Уважайте кочки. Россияне на «1000 миль Себринга»

Большой спорт №4 (130)
Текст: Андрей Супранович
Суперсезон чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC), стартовавший еще в прошлом мае, в этом году продолжается тремя этапами. Шестичасовые заезды в Спа и 24-часовой марафон в Ле-Мане еще впереди, а вот первая в 2019-м гонка уже прошла. Ее приняла одна из старейших трасса США – Себринг. Что отрадно, на подиум во Флориде поднялась и российская команда SMP Racing, в этом суперсезоне выступающая в высшем классе LMP1.

Старых надо уважать
О трассе в Себринге лучше всего говорит ее слоган Respect the Bumps, что в вольном переводе означает «уважайте кочки». Так хозяева трассы хитро отказались от дорогостоящей реконструкции, сделав упор на традиции. Думайте сами, можно ли отнести к наследию морально устаревшее полотно из ухабов на асфальте и потрескавшегося бетона? Но факт остается фактом: кочки – главная «фишка» трека и главная головная боль пилотов. Найти мало-мальский баланс почти невозможно, что делает флоридскую трассу самой сложной в чемпионате. Такое ощущение, что ремонт на ней не делали с 1950-х, когда она и была сооружена на месте аэродрома. А организовал первые гонки авиаинженер Алек Ульман, урожденный Александр Ульман, эмигрант из Санкт-Петербурга.
В 1959 году Себринг принял первый в истории Гран-при США чемпионата мира в классе «Формула-1». Впрочем, уже на следующий год F1 перебралась в Калифорнию и в Себринг больше никогда не возвращалась. Гонки же там стали американским «Ле-Маном», прославившись испытанием на выносливость. После дебюта в 1952-м знаменитые «12 часов Себринга» не состоялась лишь однажды – в 1974 году из-за энергетического кризиса. Начиная с 1973-го марафон проводился в рамках североамериканских первенств – IMSA, ALMS, USCC. Еще дважды – в 1981-м и 2012-м – одновременно с американскими национальными сериями он был включен в календарь чемпионата мира по гонкам на выносливость. В этом году «12 часов Себринга» под флагом серии IMSA состоялись в 67-й раз. А на разогреве выступили парни из WEC, днем ранее проехавшие в зачет своего чемпионата так называемые  «1000 миль Себринга», которые были преодолены за восемь часов.

Русские идут
Приехали в Себринг и россияне. В составе российской команды SMP Racing, выступающей в главном классе LMP1, два болида и четверо наших пилотов: Егор Оруджев и дебютант Сергей Сироткин с партнером Стефаном Сарразаном, а также Михаил Алешин и Виталий Петров, гонявшиеся вместе с еще одним новичком Брендоном Хартли. Новозеландец пришел на смену Дженсону Баттону, которые не смог выступить в Себринге из-за занятости в японском Super GT. SMP Racing приехала бороться за третье место и скромно поглядывать на позиции выше, где безраздельно властвует Toyota.
Гибриды Toyota Gazoo Racing на голову выше, чем машины остальных участников, и чаще всего борются сами с собой. Из шести гонок суперсезона японцы, главная звезда которых Фернандо Алонсо, не выиграли лишь одну – в Сильверстоуне, да и то из-за дисквалификации за слишком низкий клиренс. Благодаря этому болид №17 SMP Racing с Егором Оруджевым и Стефаном Сараззаном стал третьим. Еще одна бронза была завоевана в Шанхае – уже Баттоном, Алешиным и Петровым. В третий раз SMP Racing поднялись на подиум уже в Себринге.
Несмотря на то что на календаре лишь середина марта, термометр во время этапа переваливал за 30°. На традиционной прогулке по стартовой решетке болельщики обливались потом, а пилоты старались прийти как можно позже и прятались под зонтиками, выныривая лишь для совместных фото. Наибольшей популярностью пользовались экс-гонщики «Формулы-1». Алонсо держался особняком, одним выражением лица отгоняя надоедливых фанатов, а вот Брендон Хартли, Виталий Петров, Бруно Сенна и Пастор Мальдонадо охотно соглашались на селфи. Неприметный Сергей Сироткин стоял в стороне, и к нему никто не подходил. У Сергея какой-то талант не бросаться в глаза, что его совсем не расстраивает – публичность ему явно не по душе. Потому Петрова и узнают чаще, хотя он не выступал в F1 уже шесть лет.
Впрочем, охотников за фотографиями не так много – гонка WEC, предваряющая уикенд IMSA, проходила в пятницу, и столпотворения болельщиков не было. У марафона в Себринге вообще мало общего со Спа и тем более с Ле-Маном – никаких тебе пробок на въезде, парковаться можно даже бесплатно, а условия для посетителей и участников спартанские. На гонке все по-прежнему так, как в лихие 1960-е. В боксы, которые представляют собой тенты,  нет прямого доступа с пит-лейна – механикам приходится ютиться в небольшом пространстве рядом с инженерами и перелезать через ограждения для проведения пит-стопа. Трибун тоже толком нет – смотрят гонку в основном из-за забора или со своих же грузовиков, из развлечений пара палаток с атрибутикой, 90% которой принадлежит той же IMSA, десяток вагончиков с едой – и все. Был еще салют, который почему-то провели в 22:00. Заканчивалась же гонка в полночь.

Подиум наш!
А началась она в 16:00, в самый зной. SMP Racing получила 4-е и 5-е места на старте. Могло быть и третье, но Стефана Сараззана лишили лучшего времени в квалификации из-за того, что он помешал кому-то на быстром круге. Так что его экипаж пропустил вперед главных конкурентов из Rebellion Racing. Швейцарцы были немного быстрее российских экипажей, но в то же время и менее надежны. Егор Оруджев вскоре вышел на третье место, но допустил ошибку. Пытаясь уйти от столкновения с замедлившимся автомобилем одного из круговых, он вылетел за пределы трассы и разбил болид. В гонке оставался лишь экипаж Хартли/Алешин/Петров, откатившийся назад из-за прокола колеса. Впрочем, поломки и ошибки соперников вскоре вывели стабильный №11 на третье место. Начавшийся после салюта дождь выгнал на трассу пейс-кар, и гонка, по сути, закончилась. Третье место – не рекорд, но все же подиум. Ни одна Toyota не сошла и не была дисквалифицирована, а без этого гибриды не обойти. Хотя шанс был – на пятом часу заездов Хосе-Мария Лопес столкнулся с круговым, после чего отправился на ремонт и вернулся в двух кругах от лидера. SMP Racing же отставали на 11…  Выиграл в итоге Фернандо Алонсо, компанию которому составили Себастьян Буэми и Кадзуки Накадзима.
Интересно, что с финишем соревнования для 11 пилотов не закончились. Самые отважные, в том числе Пастор Мальдонадо и Брендон Хартли, остались на гонку IMSA. Хартли, уже за рулем болида LMP2, еще раз стал бронзовым призером.

Партнеры журнала: