Менеджер-романтик

Большой спорт №11 (47)
Дмитрий Маслов
В течение нескольких лет Герман Чистяков возглавлял специализацию «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления. А летом 2010 года занял пост исполнительного директора Профессиональной баскетбольной лиги.

В течение нескольких лет Герман Чистяков возглавлял специализацию «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления и знакомил слушателей с принципами организации ведущих мировых клубов и лиг. А летом 2010 года получил возможность применить имеющиеся знания на практике, заняв пост исполнительного директора Профессиональной баскетбольной лиги. «Кто, если не мы, сможет изменить российский спорт», – заявил Герман в обращении к своим теперь уже бывшим слушателям.
О том, что именно он собирается делать, с какими проблемами сталкивается сегодня и как оценивает перспективы «лучшей в мире игры с мячом» в России, Герман Чистяков рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

До прихода в ПБЛ вы были руководителем программы «Менеджмент в игровых видах спорта», где уделяли основное внимание изучению опыта европейских футбольных клубов. Насколько он применим в российском баскетболе? Какие основные задачи ставите перед собой?

Хочется создать устойчивую и интересную болельщикам лигу. Это в целом. Если же говорить конкретно, то ситуация в российском клубном баскетболе еще плачевнее, чем в футболе: в течение долгих лет он фактически уничтожался, не было ни консолидированного интереса людей, ни достаточного количества здравых сил, которые бы «подогревали» рынок. А ведь баскетбол – интересный вид спорта, с которым можно успешно работать, примеры этому есть и в США, и в Европе. ПБК ЦСКА демонстрировал, что и в России можно создавать качественный продукт, но гегемония этого клуба привела к снижению интереса к отечественному первенству. Нам надо выравнивать его уровень, но ни в коем случае не за счет ослабления армейцев. Думаю, полученный мною опыт применим в ПБЛ, поскольку принципы работы спортивных клубов и лиг идентичны. Если получается у ЦСКА, почему не должно в Красноярске или Самаре? Проблема в том, что в России основным и едва ли не единственным критерием успешности является спортивный результат, все остальное побочно. Мы намерены сломать эту ситуацию. На первых порах с помощью проведения семинаров с руководителями клубов, где перед ними будут выступать представители Евролиги ULEB, литовской лиги, NBA. Постараемся передавать лучший опыт по крайней мере на уровне менталитета. Если увидим, что в клубах понимают, как должно быть, но не торопятся с изменениями, начнем прописывать в регламенте определенные санкции. Недавно я побывал на двух домашних матчах «Триумфа» и не увидел в городе ни одной афиши. Подобного быть не должно.

Стало ли клубам финансово выгоднее выступать в ПБЛ по сравнению с суперлигой?

Главное, что появилось у команд, – возможность самим принимать решения, определять общий вектор развития. Насколько я знаю, раньше на их мнение не обращали внимания. Сейчас же на совете лиги идут реальные споры, во время которых вырабатываются общие решения. Что до денежных взносов, то они не стали меньше, даже незначительно увеличились. Ведь вопрос финансирования судейского корпуса лег на плечи клубов, включая молодежную лигу. Большого количества спонсоров в ПБЛ пока нет, поэтому основные затраты лежат на клубах-участниках. Наша задача и состоит в том, чтобы уменьшать эту нагрузку за счет привлечения спонсорских средств, тогда можно будет снизить размер взносов. Сейчас бюджет нашей лиги порядка 120–130 миллионов рублей.

Чтобы привлечь спонсоров, необходимо показывать матчи по телевидению, которое не собирается бесплатно транслировать баскетбол. Как планируете выходить из ситуации?

Конечно, платить телевидению не хочется. С другой стороны, я понимаю, что мы производим не самый интересный продукт: полупустые трибуны, отсутствие реальной борьбы за чемпионство… Видимо, придется наступить на горло собственной песне и рассматривать подобные траты как инвестицию. Надо показать широкой публике, что российский клубный баскетбол жив, и заручиться поддержкой спонсоров. С другой стороны, ПБЛ – самая активная российская лига в плане интернет-трансляций. Долго спорили, что лучше: вообще не показывать или с низким качеством, одной камерой. Предпочли второй вариант. Но стараемся делать качественный продукт, например матч «Триумф» – «Динамо» показали шестью камерами с двумя комментаторами, большим количеством флеш-интервью. У интернет-телевидения большой плюс по сравнению с классическим – интерактивность. Болельщики могут сами заказывать тот объем контента, который хотят видеть, просить корреспондентов встретиться с тем или иным игроком. Эта практика приближает нас к XXII веку гораздо больше, чем попытки «заносить» большие деньги в традиционное телевидение. У нас существует договоренность с титульным спонсором, который очень заинтересован в трансляциях на федеральных каналах. Пока не хотелось бы называть эту компанию из боязни сглазить, скажу лишь, что она западная.

Заместитель председателя правительства России Сергей Иванов говорил, что со временем Единая лига ВТБ может заместить чемпионат России. Как оцениваете подобную перспективу?

Единая лига ВТБ – коммерческий турнир, он не может подменить национальное первенство хотя бы потому, что необходимо определять клубы, которые представят страну в еврокубках. Думаю, со временем некая консолидация лиг возможна, более того, в этом турнире должно принимать участие больше российских команд, минимум восемь, но и чемпионат страны в том или ином формате нужно сохранить. По большому счету, сейчас интрига Единой лиги ВТБ сводится к противостоянию российских и литовских клубов, остальные объективно уступают. Если смотреть с этой стороны, можно уверенно сказать, что прибалты никогда не откажутся от национального первенства. Более того, встречаясь с тем же ЦСКА, Žalgiris получает опыт, который при определенных условиях сможет применить в Евролиге ULEB и вышибить оттуда армейцев. Есть еще один момент. Например, бюджет Kalev порядка 600 тысяч евро. Даже при неудачном выступлении в Единой лиге ВТБ эстонский клуб получит порядка 100 тысяч евро. Почему мы тратим эти деньги на зарубежные клубы и не хотим поддержать российские? Вопросов много, но я лично не вижу преград, мешающих обсуждать формат некоего симбиоза лиг. В любом случае приоритет должен быть за российскими командами.

В России в плане конкуренции внутри лиги наиболее интересная ситуация. Только у нас есть четыре-пять команд, результат матчей между которыми нельзя уверенно предсказать заранее. В Испании все хорошо с посещаемостью, маркетингом, но я хорошо знаком с представителями футбольного Real, которые утверждают, что баскетбольная команда для них обуза и приносит убытки

Какое число клубов в ПБЛ вы считаете оптимальным? Должна ли лига быть закрыта на выход?

В ближайшие годы выбывать из турнира по спортивному принципу никто не будет. Команд же должно быть минимум 14. Другое дело, что для массовости никто не станет приглашать клубы, не соответствующие инфраструктурным и спортивным требованиям. Знаю, что есть команды, планирующие вступить в лигу в следующем сезоне. Понятно, что сейчас многие относятся настороженно, присматриваются. Надеюсь, докажем, что имеем право на существование. Ведь клубы сами избрали вектор развития.

Каковы требования к клубам, желающим войти в ПБЛ?

Требование о бюджете в регламенте на данный момент не прописано. У команды должен быть зал вместимостью 3200 зрителей, но эта цифра впоследствии увеличится. Отечественный опыт во многих видах спорта показал, что как только делаются послабления, получаем апатию. Евролига ULEB со следующего сезона требует дворец вместимостью минимум 10 тысяч человек, и ЦСКА будет на первых порах вынужден арендовать «Ходынку». Президент клуба Андрей Ватутин уже уверен в необходимости строительства нового зала.

Существует ли лига, которую ПБЛ берет за образец?

Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку в баскетболе я человек новый. Как только разрешится проблема со спонсорами, собираюсь съездить прежде всего в Испанию – там сильнейший в Европе национальный турнир. Хотя если говорить о конкуренции внутри лиги, то в России в этом плане наиболее интересная ситуация. Только у нас есть четыре-пять команд, результат матчей между которыми нельзя уверенно предсказать заранее. В Испании все хорошо с посеща­емостью, маркетингом, но я знаком с представителями футбольного Real, утверждающими, что баскетбольная команда для них обуза и приносит убытки.

