5 x 5

Большой спорт №11 (47)
Андрей Супранович
17 октября во французском порту Ла-Рошель стартовала кругосветная парусная регата VELUX 5 OCEANS. Проводящаяся раз в четыре года, она по праву считается самой продолжительной индивидуальной гонкой из существующих в каком-либо виде спорта.

17 октября во французском порту Ла-Рошель стартовала кругосветная парусная регата VELUX 5 OCEANS. Проводящаяся раз в четыре года, она по праву считается самой продолжительной индивидуальной гонкой из существующих в каком-либо виде спорта. И тот факт, что на старт вышли всего пять яхт, только подчеркивает уникальность соревнования, участники которого должны в одиночку преодолеть около 30 тысяч морских миль, затратив на это более полугода. При этом даже сам факт финиша можно будет считать успехом, ведь в каждой из семи предыдущих регат до половины шкиперов сходили с дистанции.

Первое одиночное кругосветное плавание на парусной яхте совершил канадец Джошуа Слокам, судно которого Spray стартовало 24 апреля 1895 года в Бостоне, а финишировало 27 июня 1898 года в Ньюпорте, преодолев за это время более 46 тысяч миль, что составляет порядка 74 тысяч километров. С тех пор прошло более века, однако число мореплавателей, в одиночку обогнувших планету, едва перевалило за сотню. Большинство из них, подобно легендарному канадцу, делали в пути остановки, да и в плане скорости не ставили перед собой сверхзадач – главным было просто финишировать.

Гонки героев

Лишь в 1968 году британская газета Sunday Times решила придать этому процессу элемент соревновательности, объявив об учреждении Golden Globe Race – гонки, победителем которой признавался яхтсмен, первым совершивший безостановочное кругосветное плавание через три мыса – Доброй Надежды, Левин и Горн. Отдельный приз – 5 тысяч британских фунтов – полагался шкиперу, затратившему на подобный вояж наименьшее время. В борьбу вступили девять яхтсменов, но лишь один из них – Робин Нокс-Джонсон – добился намеченной цели, потратив на преодоление пути 313 дней. Шестеро снялись по ходу гонки, седьмой – француз Бернар Муатесье – предпочел соревнованию уединенное пребывание на Таити, а восьмой – Дональд Кроухорст – помутился рассудком и покончил с собой. Именно его семье Нокс-Джонсон пожертвовал 5 тысяч фунтов призовых. В Советском Союзе на эту тему был даже снят фильм «Гонка века», рассказывающий о трагической судьбе британского бизнесмена и мореплавателя.

В течение десяти лет после смерти Кроухорста никто и подумать не мог об организации одиночных парусных кругосветок – слишком велико было потрясение. Однако время лечит, и в 1980 году в одном из баров Ньюпорта Дэвид Уайт предложил возродить идею. Правда, на сей раз условия предлагались более мягкие – дистанция разбивалась на этапы, а участникам позволялось в экстренной ситуации пользоваться посторонней помощью. Титульным спонсором мероприятия выступил британский производитель газов и сопутствующего оборудования British Oxigen Corp. Название этой компании и дало имя гонке – BOC Challenge. На ее старт вышли 17 яхт, а до финиша добрались лишь десять, причем первым из борьбы выбыл именно Дэвид Уайт. Победителями же стали французский водолаз Филипп Джинто (в классе яхт длиной до 56 футов) и японский таксист Юко Тада (до 44 футов).

В дальнейшем гонку проводили каждые четыре года, а классы унифицировали соответственно до 60 и 50 футов. В 1998-м титульный спонсор вышел из проекта, название которого сменилось на первоначально задуманное Уайтом Around Alone. Именно тогда в гонке в первый и последний раз приняли участие россияне. Федор Конюхов сошел на втором этапе, а Виктор Языков (его яхта Wind of Change выступала в классе до 50 футов) завершил регату четвертым. Прямо в океане отважный мореплаватель получил травму локтя, однако не прекратил борьбу со стихией, а, проконсультировавшись с врачом по электронной почте, сам сделал себе операцию, после чего продолжил гонку. Легендарный россиянин и сейчас борется с водной стихией – в сентябре на собственноручно построенной «Дочери ветра» он отправился в кругосветное путешествие, получившее название Golden Globe-2010 в честь организованной Sunday Times более сорока лет назад регаты.

Но вернемся к Around Alone. В 2006-м у гонки появился новый титульный спонсор – датский производитель мансардных окон VELUX. Все яхты стали соревноваться в едином классе – до 60 футов, количество остановок сократили, также урезали время, отведенное шкиперам на отдых. В результате из восьми вышедших на старт в Бильбао финишировать там же смогли лишь четверо. Среди них был и легендарный победитель Golden Globe Race Робин Нокс-Джонсон, которому на тот момент исполнилось 68 лет. А это значит, что британец еще раз вписал свое имя в историю, став самым возрастным яхтсменом, совершившим одиночное круго­светное плавание.

Пятеро смелых

Именно сэр Робин, получивший титул за выдающиеся достижения в области мореплавания, 17 октября 2010 года провожал участников VELUX 5 OCEANS во французском порту Ла-Рошель, где взяла старт 8-я по счету регата. «Возможно, это будет первая в истории одиночная кругосветка, в которой финишируют все участники. По крайней мере, уровень подготовки позволяет им это сделать», – отметил легендарный президент VELUX 5 OCEANS в своем напутственном слове. Впрочем, вероятность установления такого рекорда невелика. Достаточно сказать, что первую потерю гонка понесла еще до старта. Австралиец Гарри Голдинг не смог прибыть в Ла-Рошель за день до начала соревнования и пройти квалификацию. Таким образом, мечта бывшего ипотечного брокера и «яхтостроителя» о путешествии вокруг света так и осталась неосуществимой. А ведь 51-летнего шкипера можно было назвать самым романтичным участником регаты. Не обладая материальными возможностями для строительства или покупки соответствующей всем требованиям лодки, Гарри приобрел старую и с февраля в Великобритании самостоятельно занимался ее совершенствованием, готовя к кругосветному путешествию. Видавшее виды судно даже прибыло в Ла-Рошель, где до самого старта стояло в одной бухте с другими участницами, вызывая у зрителей противоречивые чувства. Восхищение отважностью мореплавателя смешивалось с легкими опасениями: даже визуально этот парусник значительно уступал соперникам, при строительстве которых использовались самые современные материалы и научные достижения.

Несмотря на дипломатичные заявления сэра Робина Нокс-Джонсона о равенстве шансов и отсутствии фаворитов, большинство специалистов, с которыми довелось обменяться мнениями до старта, склонялись к тому, что лучшие шансы у Брэда ван Лью. В пользу седовласого американца, проводить которого пришли супруга и двое детей, – прежде всего опыт. 42-летний Брэд уже дважды принимал участие в этом соревновании: в 1998-м стал третьим в классе яхт до 50 футов, а в следующей регате выиграл его. На сей раз «адреналиновый наркоман», как именует себя Ван Лью, по собственной воле усложнил задачу, отказавшись от использования ископаемого топлива. Если американцу удастся финишировать, он войдет в историю как первый в мире яхтсмен, совершивший одиночную кругосветку с подобным ограничением. Яхта Le Pingouin, на которой стартовал фаворит, была построена в 1998-м для легендарной француженки Катрин Шабо, первой женщины, отважившейся на безостановочное кругосветное плавание на паруснике.

Судно Oregon, на котором в плавание отправился поляк Збигнев Гутковски (Гутек), еще более известно – в 1991-м под названием Bagages Superior оно выиграло Vendee Globe, после чего еще раз обогнуло земной шар. «Я долго выбирал оптимальный вариант и очень рад, что смог заполучить именно эту лодку, являющуюся одной из лучших в данном классе в мире. Это яхта, которой могу доверять», – заявил Гутек, приобретший парусник лишь в августе нынешнего года. Однако 36-летний шкипер уверен, что времени на знакомство с ним хватило и задача стать первым поляком, в одиночку обогнувшим планету на парусной яхте, выполнима. Более того, Збигнев настроен бороться за первое место, ведь он уже несколько раз успешно участвовал в командных кругосветках.

57-летний Дерек Хэтфилд вошел в историю как единственный победитель Around Alone в классе 40-футовых яхт – отдельный зачет для подобных судов проводился лишь в 2002 году, и канадец стал первым из трех участников. В той же гонке второе место среди 60-футовиков заняло судно Solidaires. Именно его приобрел для своего второго участия в регате самый опытный ее шкипер. Сейчас яхта называется в честь спонсора – компании Active House, уделяющей большое внимание проблемам экологии. Поэтому, как и Брэд ван Лью, Хэтфилд будет обходиться в гонке без использования ископаемого топлива.

Spartan 300, что переводится на русский язык как «300 спартанцев», – лодка, на которой отправился в путь самый молодой участник регаты, 32-летний британец Крис Стэнмор-Мэйджор. За ним сэр Робин Нокс-Джонсон будет следить наиболее пристально. Ведь именно на этой яхте мэтр парусного спорта участвовал в предыдущей VELUX 5 OCEANS, заняв четвертое место. Сможет ли Крис улучшить результат именитого соотечественника?
Подобная вероятность весьма велика, ведь пятый участник гонки Кристоф Булленс еще до старта столкнулся с серьезными проблемами. По пути в Ла-Рошель его судно 5 Oceans of Smiles попало в шторм, в результате чего была сломана мачта и получена пробоина. Несчастье случилось буквально за неделю до соревнования, однако бельгиец решил не сдаваться и приступил к поискам другой подходящей яхты. Ею стала построенная в 2002-м Artech, прибывшая в Ла-Рошель лишь за сутки до начала гонки. Это и не позволило шкиперу выйти на старт вместе с остальными участниками – в то время как они отправились на первый этап круго­светки, новоявленная 5 Oceans of Smiles проходила квалификацию, после чего вернулась в Ла-Рошель для продолжения подготовки. Конечно, пережив столь драматические события, бельгиец вряд ли будет претендовать на победу – слишком большую фору он дал соперникам. Однако даже если Кристоф Булленс просто завершит гонку, подобный результат можно будет назвать героическим.

Борьба с природой и с собой

Старт регате был дан солнечным воскресным днем 17 октября, и четыре яхты отправились из Бискайского залива в открытый океан. Вперед сразу вырвался Збигнев Гутковски, но уже на глазах зрителей у поляка случилась первая проблема – запутался генакер, чем воспользовался Брэд ван Лью – его яхта первой прошла контрольную точку и стала наращивать преимущество. Однако делать прогнозы на основании стартового отрезка – дело неблагодарное. Ведь более чем за полгода плавания отважных моряков ждут испытания, справиться с которыми порой не под силу и самому подготовленному человеку. И это не только ветра, шторма, бури, холод и жара. Противостоять капризам природы и устранять технические проблемы на яхтах шкиперы такого класса умеют.

Гораздо сложнее побороть тотальное одиночество, помноженное на постоянное недосыпание, ведь яхтсмен не имеет права уснуть более чем на полчаса. Именно за такое время судно преодолевает расстояние до горизонта, а это значит, что для того чтобы избежать столкновения с кораблем или другим препятствием, нужно как минимум раз в тридцать минут вглядываться в даль. Попробуйте прожить в таком ритме хотя бы несколько дней – и вы хотя бы немного поймете масштаб испытаний, с которыми сталкиваются участники VELUX 5 OCEANS. Но им надо не только пройти весь маршрут, а сделать это быстрее других. «Эта гонка сложнее, чем одиночная безостановочная кругосветка, поскольку, для того чтобы обогнать соперников, необходимо выкладываться на 100 процентов, а в этом случае велика вероятность поломки. Когда же ты в одиночку огибаешь земной шар, выигрываешь, просто дойдя до финиша», – напоминает сэр Робин Нокс-Джонсон. Этот человек знает, о чем говорит.


Регата и деньги

«Для успешного выступления в VELUX 5 OCEANS нужно две вещи – подготовленный шкипер и хороший бюджет», – уверен сэр Робин Нокс-Джонсон. Для того чтобы облегчить подготовку участников к регате, компания VELUX учредила призовой фонд в размере 500 тысяч евро, еще 700 тысяч евро были предоставлены шкиперам для подготовки яхт к гонке. Возглавляемая сэром Робином Нокс-Джонсоном компания Clipper Ventures дополнительно выделила мореплавателям в общей сложности 600 тысяч евро.

Почему компания VELUX стала спонсором парусной гонки?
«Мансардные окна подвергаются воздействию палящего солнца, ливневых дождей, сильных снегопадов и жестоких штормов. Поэтому они должны быть тщательно спроектированы и полностью проверены, точно так же, как пять шкиперов гонки VELUX 5 OCEANS должны подготовить свои яхты и оборудование к суровой битве с океанами. Эта параллель формирует основы взаимоотношений между генеральным спонсором и яхтенной гонкой», – отмечается в пресс-релизе компании VELUX