Самые успешные молодые гонщики в истории «Формулы-1»

Большой спорт №10 (96)
Текст: Андрей Супранович
В преддверии нынешнего сезона «Формулы-1» «Большой спорт» презентовал список самых молодых гонщиков в истории королевских гонок, который сегодня возглавляет 17-летний Макс Ферстаппен. Пока юный голландец выше четвертого места не поднимался, в отличие от другого вундеркинда – россиянина Дани Квята. Подиум Даниила в Венгрии позволил тому занять второе место в списке самых молодых «подиумщиков» F1, а нам дал еще один повод поговорить о юнцах-выскочках.

1. Себастьян Феттель

Родился 3 июля 1987 года в Хеппенхайме, Германия
1-е место, Гран-при Италии – 2008, Toro Rosso
в 21 год 73 дня

Неудивительно, что топ возглавляет самый главный вундеркинд XXI века Себ Феттель – между прочим, единственный в десятке, кто, впервые поднявшись на подиум, сразу же занял верхнюю его ступеньку. Эта победа пришлась еще на годы выступления в Toro Rosso и, кстати,  до сих пор остается единственной в истории дубля Red Bull. Никакой случайности в той виктории не было: Феттель выиграл и поул, и гонку, после чего его переход в основную команду «быков» оказался делом решенным.

2. Даниил Квят

Родился 26 апреля 1994 года в Уфе, Россия
2-е место, Гран-при Венгрии – 2015, Red Bull
в 21 год 91 день

У Дани Квята первый подиум случился уже после трансфера по знакомому маршруту Toro Rosso – Red Bull, но от сравнений с Себом этот нюанс его не избавил. Жаль только, что во всевозможных рейтингах и сравнениях россиянин остается хотя немного, но позади четырехкратного чемпиона мира. Вот если бы второе место пришлось на Гран-при Великобритании – быть бы Квяту первым в нашем символическом списке. Впрочем, надо радоваться и имеющемуся положению дел. В нынешнем сезоне тройка Хэмилтон–Росберг–Феттель вообще довольно редко пускает чужаков на облюбованный послегоночный постамент.

3. Кевин Магнуссен

Родился 5 октября 1992 года в Роскилле, Дания
2-е место, Гран-при Австралии – 2014, McLaren-Mercedes
в 21 год 162 дня

Зато Кевин Магнуссен поднялся на пьедестал в первой же гонке в карьере – лихое начало! Это дало лишний повод для вознесения хвалы датчанину, но, как ни прискорбно, дерзкий дебют так и остался самой яркой точкой в карьере Кевина. В дальнейшем он хотя и постоянно попадал в очки, но конкурировать с сильными мира сего не смог. В этом не вина пилота – все же McLaren существенно cдал. Тем не менее по окончании сезона Магнуссен был разжалован в тест-пилоты и уступил место в кокпите Фернандо Алонсо. К слову, из-за травмы испанца он мог все же поучаствовать в коронном для себя Гран-при Австралии, но не стартовал из-за поломки двигателя.

4. Фернандо Алонсо

Родился 29 июля 1981 года в Овьедо, Испания
3-е место, Гран-при Малайзии – 2003, Renault
в 21 год 237 дней

Фернандо, державший титул самого молодого обладателя призового места до появления Феттеля, до первого подиума провел сезон в хилом Minardi, где изрядно набил шишек. Алонсо сразу заявил о себе, в дебютной же гонке взобравшись на высокое для «конюшни» 12-е место. Немудрено, что, получив на следующий год приглашение в конкурентоспособный Renault, он тут же принялся за дело, взяв два третьих места уже во второй и третьей гонках сезона-2003. К концу сезона он побил все возможные рекорды, став самым молодым победителем, обладателем подиума, поула, быстрейшего круга, которые держались все пять лет до появления Феттеля.

5. Роберт Кубица

Родился 7 декабря 1984 года в Кракове, Польша
3-е место, Гран-при Италии – 2006, BMW-Sauber
в 21 год 278 дней

Роберт Кубица, или попросту Куба, дебютировал в «Формуле-1» раньше, чем планировал. В 2006-м он, будучи тест-пилотом BMW-Sauber, заменил в Венгрии Жака Вильнева после его аварии этапом ранее. Несмотря на последующую дисквалификацию, Кубица показал себя с лучшей стороны, в итоге было решено оставить поляка на постоянной основе. Роберт отплатил за доверие сторицей, в третьей своей гонке поднявшись на третью ступень пьедестала, что не удавалось титулованному Вильневу на протяжении всего сезона.