Какой процент от своего бюджета клуб ПБЛ может заработать самостоятельно?

Думаю, что 10–20 процентов – очень хороший показатель. В спортивном проекте входящих финансовых потоков не так и много: медийные права, билеты, спонсоры, реклама.

Есть ли у вас бизнес-план на ближайшие три года – срок, на который РФБ передала права на чемпионат России?

К нашему стыду, нет. Лига создавалась в пожарном порядке в буквальном смысле – в дыму от лесных пожаров. Возможности подготовить детальную программу не было. С другой стороны, если бы я взялся за это до начала сезона, то, как человек новый в баскетболе, не заметил бы некоторых нюансов. Стратегия развития ПБЛ минимум на три года с проекцией на более длительный срок начнет разрабатываться в ближайшее время. Пока же мы работаем, скорее, в текущем режиме.

Недавно в России открылся офис NBA, Михаил Прохоров приобрел New Jersey Nets. Какой опыт заокеанской лиги мы можем перенять?

Я регулярно общаюсь с главой восточноевропейского офиса NBA Егором Борисовым и могу сказать, что у них нет четкого понимания того, чем хотят заниматься в России. Это, скорее, разведрота в тылу врага, которая должна оценить обстановку. Мы планируем привлекать менеджеров NBA, и они смогут поделиться опытом с руководством российских клубов, что-то подсказать. Что до покупки Прохоровым клуба, то этот факт как минимум поднимает интерес россиян к нашему виду спорта, что не может не радовать. Дистанция между американским и российским баскетболом сокращается, у нас появляется реальная возможность съездить в Нью-Джерси за опытом. Говорить о передаче конкретных технологий пока рано, поскольку для самого Прохорова многое наверняка в новинку, перед ним стоят конкретные бизнес-задачи по развитию проекта.

Тур ЦСКА по Америке проходил под эгидой Евролиги. Возможна ли подобная инициатива со стороны ПБЛ?

Перспективы выставочных матчей мы уже обсуждали с российским офисом NBA. С другой стороны, у нас не так много клубов, которые могут оказать заокеанским командам реальное сопротивление. К тому же у американцев большие финансовые запросы.

В минувшем сезоне суперлиги А, Б и женская составляли фактически одно целое. Как вы отнесетесь к желанию дам составить вам компанию?

Если интерес возникнет, с удовольствием обсудим формат сотрудничества. Ведь совершенно естественно, что первенство страны проводит профессиональная лига, а не федерация по виду спорта. Государство должно заниматься развитием детского, паралимпийского спорта. Глупо, когда футбольный клуб «Томь» обращается за финансовой помощью к премьер-министру страны и покупает на бюджетные деньги легионеров, прикрываясь «социальной значимостью».

Приходя в ПБЛ, вы наверняка имели определенные ожидания от ситуации в российском баскетболе. Насколько они оправдались? Что вас больше всего поразило в негативном плане?

Львиная доля людей, читавших лекции по программе «Менеджмент в игровых видах спорта», – практики, рассказывавшие о реальной ситуации, поэтому больших «розовых очков» у меня не было. Основным разочарованием стала ситуация с телевидением – от самой системы взаимоотношений с лигами до уровня производства «картинки». Расстраивает и позиция некоторых профильных печатных изданий, когда люди прямо говорят: хочешь публикаций в хорошем объеме – плати. Доходит до того, что по окончании тура в некоторых федеральных спортивных газетах не публикуют даже результаты мачтей. Получается, что отсутствует стимул к развитию – при соответствующей оплате станут писать даже о самом посредственном турнире, а в случае ее отсутствия не выйдет публикация даже о суперматче. Российский рынок СМИ перевернут с ног на голову. Я привлек на общественных началах на должность директора по телевизионным проектам бывшего комментатора Алексея Ефимова, у которого есть собственная продюсерская компания, именно она делает для нас съемку матчей. Мы с Алексеем поедем по регионам, будем сканировать ситуацию, с тем чтобы формировать пул компаний, которые станут транслировать матчи.

Партнеры журнала: