Как подготовиться к велоэтапу в триатлоне

№3(145)_2019
Текст: Анна Черноголовина
Степан Вахмин, профессиональный тренер и один из сильнейших триатлетов России с личным рекордом 9 часов 2 минуты на 226 км, рассказывает с чего начать погружение в мир триатлона и как – умно и качественно – подготовиться к велоэтапу.

Бeз какого велосипеда не обойтись начина­ющему триатлету?
В триатлоне можно участвовать на двух видах велосипедов: на шоссейном либо на ТТ (аэродинамичный велосипед с измененной геометрией рамы, где вес гонщика перенесен вперед, а расстояние между задним колесом и кареткой уменьшено до минимума. Велосипед легок при максимальной жесткости рамы и оборудован рулем-«лежаком» – выносом, на котором можно разместить руки, начиная от локтей, – и уменьшить сопротивление воздуха. – Прим. БС).
Какой велосипед нужен – зависит от гонки. Олимпийскую дистанцию (40 км на велосипеде. – Прим. БС) или спринт (20 км на велосипеде. – Прим. БС) – где не оговорено, какой нужно иметь велосипед, – часто ездят на шоссейниках. Более длинные дистанции – половинки или Ironman – лучше делать на велосипедах ТТ (для индивидуального старта).
Я бы не советовал садиться на ТТ любителю в первые год-два занятий, поскольку будет неудобство в посадке. Для правильной и удобной езды на гоночном снаряде нужен навык: он управляется, по сути, корпусом с минимальным движением рук.
Шоссейный велосипед должен быть основой – нужно довести до автоматизма простые вещи: как переключать скорости, объезжать препятствия, ездить в группе. Важно отработать координацию движения, владение снарядом.
Кроме того, на начальном этапе все гонки, даже 226 км (длинную дистанцию или Ironman), можно сделать на шоссейном велосипеде – глобального неудобства не будет.


Вопрос «карбоновая рама или алюминиевая», если мы говорим о шоссейном велосипеде, будет принципиален для новичка?
Если мы не говорим о цене (алюминиевая рама тяжелее и в силу этого бюджет велосипеда обычно существенно меньше. – Прим. БС), то есть нюансы.
Например, не так давно у меня в коллекции появился алюминиевый велосипед. Он довольно дешев по меркам велоспорта – цена в районе 50 тысяч рублей: стоимость любого из моих топовых велосипедов в 10 раз больше. На деле оказалось, что его накатистость, то есть движение по прямой и со спуска, ничуть не уступает породистому шоссейному велосипеду. Движение в гору – конечно, совсем другое: алюминий «проглатывает» усилие в ногах, которое вы прилагаете, соответственно, вам понадобится сильнее работать. Карбоновая рама намного жестче алюминия. В горах это особенно чувствуется.
Еще одно отличие – считается, что карбоно­вую раму нужно крутить постоянно (для отдачи. – Прим. БС), а алюминиевую если разгонишь, она так и будет ехать. На самом деле это правда, и пару гонок я хочу проехать на алюминии, чтобы оценить его эффективность. Кроме того, карбоновые рамы просто лучше выглядят, а визуализация – все-таки важна для российских триатлетов: существенная часть этой аудитории – состоятельные люди. Но новичок, с точки зрения ходовых качеств, не ощутит большой разницы между велосипедами.

Без каких гаджетов триатлет-любитель не сможет обойтись?
Обязательны беговые часы. Плавательные – необязательны, потому что модели для бассейна, как правило, регулярно «врут». Скажем, если вы плывете кролем, они будут работать правильно, но если вы хоть один раз часы переведете (перейдете на брасс или будете плыть только на ногах), то показания сразу изменятся не в лучшую сторону. Кроме того, беговые часы вы сможете использовать и на велосипеде тоже.
Однако со временем все равно придется приобрести велокомпьютер: это удобно. Он крепится на руле – не нужно отвлекаться и поднимать руку, чтобы посмотреть, какой километраж вы проехали. Велокомпьютер необязательно должен быть дорогим: я рекомендую более дешевые модели, без тачскрина, чтобы управлять ими вручную. Во-первых, мы часто или периодически ездим в перчатках, во-вторых, могут быть мокрые руки после плавания, или разольете воду.
Таким образом, гаджет первостепенной важности – беговой, второстепенный – это велокомпьютер.

Насколько необходимо, на ваш взгляд, держать дома велостанок (имитация езды в помещении; самый распространенный станок – подставка под заднее колесо с фиксацией велосипеда. – Прим. БС)?
Это скорее дополнение к тренировочному процессу. Но станок позволяет полностью контролировать процесс. Допустим, стоит задача – сделать длинные отрезки, более 5 или 10 минут по времени. Если я еду 10 минут в полную силу, моя средняя скорость будет около 50 км/ч. Теоретически для этого я должен найти в городе такой отрезок пути, чтобы двигаться все это время безопасно, не отвлекаясь на автомобили. Проще и удобнее всего это делать на станке.
В последние годы появились студии – например «Триатлон-центр», и, конечно же, станок домой приобретать необязательно. Скажем, я делаю основную тренировку на улице, захожу в студию, делаю отрезки на станке – минуту, 10, 20 – и после этого опять еду заминаться на велотренировку. Даже в Крылатском есть только один подъем, который длится 4 минуты максимум, после этого начинается спуск. Но мне нужно сделать в подъем 20 минут: где взять это расстояние? Использовать станок.
Хороший пример – практика профессиональных триатлетов, которые используют в подготовке только станок и проводят на улице минимум времени. Такие спортсмены тоже есть.

Кто это?
Например, это Лионель Сандерс, который два года назад занял второе место на Коне (чемпионат мира по длинному триатлону на Гавайях на дистанции 226 км. – Прим. БС). Он тренировался чуть ли не в одном месте – в домашней лаборатории со станком, сауной и endless pool (малогабаритный бассейн с противотоком. – Прим. БС).
Кроме того, станки всегда дома: вы просыпа­етесь – выпиваете кофе, – полчаса-час крутите на станке, принимаете душ и едете по своим делам. Время на переезд не тратится, что для Москвы сверхценность.

Где можно тренироваться на разделочном велосипеде в Москве?
Можно поехать в Кленово, например, или Крылатское. Но даже в Крылатском неудобно: трасса холмистая и приходится постоянно, что называется, «перебирать на руле» – подниматься. За весь мой опыт в триатлоне я видел немного людей, которые проезжали эту трассу свободно, не вставая с лежака. Что рискованно, поскольку скорость иной раз достигает 70–80 км/ч.

А если мы говорим о тренировках на шоссейном велосипеде?
Те же Кленово и Крылатское. Можно проехать подальше, до Завидова (в Завидове 29 июня пройдет триатлонный старт от Ironstar, партнером которого является Mercedes-Benz Vans. Я сотрудничал с Mercedes-Benz Vans: под меня переоборудовали автомобиль Vito. Была сделана выдвижная панель с креплениями для двух велосипедов – это очень сильно облегчает их транспортировку. В автомобиль дополнительно установили бокс для оборудования и шлемов, а у двери багажника разместили дополнительный свет. Поскольку тренировки длинные и регулярно заканчиваются в темное время суток, это очень удобно. Кроме того, мой Mercedes-Benz Vito Velo версии Long с полным приводом и длинной базой, и все вещи – не только для триатлона – помещаются внутрь с легкостью. – Прим. БС) или, как вариант, выбирать локальные трассы. В целом в России мест, действительно подходящих для велотренировок, немного. Например, велотрасса в Сочи в направлении «Роза Хутор», но до разнообразия Испании или Швейцарии нам далеко.

Какой километраж проезжает триатлет топового уровня на велосипеде в среднем в месяц?
15–18 тысяч километров в год. В среднем по 1200 км в месяц, и средняя скорость составляет 30 км/ч.
Вообще в триатлоне лучше считать нагрузку в часах. Например, зимой я сажусь на фэтбайк, и средняя скорость, с которой еду, – 10 км/ч. Летом – шоссе, и соот­ветственно, скорости совершенно другие, в среднем 25–30 км/ч.

Время вашего лучшего велоэтапа на Ironman составляет…
4 часа 40 минут.

Какой тренировочный объем должен быть у начинающего триатлета на велотренировках?
Минимальное количество часов для подготовки к длинной дистанции – 8–10 часов в месяц. К более коротким дистанциям – от 5 часов. Но это абсолютный минимум, меньше просто уже невозможно.

Принято считать, что для амбициозного триатлета-­любителя до 40 лет нормальным результатом являются 10 часов на Ironman. Вы с этим согласитесь?
Да, это хороший результат: цифра справедливая для основной массы. Но в моей практике возникали исключения, например один из моих клиентов сделал первый Ironman за 9.35.

Вы говорили, что у вас были ученики, которые вас превзошли. Назовете фамилии?
Если говорить о скорости, то я самый быстрый. Но если брать результаты в группе, то призовые места мои ученики начали занимать гораздо раньше. Например, Леонид Богуславский (один из крупнейших интернет-инвесторов в России. – Прим. БС) стал в своей возрастной группе третьим на половинке «железной» дистанции в Майами (113 км) через полгода после того, как мы с ним познакомились.

Каковы ваши планы на 2019 год?
Я отобрался на чемпионат мира на Гавайи, так что в основном все мои мысли об этом. Кроме того, хочу выступить на многих российских стартах, в основном на Ironstar, но при этом моя цель – победить в каждом из них. Это моя внутренняя мотивация, мой драйв.