло на BBC, где он прославился весьма жесткими эпитетами в адрес бывших коллег. В начале 1990-х Джеймс Хант заверил общественность, что остепенился, но вскоре неожиданно умер от сердечного приступа. Тем не менее он по-прежнему популярен в «формульном» мире. К примеру, именно этого английского пилота чемпион мира-2007 Кими Райкконен считает своим кумиром и даже выступает в гонках вне «Формулы-1» под псевдонимом Джеймс Хант. И такое отношение вполне можно понять – Кими и сам не прочь в свободное время заложить за воротник.

    Нельсон 
Пике-старший

    Сплетник и скупердяй
    Страна: Бразилия
    Год рождения: 1952
    Сезоны: 14 (1978–1991)
    Чемпионство: 3 (1981, 1983, 1987)

    Трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1» всегда доказывал, что палец ему в рот не клади. Откусит! Бразилец подтверждал это не раз и не два. Драке на Гран-при Германии-1982 с чилийцем Элисио Салазаром, выбившим Пике с трассы, мог позавидовать, наверное, и сам Хант. Нельсон в бешенстве едва не нанес Салазару серь­езные увечья. Сопернику повезло, что он не успел снять шлем, иначе мог и в нокаут угодить. Кроме того, Пике прославился как мастер психологических войн. В них он не гнушался любых оскорблений. В частности, жену своего партнера по Williams Найджела Мэнселла он назвал уродливой стервой. А после, вместо извинений, в шутливой форме обвинил во всем журналистов. Мол, это они виноваты, раз спросили о супруге Найджела, не мог же Пике в ответ врать… Не избежал нападок и француз Ален Прост. Но больше всего пострадал от Нельсона его соотечественник Айртон Сенна. Из ревности к успехам последнего Пике как-то раз поделился с прессой своими мыслями по поводу нетрадиционной ориентации соперника, намекал на связь молодого бразильца с одним из механиков. От этих наветов Сенне потом еще долго пришлось отмываться.

    Также Пике прославился жадностью, он всегда говорил: «Деньги стоят того, чтобы за ними нагнуться», отчаянно торговался по поводу сумм контрактов. Поэтому, несмотря на богемный образ жизни, покинул «Формулу-1» весьма богатым человеком. В последние годы занимался бизнесом и карь­ерой сына Нельсиньо Пике-младшего. Именно отец уговорил Нельсиньо дать показания против Бриаторе. Любопытно, что Флавио в ответ использовал метод самого Пике, испытанный на Сенне. Он рассказал, что молодой бразилец мстит ему даже не за увольнение, а… за разрушенную личную жизнь. «Одно время Нельсиньо жил с каким-то 50-летним джентльменом. Папа попросил меня оградить сына от влияния этого человека, что я и сделал. И в итоге оказался виноват», – заявил Флавио.

    Эдди Ирвайн

    Плейбой и дебошир
    Страна: Великобритания
    Год рождения: 1965
    Сезоны: 10 (1993–2002)
    Чемпионство: 0 (лучший результат – 
2-е место в 1999 году)

    Еще один пилот, предпочитающий жить «на полную катушку» и не любящий держать язык за зубами. Ирвайн за последние полтора десятка лет в качестве пилота и эксперта «проехался», пожалуй, по нескольким десяткам своих соперников, обычно в стиле клоунады, но порой и в весьма грубой форме. К примеру, так он охарактеризовал чемпиона мира 1997 года Жака Вильнева: «Я думаю, что парень полон дерьма. Впрочем, все это и так знают».

    В «Формуле-1» Эдди дебютировал в 27 лет, зато как! В первой же гонке на легендарной трассе Сузука в 1993-м он занял шестое место и заработал одно очко, но, главное, умудрился вывести из себя самого Сенну, блокировав его под дождем. После финиша взбешенный Айртон прибежал в боксы разбираться, но извинений так и не услышал. В итоге Эдди смачно получил кулаком по лицу. Однако особо по этому поводу не расстроился.

    Стать чемпионом Ирвайну так и не удалось, но зато он прославился как плейбой и светский тусовщик. Эдди не соблюдал режим, много пил, веселился на вечеринках в ночных клубах, ничуть этого не скрывая. Тем не менее очевидный гоночный талант помог ему заключить контракт с Ferrari и в 1999-м завоевать звание вице-чемпиона мира. Да и разгульная жизнь отнюдь не превратила ирландца в банкрота. Напротив, Эдди благодаря удачным инвестициям сколотил огромное состояние, которое нынче оценивается почти в 200 миллионов фунтов стерлингов.

    Михаэль Шумахер

    Подставы и разборки
    Страна: Германия
    Год рождения: 1969
    Сезоны: 16 (1991–2006)
    Чемпионство: 7 (1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004)

    Самый титулованный гонщик в истории «Формулы-1», семикратный чемпион мира частенько ради достижения цели не гнушался применением любых средств. В том числе и запрещенных. Так, свой первый титул в 1994-м Шумахер заработал благодаря тому, что в заключительной гонке сезона на поврежденной после вылета машине врезался в Williams своего главного соперника Дэймона Хилла. Тогда, несмотря на лавину критики, Михаэль вышел сухим из воды, однако попытка повторить маневр на финальном этапе чемпионата-1997 против Жака Вильнева потерпела фиаско. Шумахер не только не добился желаемого (протаранить Вильнева не удалось, тот добрался до финиша и заработал необходимое для победы количество очков), но и за некорректные действия был лишен звания вице-чемпиона. В следующем году, на Гран-при Канады, во время нахождения на трассе машины безопасности Михаэль выбил болид Хайнца-Харальда Френтцена, получил символическое наказание вместо сурового и все равно выиграл гонку.

    Чуть позже, на Гран-при Бельгии Шумахер под проливным дождем врезался в машину Дэвида Култхарда, пришел в бешенство, отправился в боксы обидчика, и только вмешательство механиков помогло избежать драки. На закате карьеры, в 2006-м, Шуми влип в еще одну неприятную историю – на квалификации Гран-при Монако ради сохранения лидерства пилот сознательно перегородил своей машиной трассу. За что был наказан стартом с последнего места и публичным осуждением коллег.

    Также Михаэль известен своими диктаторскими замашками, и в Benetton, и в Ferrari команда всегда работала только на него, принося в жертву интересы напарников. Зато в личной жизни к Шумахеру не подкопаться, он по праву считается примерным семьянином.

    Фернандо Алонсо

    Шантажист и скандалист
    Страна: Испания
    Год рождения: 1981
    Сезоны: 8 (2001, 2003–2009)
    Чемпионство: 2 (2005, 2006)

    Еще один «птенец из гнезда Бриаторе». Как и его босс, Алонсо никогда не гнушался сомнительных поступков. Два титула чемпиона мира подтверждают несомненный талант Фернандо, однако некоторые факты биографии характеризуют пилота как капризного скандалиста. Испанец заметно подмочил свою репутацию в 2007-м, после перехода из Renault в McLaren. В «серебряных стрелах» Фернандо требовал от работодателей безоговорочного статуса первого пилота, но нарвался на отказ – команда решила не давать в обиду напарника, вундеркинда Льюиса Хэмилтона. Как следствие, Алонсо открыто вступил в конфронтацию с собственной «конюшней», даже публично требовал от FIA защиты своих интересов. Мало того, по слухам, он даже шантажировал руководство McLaren во время знаменитого «шпионского скандала». Так или иначе, доказательство вины команды откуда-то появилось, ее оштрафовали на гигантскую сумму 100 миллионов долларов и исключили из Кубка Конструкторов. А дорожки Фернандо и McLaren предсказуемо разошлись.

    Грядущий сезон Алонсо, после двухлетнего пребывания в Renault, начнет в Ferrari. Однако в «Скудерию» он уходит не без шлейфа скандала. Многие эксперты и болельщики сомневаются, что испанец ничего не знал о заговоре Бриаторе и Пике, который помог победить ему на Гран-при Сингапура-2008, и, закрыв глаза, решился тогда на рискованную и почти бессмысленную тактику. Тем не менее в FIA поверили Нандо на слово и признали его невиновным.

Партнеры журнала: