Между летом и зимой

Большой спорт №4(61)
Эльмир Валеев

Приглашение компании Pirelli принять участие в презентации новой линейки зимних шин Scorpion Winter в Санкт-Петербурге было принято с удовольствием по двум причинам. Во-первых, итальянский бренд входит в пятерку мировых лидеров в области создания автомобильных покрышек, и проверить их продукцию в действии, да еще в условиях, приближенных к «боевым», крайне интересно. Во-вторых, в презентации и тестах должен был принять участие не кто-нибудь, а Виталий Петров, единственный российский гонщик «Формулы-1». В итоге итальянским шинникам вполне удалось произвести впечатление как на журналиста «Большого спорта», так и на Виталия.

Приглашение Петрова на мероприятие итальянских шинников, имевшее, между прочим, статус мировой премьеры, в целом выглядело вполне логичным: в чемпионате мира используются только шины Pirelli, и в межсезонье россиянин едва не стал их официальным тестером. В январе в Абу-Даби он даже принял участие в представлении новой резины для сезона «Формулы-1» 2012 года – единственный из пилотов первенства. Но в итоге Виталий все же сумел заключить контракт действующего гонщика с командой Caterham и вскоре после мероприятия в Санкт-Петербурге вышел на старт в Мельбурне как боевой пилот, а не тестер. Тем не менее хорошие и близкие отношения с итальянским концерном он сохранил.

Петербургский пит-стоп

Конечно, между гоночными и городскими покрышками лежит целая пропасть – к примеру, обычно в «Формуле-1» гонщики выступают на шинах без протекторов, и ключевым фактором становится не рисунок, а химический состав резины. К тому же в самом популярном автоспортивном соревновании мира в принципе не существует такого понятия, как «зимние покрышки», а холодной считается любая погода, когда температура опускается ниже +20 °С. Тем не менее опыт выступлений в «Формуле-1» не стоит недооценивать: современная «гражданская» резина значительно эффективнее той, что использовалась в чемпионатах мира 15–20 лет назад, именно благодаря тому, что все передовые технологии тестировались в автоспорте.

Стоит заметить, что шины Pirelli Scorpion Winter 2012 модельного года пока еще недоступны для покупателей. Но то, что презентация их проводилась именно сейчас, в начале весны, неслучайный факт: выбор покрышек на зиму все водители обычно делают осенью, когда найти хороший снег не так просто. Поэтому, чтобы не быть голословными, большинство мировых брендов представляют свою линейку зимних покрышек для будущего сезона в конце предыдущего, когда еще можно испытать их в деле. Ведь рассказывать на словах о преимуществе той или иной резины можно сколько угодно, но решающее значение имеет то, как она проявляет себя на практике.

От слов к делу

Официальные мероприятия начались с презентации шин, на которой выступили инженеры компании и Виталий Петров. При этом в личных беседах и во время пресс-конференции пилот был предельно дипломатичен. «Я приехал в Петербург по приглашению Pirelli, – пояснил он. – Уже работал с ними в Абу-Даби на тестах новых покрышек для “Формулы-1”, а теперь мне предложили протестировать зимние шины для обычных машин. Выбор резины для города – один из самых важных факторов безопасной езды». Впрочем, в любом случае и Петров, и журналисты приехали в Санкт-Петербург не для того, чтобы поговорить, а чтобы испытать новые покрышки в деле.

Для этого мы отправились в зимний курортный комплекс «Игора-парк», находящийся в 50 километрах от города. Выбор места обусловлен тем, что, помимо покрышек, Pirelli представила еще и новую линейку фирменных сноубордов и одежды для сноубордистов. Само мероприятие даже получило название Snow on Board. Впрочем, сноуборды нас интересовали как раз в гораздо меньшей степени – все же главным героем дня должна была стать новая резина.

Компания Pirelli стала поставщиком шин чемпионата «Формулы-1» в 2011 году. До этого в последний раз она поставляла резину участникам чемпионата мира в далеком 1991-м – именно на итальянских покрышках проводил свои первые гонки Михаэль Шумахер

Первым номером основной программы значился так называемый брейк-тест – сравнительное испытание тормозного пути по снегу на зимней и летней резине. Идея теста показалась не слишком интересной: в нашей стране преимущество зимней резины на снегу перед летней никому доказывать не нужно, с этим отлично справляется русская зима. Тем не менее выглядел он и правда впечатляюще: два одинаковых автомобиля должны были параллельно разогнаться на снежной площадке и по сигналу начать торможение. Интрига заключалась в том, что один из них «обули» в зимнюю резину, другой – в летнюю, а на пути машин построили стену, до соприкосновения с которой и необходимо было остановиться. Правда, препятствие все же сделали не кирпичным, а пенопластовым – повредить новые BMW X5 никто не хотел.

Первая попытка оказалась более чем показательной: белый X5 на зимних покрышках, за рулем которого находился Виталий Петров, а пассажиркой стала российская модель Таня Митюшина, замедлился даже чересчур эффективно, не доехав до стены метров пять–семь. В то время как черный BMW, с испытателем Pirelli и другой российской моделью – Евгенией Володиной, почти не снизив на скользком снегу скорость, просвистел мимо нас и вдребезги разнес пенопластовые блоки. Удар был настолько силен, что даже несмотря на нетравмоопасность препятствия, машина получила небольшие повреждения: блоки противотуманных фар попросту выбило из бампера.

Итальянцы решили повторить попытку, перенеся точку торможения немного ближе к стене, чтобы машина Петрова остановилась непосредственно перед ней. Это им в принципе удалось, но испытание завершилось небольшим конфузом: восстановленная стена за несколько секунд до столкновения обрушилась совершенно самостоятельно – от порыва ветра. Впрочем, возможно, ей просто не хотелось снова пережить удар тяжелого внедорожника.

Своими руками

После брейк-теста и фотосессии пришло время и для полноценных ездовых испытаний. Для начала штатный испытатель Pirelli прокатил всех желающих по трассе, проложенной на горнолыжном склоне. Журналистов за руль тут не пускали, что и неудивительно: местами толщина снега достигала полуметра, а ширина «дороги», проложенной между деревьями, лишь совсем немного превышала габариты автомобиля. В других местах, напротив, было где разгуляться, и водитель с удовольствием отправлял внедорожник в занос и крутил «пончики» на плотном снегу.

После этого наконец пришло время сесть за руль и представителям прессы. В качестве подопытной машины нам достался Mercedes ML. На горнолыжные склоны выезжать запрещалось, и нас отправили на ту самую покрытую плотным снегом площадку, где проходил брейк-тест. Теперь на ней оранжевыми конусами разметили незамысловатую трассу, включающую серию виражей, 180-градусный поворот и небольшую прямую.

Покрытие при этом было совсем не простое: верхний слой снега подтаял под теплым мартовским солнцем и сделал управление машиной более сложным. Поэтому первый круг пришлось ехать достаточно осторожно: хотелось понять пределы сцепных свойств машины. Как ни странно, эти пределы оказались довольно далеки – сорвать автомобиль в занос было гораздо труднее, чем я ожидал, шины упрямо цеплялись за подтаявший снег. На втором круге, прибавив газу и переключившись на максимально агрессивный стиль вождения, в режим «дрифта» перейти все же удалось, но при этом контроль над машиной не терялся ни на мгновение. К сожалению, тест получился гораздо короче, чем того хотелось бы, и прочувствовать все особенности покрышек Scorpion Winter было нельзя, но надо признать, что и на этих коротких заездах инженерам Pirelli удалось произвести должный эффект.

Конечно, поделиться своими впечатлени­ями попросили и Виталия Петрова. Росси­янин, впрочем, вновь предпочел отделаться предельно корректными формулировками: «Как и в “Формуле-1”, в обычной жизни тоже нужно выбирать резину по сезону – я сам всегда поступаю так и советую всем остальным не рисковать собственной безопасностью, – заявил Виталий. – С этой точки зрения Pirelli Scorpion Winter – отличный выбор для зимних дорог».

Сказав это, Петров убежал собираться на самолет в Мельбурн, где всего через несколько дней должен был начаться первый Гран-при сезона. Там россиянина, только что демонстрировавшего мастерство своего пилотажа на снегу, ждало лето.