Один уик-энд из жизни гоночной команды LADA Sport Rosneft

Большой спорт №9 (95)
Текст: Андрей Супранович
Четвертый сезон в чемпионате мира по кольцевым гонкам WTCC еще не стал для команды LADA Sport Rosneft успешнее предыдущего – пока российский заводской коллектив завоевал только второе место на Moscow Raceway. Но все еще впереди: в команде уверены, что оставшиеся до конца сезона четыре гонки принесут LADA Sport Rosneft победу. Во время заездов на автодроме Vila Real в Португалии, предварявших этапы в Японии, Китае, Таиланде и Катаре, оптимистичные прогнозы сыпались на корреспондента «Большого спорта» со всех сторон.

Перипетии городской гонки в Вила-Реале, что в 120 километрах к востоку от Порту, болельщикам LADA Sport наверняка уже известны, так что подробно описывать происходившее на трассе смысла нет. Куда интереснее заглянуть за кулисы (читай – боксы) и посмотреть, чем же живет дружный интернациональный коллектив с русским лицом во время гоночного уик-энда.

Время на подготовку
Все начинается еще в среду, а если этап далеко за океаном – и того раньше. Команда слетается в место проведения соревнований со всех краев Европы – руководство прибывает из Москвы, пилоты – из дома или прямиком из Маньи-Кура, где у LADA Sport располагается база. На европейские этапы оттуда же приезжают грузовики с самым главным – машинами, запчастями и инструментами. Пока пилоты выходят на прогулку пешком по трассе с инженерами (нужно досконально изучить каждый поворот), механики начинают подготовку.

Первым делом возводятся боксы, раскладываются инструменты, кладется ровный пол. Механики получают от гоночных инженеров диски с настройками на грядущую гонку, при необходимости меняют тормозные диски, пружины и другие детали.

В пятницу в дело вступают пилоты – первая практика на треке обычно занимает около получаса. По ее итогам вносятся изменения в настройки, после чего начинается проверка: так называемые наблюдатели проверяют автомобиль на соответствие регламенту.

Суббота – самый насыщенный день для команды. В первой половине дня проходят еще два свободных заезда, каждый по полчаса, по итогам которых машину готовят к квалификации. В промежутках между заездами команд WTCC на трассу выходят представители «гонок разогрева», о большинстве которых даже посвященные журналисты слышали впервые. Гоночную программу открывал LCC Legends Cup. На трассу высыпали машины, которые, пожалуй, куда органичнее смотрелись бы в Калуге или Твери, – Ford Sierra и Mercedes E190, Toyota Corolla и Opel Kadett, все, как водится, тысяча девятьсот лохматого года выпуска. Гонщики-любители порой весьма комично сталкивались на очевидно тяжелой для них трассе, чем явно радовали редкую публику. Интересно, что во время таких гонок пилоты могут забежать «в гости» к коман­дам WTCC и одолжить болт, гайку или мелкую деталь для сломавшегося болида. Правила этого не запрещают.

Затем начались заезды на Nissan Sunny и Fiat 500, которые выглядели как «Шоу Бенни Хилла», и чемпионат Португалии, где уже сражались Porsche и даже прототипы. Внимание публики к нему было обусловлено прежде всего тем фактом, что португальское первенство предшествовало параду на гонках WTCC. Конечно, этот парад нельзя сравнить с аналогичным шоу на 24‑часовых марафонах, но небольшая поездка по городу на открытом автобусе тоже весьма тепло принимается зрителями, как и последующая автограф-сессия. Правда, в Вила-Реале большая часть зевак стоя­ли в очереди за заветным росчерком местной звезды Тьягу Монтейру, тогда как ярко-желтые «ладовцы» пользовались меньшим успехом.

Как и в «Формуле‑1», квалификация в WTCC состоит из трех сегментов – из первого во второй переходят 12, а в третий – всего 5, причем в третьем машины стартуют по очереди, не мешая друг другу. Важно также попасть в десятку по итогам сессии, ведь во второй воскресной гонке оказавшиеся в топ‑10 меняются местами на старте, так что пилот, занявший 10‑е место, стартует с поул-позиции. Во время квалификации у механиков кипит работа – гонщики раз за разом возвращаются в боксы, чтобы сменить резину, ведь на одном и том же комплекте больше одного быстрого круга выдать не получается. Правда, порой колеса просто меняют местами, переставляя слева направо и наоборот. После квалификации пилоты отправляются набираться сил и настраиваться на грядущую гонку, а команда остается колдовать над настройками.