6. Ральф Шумахер

Родился 30 июня 1975 года в Хюрте, ФРГ
3-е место, Гран-при Аргентины – 1997, Jordan
в 21 год 287 дней

В конце XX века главным юным прожектом был Ральф Шумахер, младший брат уже набравшего вистов к 1997 году Михаэля Шумахера. Впрочем, в F1 Ральф попал не из-за звездной фамилии, а благодаря лихим и удачным выступлениям в Formula Nippon, где он стал первым в истории дебютантом-победителем чемпионата. В Jordan Шуми-младший тоже начал с места в карьер, заняв третье место в третьей же гонке сезона. Справедливости ради отметим, что тогда до клетчатого флага не добрались 12 пилотов из 22, что облегчило дебютанту задачу. Да и сам Ральф не сумел финишировать в более чем половине гонок того сезона.

7. Элио де Анджелис

Родился 26 марта 1958 года в Риме, Италия
2-е место, Гран-при Бразилии – 1980, Lotus
в 21 год 307 дней

До Шумахера самым молодым «подиумщиком» в течение 17 лет был Элио де Анджелис. Карьера итальянца развивалась стремительно, но все же в «Формулу-1» выходец из семьи аристократов попал благодаря деньгам отца. Впрочем, сам Элио не любил, когда об этом говорили, и старался доказать, что достоин выступать и без финансовой подпитки. Отчасти это ему удалось, он стал всеобщим любимцем, но, к сожалению, де Анджелису так и не досталась конкурентоспособная машина. Зато Элио удалось поработать бок о бок с самим Айртоном Сенной. К несчастью, карьера талантливого итальянца оборвалась в 28 лет – после страшной аварии во время тестов во Франции он умер от отравления угарным газом.

8. Брюс Макларен

Родился 30 августа 1937 года в Окленде, Новая Зеландия
3-е место, Гран-при Великобритании – 1959, Cooper Car Company
в 21 год 322 дня

Фамилия Брюса Макларена вам кажется знакомой не случайно: один из самых молодых гонщиков в истории «Формулы‑1» снискал себе славу не как пилот, а как создатель одной из самых успешных команд в истории королевских гонок. Первую половину карьеры скромный парень отдал малоизвестной ныне Cooper Car Company, считая себя обязанным Кену Тирреллу, нашедшему его в далекой Новой Зеландии. Выступая бок о бок с Джеком Брэбхэмом, Макларен невольно оказывался тенью своего напарника, становившегося чемпионом в 1959–1960 годах, так что в итоге он приступил к созданию собственной команды. Потратив на благородное дело шесть лет, Брюс погиб, тестируя новый автомобиль. Он так и не сумел стать великим гонщиком,  зато успел сотворить ту команду, в которой затем побеждали Алан Прост,  Айртон Сенна и Мика Хаккинен.

9. Рубенc Баррикелло

Родился 23 мая 1972 года в Сан-Паулу, Бразилия
3-е место, Гран-при Тихого океана – 1994, Jordan
в 21 год 329 дней

Работяга Рубенс Баррикелло – протеже Эдди Джордана, всегда имевшего нюх на не самых талантливых, но упорных и целеустремленных пилотов. Джордан дал шанс 20-летнему бразильцу и не растерял веру в него после довольно неудачного дебютного сезона. Рубенс отплатил за доверие первым в истории «конюшни» подиумом. Возможно, за первым успехом следовало бы продолжение, но Баррикелло получил травмы (как физические, так и психологические) на том самом трагическом Гран-при Сан-Марино, где погиб его соотечественник Айртон Сенна. Успеха, которого так ждал Эдди Джордан, Рубенс добился только много лет спустя, когда попал в одну команду с Михаэлем Шумахером. Пусть Руби так и не стал чемпионом мира, находясь за спиной у Красного Барона, годы, проведенные в Ferrari, определенно были лучшими в его долгой карьере.

10. Серхио Перес

Родился 26 января 1990 года в Гвадалахаре, Мексика
2-е место, Гран-при Малайзии – 2012, Sauber
в 22 годa 60 дней

Виртуальное место в первой десятке пока держит Серхио Перес, единственный из топ-10 разменявший 22 года к моменту своего триумфа. Очевидно, что первый же успех Макса Ферстаппена или, чем черт не шутит, Карлоса Сайнса-младшего выдворит мексиканца из довольно почетного списка. Кстати, до триумфа Квята десятое место в списке занимал Льюис Хэмилтон, в 22 года и 70 дней ставший третьим в своей дебютной гонке за McLaren. Кстати, в отличие от того же Магнуссена, Льюис стартовал аж с девяти подиумов подряд!

Партнеры журнала: