Саша из США

Большой спорт №11(57) Ноябрь 2011
Андрей Супранович
На чемпионате Европы в Литве сборная России по баскетболу остановилась в шаге от финальной игры и путевки на Олимпиаду-2012. Центровой ЦСКА Александр Каун наблюдал за игрой с Францией из дома – путь на континентальное первенство чемпиону NCAA закрыла неприятная травма.

На чемпионате Европы в Литве сборная России по баскетболу остановилась в шаге от финальной игры и путевки на Олимпиаду-2012. Центровой ЦСКА Александр Каун наблюдал за игрой с Францией из дома – путь на континентальное первенство чемпиону NCAA закрыла неприятная травма. О том, как он переживал за родную страну, семи годах в США и своей американской избраннице Александр рассказывает в интервью «Большому спорту».

Вы постигали азы баскетбола в не самом баскетбольном городе страны – Томске. Когда уезжали в Америку по обмену, планировали играть или все же учеба была на первом месте?

В баскетбол я пришел довольно поздно, лет в 14, поэтому выступал недолго и не успел понять, насколько мне нужна эта игра. Когда мне было 16, друзья рассказали о возможности поучиться в США – в Florida Air Academy. Про баскетбол совсем не думал – просто хотелось уехать из России и получить образование. Ну и язык подучить – знал его не очень хорошо. Лишь во время учебы на мой рост обратил внимание тренер и пригласил на тренировку.

Ваша академия как-то связана с авиацией?

Обыкновенная частная школа с небольшим уклоном в сторону ВВС, с кружком по подготовке авиапилотов. Носили форму, были построения, три-четыре раза в год проводились парады. А в остальном – обычные школьные предметы.

В итоге увлечение баскетболом привело к тому, что вас позвал Канзасский университет – один из самых баскетбольных в США.

Да, я выбирал между ним и еще двумя – Duke и Iowa State. Команды обоих этих вузов очень сильны, но я сделал выбор в пользу Kansas Jayhawks.

В составе которого стали единственным чемпи­оном NCAA из России!

Действительно. Причем в Kansas я долго выполнял роль основного центрового, а в 2008-м, победном, стал играть со скамейки. Команде нужен был шестой игрок, который бы выходил на пятой-шестой минуте и придавал импульс игре. Им стал я, причем это не напрягало, благо количество минут на площадке не изменилось.

Я считаю, что проблему затянутого сезона для игроков национальных команд просто необходимо решать. Играть 11 месяцев в году – это неправильно, доктора здесь со мной согласны. Жертвовать плей-офф – не самая лучшая идея, нужно как-нибудь сократить сезон. Идеальный вариант – сделать «Финал четырех» Евролиги последним клубным соревнованием, а все остальное закончить до него

Выходит, что вы были основным центровым команды – победителя кузницы американского баскетбола. Но выбраны лишь в конце второго раунда драфта…

Тут сыграли два фактора: возраст и контракт с ЦСКА. На драфте предпочитают выбирать ребят помоложе, на перспективу, а мне было уже 23. Ну и подписанный за две недели до ярмарки талантов договор с европейским клубом отрицательно повлиял на итоговый номер. Кому нужен игрок, который не планирует играть?

А зачем торопились? Не хотелось остаться в NBA, да и поближе к будущей жене?

Очень хотелось попробовать себя в родной России, где никогда не играл на взрослом уровне. А тут сразу предложение из великого ЦСКА. Причем не самое плохое в финансовом плане – не скрою, денежный вопрос имел значение. В первые годы в NBA я бы точно не получал столько, сколько в Москве.

И как вам российский баскетбол после семи лет в США? Долго адаптировались?

Да, первый год проходил очень тяжело, много к чему пришлось привыкать, учиться. Все же Евролига – это не студенческий баскетбол.

Кстати, перед самым отъездом в Америку, в финале одного из молодежных турниров вы играли против сборной Новосибирска, где блистал Павел Подкользин. Слышали о его дальнейшей судьбе?

Сложно такого забыть – Паша подавал большие надежды, ведь 224 см на дороге не валяются. Но что-то не задалось у него, в NBA не закрепился, сыграв шесть матчей, выступал в БК «Нижний Новгород», а потом исчез с радаров.

С возвращением в Россию возросли ваши шансы попасть в сборную. Помните свой первый вызов в национальную команду?

Конечно. Мной заинтересовались еще после победы в чемпионате NCAA. Тогдашний генменеджер сборной Сергей Тараканов позвонил и позвал на первые сборы. Был очень рад, ведь мне выпал шанс пройти адаптационный период пораньше, осмотреться вокруг, познакомиться с ребятами, понять что к чему.

В этом году вы получили неприятную травму и пропустили чемпионат мира. Операции нельзя было избежать?

Нет, если бы затянул, мог бы вообще завязать с баскетболом. Но операция не была связана со спортом, так что восстановился быстро и никаких последствий почти не осталось.

Во время вынужденного простоя вы, естественно, следили за чемпионатом. Чего не хватило команде, чтобы выйти в финал?

Да, видел все игры и сильно переживал. В полуфинале с Францией смотрелись очень хорошо, но у соперника игра получалась все же лучше. В целом команда выступила отлично, если бы нам еще хорошего разыгрывающего… Такого «первого номера», как Холден, в России нет. Да, есть Швед, Быков и Понкрашов, и они могут сыграть на позиции Джея, но это не их «родное» место на площадке. Если получится найти нужного баскетболиста, мы ничем не уступим любой европейской команде.

На чемпионате на вашей позиции играл Тимофей Мозгов, но его выступление оставляло желать лучшего. Что помешало центровому из NBA показать себя во всей красе?

Повышенное внимание и давление, как мне кажется. Все-таки Тима достаточно молод, на топ-турнирах давно не играл, но приехал с ярлыком «игрок NBA» и столкнулся с нешуточными ожиданиями. Слишком многое было взвалено на его плечи, эмоции порой мешали действовать.

А что мешало играть ЦСКА, который провалил прошлый международный сезон?

Все помнят, что мы выступили плохо, но уже успели забыть, какая эпидемия травм тогда случилась в клубе. Я лег на операцию, Хряпу тоже прооперировали, у Шишкаускаса было повреждение – не самая лучшая ситуация. И на этом фоне первая половина сезона, где и проходил групповой раунд Евролиги, не задалась. Потом уволили Вуйошевича. С ним, к сожалению, я не успел поработать, так как находился на реабилитации в Штатах. Душко по-человечески жаль, ведь он в одночасье потерял много ключевых исполнителей, а те, кто их заменил, сыграли не столь ярко. А в итоге всю ответственность свалили на серба.

В этом сезоне состав серьезно усилился Андреем Кириленко. Как его приняли в команде?

Отлично, ведь он свой. Андрей очень простой в общении, без признаков звездности, легко влился в коллектив. Кириленко готов пожертвовать всем, чтобы ЦСКА показывал хорошие результаты.

Нынешнее первенство ПБЛ грозит обойтись без плей-офф. Как относитесь к подобной инициативе?

Я считаю, что проблему затянутого сезона для игроков национальных команд просто необходимо решать. Играть 11 месяцев в году – это неправильно, доктора здесь со мной согласны. Жертвовать плей-офф – не самая лучшая идея, нужно как-нибудь сократить сезон. Идеальный вариант – сделать «Финал четырех» Евролиги последним клубным соревнованием, а все остальное закончить до него.

Блатт говорил, что ему нужно не меньше трех недель на подготовку к олимпийской квалификации.

Конечно, нам нужно время, чтобы почувствовать друг друга, войти в игровой ритм. Тем более состав постоянно немного меняется, новичкам необходимо дать возможность влиться в коллектив.

Если вы хорошо выступите на Олимпиаде и локаут в NBA завершится, то Cleveland явно предложит вам контракт.

Честно говоря, вообще не думаю об этом. Если придет приглашение, причем финансово выгодное, то почему бы и нет? Правда, Cavs уже не те: после ухода Ле Брона команда стала аутсайдером. В любом случае об этом рано размышлять – локаут скоро покончит с сезоном.

Долгое время был готов сделать выбор в пользу программирования, но тренер в последний год обучения все же переубедил. Мне очень интересна моя профессия, и вообще я очень благодарен судьбе за то, что оказался в Америке. В конце концов, именно там встретил будущую жену

Локаут привел в Европу и Россию россыпь заокеанских звезд. Это осложнит выполнение задач на сезон?

Я считаю, что для топ-команд эта практика порочна. А вдруг локаут закончится завт­ра и эти игроки уедут обратно в NBA? Что будет с клубами? Опять придется перекраивать игру, наигрывать новые комбинации. А вот если команда попроще приглашает суперзвезду, то здесь я не вижу ничего плохого. Это хорошо и для менеджмента, и для привлечения болельщиков, да и просто дает толчок к развитию клубов. Хотя «Химки» обзавелись тремя, а в Евролигу не вышли…

Как относитесь к Лиге ВТБ и ее конкуренции с ПБЛ?

Надеюсь, что в будущем найдут возможность объединить два чемпионата, чтобы уменьшить нагрузку на игроков. Вот уже и Евролига забеспокоилась, ее руководство хочет запретить участникам турнира выступать в других соревнованиях. Если это случится, Лиге ВТБ будет тяжело и придется принимать какие-то решения. Я бы сам хотел, чтобы было всего два турнира и поменьше игр. Для начала можно хотя бы договориться, чтобы матч между российскими клубами шел в зачет обоих турниров.

Вы уезжали в Америку не играть в баскетбол, а учиться, и в итоге получили диплом программиста. Он когда-нибудь понадобится?

Обязательно. Долгое время был готов сделать выбор в пользу программирования, но тренер в последний год обучения все же переубедил. Мне очень интересна моя профессия, и вообще я очень благодарен судьбе за то, что оказался в Америке. В конце концов, именно там встретил будущую жену.

Как вы познакомились?

Когда я учился на последнем курсе, мой хороший друг встречался с девушкой из университетской команды по футболу и притащил меня на матч. Тейлор там тоже играла, так и познакомились. Встречались около года, а потом я уехал в ЦСКА. Пришлось ненадолго расстаться, Тейлор лишь изредка ко мне приезжала и в итоге решила перебраться в Москву. Прошлым летом оформили отношения. Недавно вот купили новую квартиру, в ЖК «Аэробус». Очень удобно – недалеко от спорткомплекса армейцев.