Двойная гонка
У каждой из трех машин LADA Sport – четыре механика, один из которых главный. Он распределяет обязанности, дает задания, но работает с остальными наравне. Каждый из четверки способен делать любую работу, тем не менее роли в команде четко распределены. Впрочем, механики не занимаются моторами – это поле деятельности давнего партнера команды французской фирмы Oreca. Ее работники и обслуживают силовые агрегаты. За шинами также пристально следят представители компании Yokohama. Кстати, у каждого авто пять своих комплектов колес, и меняться ими категорически запрещено. Как-то механики в запарке случайно перепутали одно из колес, и команду ждало наказание.

В день гонки у механиков работы меньше, чем обычно. Во время соревнований на пит-стоп никто не заезжает, если не происходит форс-мажора. Первая гонка в Вила-Реале вообще стала одной из самых скучных в истории: после борьбы на старте за все 13 кругов дистанции не состоялось ни одного обгона! Но несколько машин все равно заезжали в боксы, чтобы попытаться устранить кое-какие неполадки, – впереди ждал второй заезд дня, к которому нужно было подойти во всеоружии.

Между двумя гонками вновь проходят соревнования различных минорных серий, а машины WTCC стоят обклеенные стикерами «не трогать, не открывать» – любые изменения запрещены. Лишь незадолго до старта дается пять минут на заправку болида (команда выходит в огнеупорных костюмах и с огнетушителями). Затем еще десять минут на устранение мелких повреждений и замену резины – и на старт! Впрочем, если авто попало в аварию в ходе первого заезда, то FIA может разрешить попытаться его починить. Но без штрафа тут не обойдется – восстановленному спорткару придется уступить несколько мест на стартовой решетке.

Вторая гонка в Португалии явно прибавила команде седых волос. Имея неплохую позицию на старте, Ник Катсбург долгое время ехал на вожделенном третьем месте, но в итоге разбил машину. Еще раньше из-за контакта LADA Sport потеряла и автомобиль Яапа ван Лагена. До этих происшествий в планах у механиков были сборка четвертого авто для тестов в Маньи-Куре и последующая короткая побывка дома перед азиатским турне. К сожалению, планы пошли прахом: до отправки машин в Японию оставалось чуть больше недели (за перевозку на корабле отвечает компания DHL), так что все свободное время ушло на восстановление болидов. А старт следующего этапа намечен на 11 сентября: гонщиков LADA Sport и всего WTCC примет японский трек Twin Ring Motegi. Покой им только снится.

Виктор Шаповалов – о том, почему в команде LADA Sport Rosneft нет российских пилотов

Когда-то он был обычным пилотом, выступая на чемпионате мира WTCC на BMW 320. Но в голову пришла идея сменить вектор и сесть за руль отечественного автомобиля. Затея удалась, и сегодня Виктор Шаповалов руководит заводской командой LADA Sport Rosneft, которая борется с Citroёn и Honda за первенство на чемпионате мира. Находясь с командой на этапе в Португалии, Виктор рассказал «Большому спорту», как складывается непростое противостояние с опытными командами, чего АВТОВАЗ ждет от своего коллектива и кто поведет LADA к победе.

Семь лет назад вы выступали в WTCC за рулем BMW. Как родилась идея пересесть на LADA 110?
WTCC так или иначе – чемпионат производителей, пусть здесь и участвуют заводские команды. С автомобилем ведь работает только компания, так что даже теоретически у незаводских коллективов нет и шанса. Вы лишь можете покупать запчасти практически без доступа к самой машине, к ее регулировке. И если вы сейчас сравните Citroёn Леба и Citroёn Беннани – это будут два разных авто. Поняв это, я стал работать с LADA. Сначала сотрудничество все равно было номинальным, мы имели лишь договор технического партнерства, но на первых порах и это было неплохо.

Через год после старта вы пересели на LADA Priora, но провели за рулем всего одну гонку, после чего закончили карьеру, посадив в кабину Джеймса Томпсона.
Когда мы поменяли машину, АВТОВАЗ уже начал оказывать реальную поддержку. Стало понятно, что если участвовать в чемпионате профессио­нально, нужно концентрироваться на чем-то одном. Я выбрал управленческую должность, а в коман­ду пригласили пилота, который мог бы реализовать весь потенциал автомобиля.

К сожалению, эти изменения не повлияли на решение АВТОВАЗа прекратить финансирование проекта. Вынужденный перерыв на два года сильно отбросил команду назад?
Конечно. За это время чемпионат перешел на турбодвигатели, а это уже совсем другая история. Мы до сих пор нагоняем то время. Постепенно, со сложностями, но погоня за уходящим паровозом нам удается.

С тех пор как вы перестали быть действующим пилотом, состав команды несколько раз менялся. Как и почему принимались решения по тому или и­ному гонщику?
Замены в коллективе – сложный процесс. Тяжело сразу понять, насколько тот или иной пилот подходит команде, подбор идет методом проб и ошибок. Сначала у нас был Томпсон, мы могли себе позволить только одного пилота такого уровня, и команда строи­лась вокруг него. Затем финансовые возможности улучшились, и мы стали искать Джеймсу не напарника, а конкурента. Здоровая конкуренция помогает развиваться и команде, и автомобилю. Так появился Роб Хафф.

В этом году вы сменили пилотов прямо посреди сезона, причем от ворот поворот получил и единственный российский гонщик Михаил Козловский.
У нас был расчет, что уж на третий год Михаил сможет показывать какой-то результат, а Джеймс адаптируется к новой машине и сможет составить конкуренцию Робу. Но все получилось не так, и у нас не было другого выхода, как сделать замены.

Но ведь плохо, что в команде LADA Sport не гоняются россияне?
Плохо. Мы разочарованы, что мы не можем подобрать достойного пилота с российским паспортом под этот проект. А сумма вложений спонсоров не позволяет нам заниматься благотворительностью и просто так катать какого-нибудь нашего парня. Уровень инвестиций диктует необходимость показывать результат здесь и сейчас. Из русских ребят нас бы устроил Кирилл Ладыгин, но он занят в другой команде.

Чем Ник Катсбург и Яап ван Лаген лучше своих предшественников?
Мы провели тесты и поняли, что ребята способны быстро адаптироваться к новому для них автомобилю. Результаты тестов и справки, которые мы навели, нас удовлетворили. Да, ребятам еще есть куда расти, но они уже выглядят неплохо.

Какие конкретно задачи ставят перед вами спонсоры?
Здесь все просто – мы должны выигрывать гонки. Конкретно ничего в контракте не прописано, но… Надо бороться за подиум, попадать в очки, сражаться за победу в чемпионате. Да, не в этом году, ведь нам есть чему учиться. Но в последующие сезоны мы должны стоять рядом с Citroёn.

Сейчас между вами пусть небольшая, но пропасть. Почему?
У Citroёn больше знаний, опыта и в коллективе побольше людей. Не думаю, что их пилоты значительно сильнее наших, но по всем другим параметрам – техническим, организационным, научному потенциалу – они превалируют. Но мы упорные и догоняем. Иногда получается как в Москве.

Дома и стены помогают?
Мы не можем похвастать стабильностью, но на некоторых трассах у нас получается довольно неплохо – как в Москве или Словакии. Во Франции, наоборот, был ужасный уик-энд, у нас не нашлось решений для этого трека. Vesta пока плохо ведет себя в медленных кочкообразных поворотах, ей больше подходят скоростные повороты. Надо работать.

Что вы собираетесь успеть во время внушительной паузы перед этапами в Азии и на Ближнем Востоке?
У нас запланирована тестовая программа, будем работать с амортизаторами. Собираемся посетить компанию Toyota по этому поводу.

Что скажете о треках, на которых придется стартовать? Какой результат вас обрадует?
Они скоростные, уже хорошо. В Шанхае у нас точно не должно быть проблем. Если мы выиграем все остальные этапы, буду очень рад. Хотя, понятное дело, это вряд ли произойдет. В любом случае, уверен, мы улучшим свои показатели.

Досье / Виктор Шаповалов

- Родился 4 марта 1965 года в Стерлитамаке
- Выступает в кузовных гонках с конца прошлого века
- Руководитель команды LADA Sport Rosneft
- Признан Человеком года в российском автоспорте

Партнеры журнала: