Вторая жизнь

Большой спорт №11 (21) ноябрь 2007
Карен Муратов
В трехмерном пространстве Second Life сегодня можно позволить себе почти все: ходить на концерты, посещать вечеринки, совершать полеты на реактивных самолетах...

В трехмерном пространстве Second Life сегодня можно позволить себе почти все: ходить на концерты, посещать вечеринки, совершать полеты на реактивных самолетах, покупать острова и даже организовывать акции протеста. С мая этого года здесь еще можно прокатиться на болиде Renault, дозаправить его или поменять резину, почувствовав себя настоящим «формульным» автомехаником.

В этом году команда ING Renault F1 Team отмечает тридцатилетие своего участия в легендарной гоночной серии «Формула-1». В свой юбилейный год она рассталась с гонщиком Фернандо Алонсо, приобрела нового спонсора – датскую финансовую корпорациию Internationale Nederlanden Groep, благодаря которой бюджет команды увеличился в 2,5 раза, и открыла свое представительство в мире Second Life.
Сам по себе факт освоения виртуальных земель уже не является чем-то из ряда вон выходящим. К настоящему моменту представительства в Second Life есть у таких компаний, как Toyota, Mercedez-Benz, General Motors, IBM, Nike и Reebok. Их интерес ко «второй жизни» объясняется в первую очередь демографической плотностью виртуального мира: сегодня у Second Life девять миллионов зарегистрированных пользователей.

Причина потрясающей популярности этого проекта проста. Дело в том, что до появления игры в 2003 году у жителей многопользовательских онлайновых игр, первой из которых считают вышедшую в 1997 году Ultima Online, имелась всего лишь возможность виртуального безделья. Добавить в игру рабочие будни догадалась американская компания Linden Lab. Она предоставила пользователям возможность создавать 3D-объекты, сделала внутреннюю валюту конвертируемой по курсу 270–300 линден-долларов за 1 доллар США – и таким образом позволила обитателям виртуальной реальности не только тратить реальные деньги, но и зарабатывать их. По данным ведущего разработчика Second Life Кори Ондрежка, к концу 2006 года виртуальные ценности, созданные населением онлайнового мира, оценивались в 500 миллионов долларов США. Из этих денег авторам игры достается всего лишь пятая часть. Основную же прибыль приносит им продажа земли, которая необходима для открытия собственного бизнеса. Например, «прописка» на острове размером 250 на 250 метров стоит 1700 долларов плюс 300 долларов арендной платы в месяц. Количество таких остров в Second Life уже превышает семь тысяч.

Особые зоны ING Renault

В этот прекрасный, новый мир ING Renault F1 Team пришла первой из команд «Формулы-1», обогнав своих основных конкурентов – McLaren, Ferrari и BMW. Вообще же звание первопроходца в онлайн-технологиях она получила еще в 2004 году, выпустив дистанционный модуль контроля над гонками: это был большой подарок фанатам «Формулы-1», желающим в режиме реального времени наблюдать за заездами. Представительство в Second Life будет еще одним таким подарком страстным любителям быстрой езды.

Во-первых, после каждого Гран-при ING Renault F1 Team обещает проводить на своем острове в Second Life онлайновую пресс-конференцию. Причем, как и в реальном мире, придется заранее получать на нее аккредитацию – из-за технических ограничений на серверах Second Life в одном и том же месте одновременно могут находиться не более сотни гостей. Если желающих будет больше, из-за сбоя в системе есть большой шанс увидеть голым аватар (виртуальное воплощение) кого-нибудь из знаменитостей, например, второго гонщика Джанкарло Физикелло.

Во-вторых, девять зон острова, по обещаниям ING Renault F1 Team, позволят гражданам и туристам Second Life почувствовать себя полноправными членами команды. На гоночном треке можно обливаться шампанским или кататься на картах, созданных по прототипу машины ING Renault 2007 года – R27. В зонах «Отдых», «Пресс-холл» и «Сувенирный магазин» посетителей развлекут, познакомят с последними новостями и предложат купить «формульную» атрибутику. Территории «Бокс» и «Пит-лейн» помогут освоить науку дозаправки и смены резины гоночного автомобиля.

Экскурсию можно будет закончить на виртуальной базе команды в британском Энстоуне: потренироваться в фитнес-центре для гонщиков, поиграть в радиоуправляемые машинки и полазить по трибунам, названным в честь братьев Рено – Марселя, Луи и Фернана. Всю эту 3D-архитектуру создало известное во «Второй жизни» агентство Rivers Run Red, которое также обустраивало «потусторонние» представительства Reebok и Adidas.

Желтый чемпион

Несмотря на весьма скромные успехи ING Renault F1 Team в реальном мире, желающих посетить ее виртуальный «гараж», скорее всего, будет немало. За команду с «ромбиком» на Гран-при болеют с 1977 года – тогда она дебютировала с болидом RS01, прозванным «желтым чайником» за характерную корпоративную окраску и вялое выступление. До своей первой мировой победы в 2005 году Renault ближе всего к званию чемпиона подбиралась в 1983 году, заняв второе место. Но путь наверх был непростым: в 1986 году глава компании Renault Джордж Бессе объявил о перерыве в гоночном расписании команды из-за финансовых проблем. Пауза затянулась на 14 лет, в течение которых компания Renault лишь поставляла двигатели командам Williams и Benetton.

Для того чтобы вернуться в «Формулу-1», Renault в 2000 году купила за 120 миллионов долларов команду Benetton, которая в течение двух последующих лет выступала именно под этим именем. В 2002-м она заняла четвертое место в мире, но уже как Renault F1. А в сезоне-2003 к команде присоединился ее самый успешный пилот – испанский гонщик Фернандо Алонсо по кличке Карлик. Два года подряд – в 2005 и 2006 годах – ING Renault F1 Team занимала первое место, а Алонсо становился самым молодым двукратным чемпионом в истории «Формулы-1». Испанскому гонщику удалось победить даже Михаэля Шумахера, который до этого пять лет подряд никому не уступал свой титул. В 2007 году Алонсо перешел в McLaren, а его место занял 26-летний гонщик из Финляндии Хейкки Ковалайнен. На сегодняшний день, по результатам заездов этого года, Карлик на болиде McLaren лидирует, а Хейкки занимает лишь четвертое место.

Экономика того света

Несмотря на новые экономические возможности, которые якобы предоставляет Second Life, стать виртуальным миллионером смогли немногие ее граждане. По данным сайта Secondlife.com, за август 2007 года всего 295 человек из 9 миллионов зарегистрированных пользователей заработали от 2000 до 5000 долларов.

Но во «Второй жизни» трудно приходится не только частным предпринимателям. Известные во всем мире корпорации, открывшие там свои представительства, тоже не могут похвастаться многомиллионной прибылью. Например, American Apparel, американский производитель одежды, открыв виртуальный магазин, за первый месяц реализовал 5000 маек, а это всего лишь тысячная часть того, что ему удается продать в реальном мире за неделю. Таким образом, очевидно, что в Second Life компании идут за чем угодно, только не за линден-долларами. Ведь помимо вложения средств в виртуальную землю, им необходимо раскошелиться на услуги 3D-архитекторов и строителей, которые берут за такие проекты от 30 до 150 тысяч самых настоящих долларов. Подобные затраты никогда не окупятся посредством виртуальной торговли.

Очевидно, мед, на который слетаются фирмы, – это новая, еще не набившая оскомину возможность продвигать свой бренд при помощи самых актуальных технологий. На виртуальной пресс-конференции по поводу открытия острова ING Renault F1 Team гонщик Хейкки Ковалайнен сказал, что проект в Second Life призван прежде всего популяризовать гоночную серию «Формула-1». Что ж, идея весьма благородная и расчет тоже правильный: фанаты одного из самых популярных в мире видов спорта (по официальным данным «Формулы-1», в 2005 году гонки посмотрело 580 миллионов зрителей), материализовавшись во «Второй жизни», наверняка отправятся прямиком в гости к ING Renault F1 Team.

Партнеры журнала: