Изгибы «Большой петли». Семь фактов о Tour de France

Большой спорт № 6-8 (132)
Николай Орлов
6 июля начнется Tour de France. Самая престижная велогонка сезона стартует в Брюсселе, а финиширует 28 июля по традиции на Елисейских Полях в Париже. Представляем семь фактов о 106-й по счету многодневке, во время которой будет установлено несколько рекордов.

В честь Эдди Меркса
Старт гонки в столице Бельгии приурочен к 50-летию первой победы в ней легендарного гонщика из этой страны Эдди Меркса. Спортсмен из фламандского Брабанта пять раз побеждал в общем зачете Tour de France и делит лидерство по этому показателю с французами Жаком Анкетилем и Бернаром Ино, а также с испанцем Мигелем Индурайном. Помимо желтой майки лидера, Меркс дважды выигрывал гороховую майку горного короля и трижды – зеленую победителя очковой квалификации. Кроме того, бельгийцу принадлежит рекорд по количеству побед на этапах «Большой петли» – 34. 
«Проводя стартовый этап в Брюсселе, мы отдаем дань уважения величайшему чемпиону Tour de France, человеку, с которым ассоциируется желтая майка лидера», – подчеркнул директор многодневки Кристан Прюдомм. 

Юбилей желтой майки 
В нынешнем году Tour de France празднует 100-летний юбилей желтой майки, которую носит лидер гонки в общем зачете. Первоначально такой спортсмен отмечался не особой майкой, а зеленой нарукавной повязкой. Однако зрителям было нелегко определить ее обладателя в толпе гонщиков, и в 1919 году один из менеджеров соревнования Альфонс Боже предложил ее организатору Анри Дегранжу выделять лидера специальной майкой, чтобы его можно было узнать с первого взгляда. Дегранж идею одобрил и выбрал для майки желтый цвет страниц журнала L’Auto, спонсора гонки. 

Высотные рекорды 
В нынешнем году многодневка состоит из 21 этапа, общая протяженность которых составит 3460 км.  В программе семь равнинных этапов, пять смешанных, семь горных, а также две гонки с раздельным стартом – командная и личная. Запланировано пять горных финишей, три из которых – на высоте свыше 2000 м. Это своеобразный рекорд Tour de France – столь высокогорной гонка никогда не была. 14-й этап завершится на вершине легендарного перевала Турмале (высота – 2115 м) во Французских Пиренеях. Многодневка добиралась до этого места более 80 раз, однако лишь дважды вершина была финишной, а не промежуточной точкой. В предыдущий раз – в 2010 году, когда этап выиграл Энди Шлек. Высочайшая точка маршрута – перевал Коль де л’Изеран (2 770 м) во французской Савойе, это самый высокий в Альпах с проложенной через него асфальтированной дорогой. 
«Мы не ставили цель усложнить жизнь гонщикам. Просто хотели сделать гонку более разнообразной. На маршруте много среднегорья, подъемов второй категории, на которых предсказать победителя чрезвычайно сложно», – говорит Кристиан Прюдомм, признающий, что умение показывать результат в горах станет ключевым для определения чемпиона. 

Новые города
На маршруте многодневки три новые точки. Третий этап начнется в Бенше. Этот городок с населением около 33 тыс. человек расположен в Валлонии – франкоязычном регионе Бельгии. Он был основан в XII веке и славится средневековой архитектурой. Сен-Дье-де-Вож, где стартует пятый этап, на северо-востоке Франции известен храмом Святого Деодата, который является кафедральным собором епархии Сен-Дье. Главную достопримечательность города начали строить в XII веке из красного песчаника, в здании гармонично сочетаются элементы романского и готического стилей. 17-й этап стартует около Пон-дю-Гар – самого высокого из сохранившихся древнеримских акведуков. Это входящее в список Всемирного наследия ЮНЕСКО сооружение получило название в честь реки Гардон.  

22 команды
На старт выйдут 22 команды – 18 участников мирового тура UCI и четыре представителя континентальных туров UCI, в общей сложности 176 гонщиков. Сколькие из них доберутся до финиша на Елисейских Полях? Год назад это сделали 145 человек, причем победитель Герайнт Томас выиграл у занявшего последнее место Лоуренса Крэддока 4 часа 34 минуты и 19 секунд. Страны бывшего СССР представляет казахстанская Astana. Выступавшая с 2009 по 2016 год под российским флагом «Катюша» сейчас называется Katusha–Alpecin и базируется в Швейцарии. В ее составе четыре россиянина: Павел Кочетков, Вячеслав Кузнецов, Дмитрий Страхов и сильнейший отечественный гонщик Ильнур Закарин – в 2018 году он стал девятым в общем зачете Tour de France. 

Больше непредсказуемости
Директор многодневки Кристиан Прюдомм выразил желание запретить измерители мощности в гонке, заявив следующее: «Они уничтожают замечательную неопределенность велоспорта. Мы бы хотели избавиться от велосипедных измерителей мощности, потому что хотим не усложнять гонку, а сделать возможным развитие нескольких сценариев. Конечно, решать будет UCI. Эти приборы очень полезны на тренировках, но когда спортсмены используют их в соревнованиях, это означает, что они точно знают, сколько усилий им надо приложить и в течение какого времени. Это убивает непредсказуемость». 
Еще одна задумка организаторов – увеличить количество бонусных секунд, разыгрываемых на промежуточных финишах. Сейчас они даются по схеме 3–2–1, однако в перспективе правила могут быть изменены. Прюдомм готов увеличить бонус даже до 10 секунд. Вопрос в том, как отнесется к новшеству Международный союз велосипедистов (UCI). 

La Course by Le Tour de France
К участию в Tour de France допускаются только мужчины, однако с 1984 по 1989 год проводился и женский вариант многодневки. Соревнования дам не вызвали серьезного интереса у зрителей и спонсоров и не имели коммерческого успеха. 
Осенью 2013 года Кристиана Прюдомма посетила делегация титулованных гонщиц с просьбой организовать в рамках Tour de France женские соревнования. Так появилась La Course by Le Tour de France – женская двух- или однодневная гонка. Она входит в мировой тур UCI и, как правило, проводится в день, когда участники Tour de France отдыхают или проводят гонку с раздельным стартом. В нынешнем году девушки проедут 120-километровую дистанцию в пятницу 19 июля в По на юго-западе Франции. В этот же день состоится мужская «разделка» на 27 км. 

Партнеры журнала: