Из России с любовью. История ралли-рейда «Шелковый путь»

Большой спорт №6 (113)
Текст: Андрей Супранович
Седьмой по счету российский ралли-марафон «Шелковый путь» стартует в Москве 7 июля. В течение двух недель пилоты проедут около 10 тыс. км по России, Казахстану и Китаю, прежде чем финишировать в Сиане. В преддверии скорого старта «Большой спорт», выступающий в роли информационного спонсора российской команды «КАМАз-мастер», вспоминает события предыдущих ралли-рейдов и анонсирует маршрут грядущего.

«Шелковый путь – 2009»
Первый в истории «Шелковый путь» также проходил по территории России и Казахстана, а финишировал в столице Туркменистана Ашхабаде. Маршрут пролегал в том числе по знаменитой пустыне Каракумы. Важно, что уже первое ралли официально получило статус Dakar Series, что означает соответствие уровня организации гонки стандартам знаменитого «Дакара».
«КАМАЗ-мастер» выступал на марафоне шестью гоночными экипажами. В первой половине гонки лидировал Владимир Чагин, однако он потерял почти три часа из-за того, что на ходу потерял колесо и не смог навязать борьбу за титул, даже несмотря на три победы на этапах. В итоге первый в истории «шелковый» трофей достался экипажу его коллеги Фирдауса Кабирова. Помимо пилота, в составе экипажа были Андрей Мокеев и Анатолий Танин. Интересно, что в зачете автомобилей свою первую победу на ралли-рейдах одержал легендарный гонщик Карлос Сайнс.

«Шелковый путь – 2010»
Второй ралли-рейд был посвящен Олимпийским играм в Сочи, право на проведение которых Россия получила на излете 2009 года. Немудрено, что маршрут финишировал в будущей олимпийской столице, а старт был дан в Санкт-Петербурге. Гонка прошла через Липецк, Волгоград, Астрахань, Элисту и Ставрополь. Символичные 2014 км из 4500-километрового маршрута пришлись на спецучастки. В легковом зачете второй раз подряд победу одержал Карлос Сайнс, а в грузовом – впервые на первую ступень подиума поднялся камазовец Эдуард Николаев. Серебро и бронза тоже достались россиянам – Владимиру Чагину и прошлогоднему победителю Фирдаусу Кабирову. «В городах на трассе было огромное количество болельщиков, которые помогали, кричали, болели. И это позволило нам оставить конкурентов на четвертом-пятом местах», – рассказывал Николаев.

«Шелковый путь – 2011»
В 2011-м старт ралли-рейду впервые был дан на Красной площади. Участников ожидало семь гоночных дней с маршрутом на 3983 км, из которых 2366 км пришлись на спецучастки. Финиш вновь состоялся в Сочи, что стало логичным продолжением кампании по продвижению Олимпийских игр, а сама гонка прошла мимо исторических мест России: Куликова поля, Великого Волжского пути, городищ Золотой Орды. Впервые победителем зачета грузовиков стал иностранец – чех Алеш Лопрайс. Второе и третье места – у КАМАЗа, у экипажей Кабирова и Андрея Каргинова. Кабиров опережал Лопрайса на 43 минуты 19 секунд, однако судьи добавили час к его результату за превышение скорости на дорожной связке по ходу шестого этапа. В классе внедорожников в абсолютном зачете победил поляк Кшиштоф Холовшиц на BMW.

«Шелковый путь – 2012»
Ралли, стартовавшее в Москве, должно было финишировать в Геленджике, но из-за стихийных бедствий в Краснодарском крае досрочно финишировало в Майкопе. Впервые на «пути» россияне сделали дубль. Борис Гадасин стал победителем гонки в легковом зачете, а в зачете грузовиков – виктория на счету представителя команды «КАМАЗ-мастер» Айрата Мардеева, будущего победителя ралли «Дакар-2015». Интересно, что четыре стартовых этапа остались за Эдуардом Николаевым, но поломка турбины вкупе с потерей времени в болоте на последнем этапе отбросили лидера на шестое место. Вторым был Петер Верслуис на MAN, а третьим – еще один российский экипаж Антона Шибалова.

«Шелковый путь – 2013»
В следующем «Шелковом пути» Антон Шибалов поднялся на второе место, а его третья позиция досталась белорусам на МАЗ. Чемпионом же на этот раз стал Дмитрий Сотников, пришедший к финишу в Астрахани с часовым отрывом. «В начале гонки мы никак не рассчитывали на победу, нам было важно дойти до финиша в хорошем темпе и без поломок», – не верил в триумф Сотников. Защищающий титул Айрат Мардеев долгое время лидировал, но упустил преимущество из-за поломки и пропуска одной из контрольных точек. Внедорожный зачет покорился французу Жан-Луи Шлессеру, двукратному победителю «Дакара».

«Шелковый путь – 2016»
Шестой «путь» состоялся лишь спустя три года. Финансовые проблемы на время исключили гонку из календаря – основное внимание властей и спонсоров было уделено Олимпиаде и первому этапу «Формулы-1» в Сочи, а затем в дело вмешались кризис и санкции. Директором возрожденной гонки стал Владимир Чагин, который с ходу сумел вернуть российскому ралли-марафону былое величие. На сей раз маршрут пролегал между двумя столицами – Москвой и Пекином, а также заезжал в обе казахстанские – Алма-Ату и Астану. Марафон завершился ожидаемым триумфом команды «КАМАЗ-мастер». Первым до финиша в Пекине добрался экипаж Айрата Мардеева, следом за ним с 15-минутным отставанием приехал Дмитрий Сотников. Всю гонку в грузовом зачете шла борьба за место на подиуме между экипажами «КАМАЗ-мастера» и голландским пилотом Мартином ван ден Бринком, который тестировал на гонке новый капотный грузовик Renault. Но сначала голландец потерял 15 минут из-за отказа системы охлаждения, затем проколол колесо, а ближе к финишу его подвела электроника.

«Шелковый путь – 2017»  
«Шелковый путь – 2017» стартует 7 июля на Красной площади в Москве и финиширует 22 июля в китайском Сиане. Маршрут гонки захватит территории России, Казахстана и Китая. Его длина составит 9608 км, из них 4089 км – спецучастки. Всего гонщикам предстоит про­ехать 14 этапов. Трасса пройдет через Чебоксары, Казань (без остановки на ночь) и Уфу в России, Костанай, Астану, Семей, Урджар и Карамай в Казахстане, а также китайские Урумчи (с днем отдыха), Хами, Дуньхуан, Цзяюйгуань, Алашань-Юци, Чжунвэй и финиширует в Сиане.

Лица ралли-марафона

Владимир Чагин и Айрат Мардеев – о предстоящем ралли «Шелковый путь» и победах «КАМАЗ-мастера»

Рассказать о предстоящем марафоне в 10 тыс. км мы попросили его главных действующих лиц – директора гонки и самого титулованного российского пилота Владимира Чагина и победителя «Шелкового пути – 2016» пилота «КАМАЗ-мастера» Айрата Мардеева.

Предстоящий «Шелковый путь» будет для вас вторым в качестве директора. Можете сказать, что уже набрались опыта?
Конечно, в прошлом году мы многому научились. Но в целом это весьма непростой проект, со сложной логистикой, большим количеством участников, поэтому есть куда расти. Надеюсь, каждый последующий ралли-марафон окажется лучше преды­дущего.

Чем «Шелковый путь – 2017» будет отличаться от прошлогоднего?
Думаю, что многим. Мы проанализировали прошлый год, поняли свои ошибки, наметили пути для их исправления. Группе прокладки маршрута была поставлена задача найти самые интерес­ные и разнообразные участки, которые интересны и болельщикам, и спорт­сменам. Главное – максимально уменьшить количество лиазонов между участками, чтобы эти перегоны не утомляли, а пилоты полностью отдавались спортивной борьбе. Думаю, это удалось.

Что учитывалось при выборе этапов? Почему финиш в этом году не в Пекине?
Мы исходили из того, что участники соскучились по широким открытым пространствам, свободному и быстрому движению, этапам, где пригодится штурманская смекалка в поиске срезок. Конечно, хотелось и показать красоты России, Казахстана и Китая. Это и предгорья Урала, и степи, и горы. Китай запомнится песками пустыни Гоби. Также мы старались проложить путь рядом с культурными, археологическими достопримечательностями, чтобы те, кто будет сопровождать гонку, имели возможность познакомиться с ними. Что касается финиша, то уверяю вас, Сиань, древнейшая столица Китая, поразит всех не меньше, чем Пекин. Чего только стоит знаменитая терракотовая армия!

Как происходит работа с китайской и казахстанской сторонами? Какие есть сложности, какую помощь от них вы получаете?
У нас полное взаимопонимание, все работают слаженно, начиная с министерств и заканчивая федерациями автоспорта. Нам дают советы по маршруту, вместе создаем бивуаки. Включились и правоохранительные органы, и министерства культуры и туризма. Все структуры стараются помочь.

В прошлом году креативным директором гонки стал Денис Симачев. Как вы оцениваете его работу? Продолжится ли сотрудничество?
Да, Денис продолжит с нами работать. В прошлом году ему удалось создать новое восприятие бренда «Шелковый путь». Чего только стоит знаменитый кубок, отлитый в виде тигра. Да и другие дизайнерские решения, оформление печатной и видеопродукции были на очень высоком уровне. Денис уже выдвинул несколько новых предложений, в том числе и по поводу форменной одежды для наших служб.

Сколько команд выставит «КАМАЗ-мастер» и кто будет главными соперниками россиян?
Окончательное решение по количеству экипажей «КАМАЗ-мастера» еще не принято, но грузовой зачет в любом случае будет весьма интересным – к нам приедут ведущие пилоты. Думаю, что около 10 экипажей будут претендовать на подиум.

Возвращение Жерара де Роя – победителя последнего «Дакара» – это благо для гонки?
Конечно. Это очень яркий спортсмен, и его участие станет украшением «Шелкового пути». Уверен, что он сам получит удовольствие от соревнований. Знаю, у него большие планы по доводке нового грузовика, а маршрут предложит отличное испытание для него.

Расскажите о других зачетах. Какое соперничество в них ожидается?
В легковом зачете будет не менее жаркая схватка. Основные претенденты на победу – Peugeot и ее трио звездных французских пилотов. Хотя не думаю, что будет доминирование этой команды, другие коллективы тоже поборются за победу. Например, многого ждут от Нассера аль-Аттии на Toyota Hilux – катарского гонщика, известного по победам в классическом ралли. Присутствие Нассера – гарантия того, что никому не придется легко.

В 2018 году на ралли ожидаются и мотоциклы. Что помешало внести этот зачет в этом году?
Их появление резко добавит популярности «Шелковому пути». Но участие мотоциклистов в ралли требует особого внимания, специальных подходов в организации. Нам нужно набрать еще опыта, чтобы в следующем году обеспечить для всех участников хорошую организацию и интересный и, главное, безопасный маршрут. Все должно быть на высшем уровне.

Айрат Мардеев:

Чем вам запомнился предыдущий «Шелковый путь»?
Организаторы обещали крутой и разнообразный маршрут, и они сдержали слово. Получился настоящий ралли-рейд – много труднопроходимых песков. Трасса очень понравилась.

Какие сложности возникли при подготовке к нынешнему ралли?
После «Дакара» у нас было много работы. Полностью перебрали грузовики, сделали несколько нововведений, которые требовали испытаний. Времени, как всегда, не хватает, но все задачи, которые мы поставили, будут выполнены.

Кого вы считаете своими главными соперниками?
Естественно, команду де Роя, также Renault выставляет три грузовика. Tatra, в одной из машин поедет сам Алеш Лопрайс. Состав очень серьезный, сильнее, чем в прошлом году, даже несмотря на отсутствие MAN. Любой из заявившихся грузовиков будет представлять серьезную конкуренцию.

Нынешний маршрут вам нравится больше или меньше прошло­годнего?
Пока сложно сказать. Главное, чтобы он был разнообразным. Говорят, будет меньше лиазонов, это большой плюс.

Как проходит подготовка к ралли?
Как я уже отмечал, мы занимаемся испытаниями новинок: в трансмиссии и подвеске. Параллельно строим совершенно новый грузовик, который дебютирует в ралли, и дорабатываем капотный грузовик. Есть много интересных задумок, надеемся все успеть. Также готовимся сами – «Шелковый путь» с его жарой и длинными спецучастками очень требователен к физподготовке.

Недавно вы участвовали в «Баха Крым». Как вы оцениваете свое выступление?
В принципе, неплохо. Были каменистые участки, очень интересно. Новые локации, ландшафт – это всегда хорошо. Покатались, колеса попробивали. Раньше чемпионат России чаще всего проходил в Астрахани, Калмыкии – уже хотелось какого-то разнообразия.

У вас был новый штурман. Довольны?
Со мной ехал Дмитрий Свистунов, который раньше был механиком в нашем экипаже. Получилось боевое крещение, и для первого раза было практически идеально. Да, трасса была не такая сложная, но я все равно полностью удовлетворен. Уверен, он будет только расти с каждой гонкой.

Держите ли в голове «Дакар-2018»?
Конечно, любой старт до «Дакара» воспринимается как этап подготовки к нему. Все, что мы сейчас делаем, – это для него.

Вы недавно участвовали в российском забеге Wings for Life. Понравилось бежать?
Участвовал уже в третий раз. Отличный проект, который делает доброе дело. Фонд ведет сбор средств на лечение травм позвоночника – очень близкая нам тема, к сожалению. Кстати, этот фонд основал бывший мотогонщик Хайнц Кинигаднер, участвовавший в «Дакаре».

Лучшее дизтопливо – на АЗС «Татнефть»
Команда «КАМАЗ-мастер» рекомендует дизельное топливо «ЕВРО-5» производства АО «ТАНЕКО». Это уникальный для российского рынка продукт. Оно обладает прекрасными техническими и эксплуатационными характеристиками. Это ультранизкое содержание серы менее 3 ppm (класс 5); отличные эксплуатационные свойства без введения модификаторов; стабильно высокое цетановое число – 60; хорошие низкотемпературные свойства без присадок; температура вспышки – более 65 ºС; зольность – менее 0,01% масс; низкое содержание ароматических углеводородов.

В 2014 году дизтопливо «ТАНЕКО» признано дипломантом программы «Российское качество». Специалистами Центра экспертных программ Всероссийской организации качества было отмечено, что дизельное топливо Евро вид III, сорт С и Евро вид III, класс 2 соответствуют высшему уровню, установленному оценочной программой. Испытания дизтоплива АО «ТАНЕКО» в исследовательской лаборатории научно-­технического центра «КАМАЗа» подтвердили, что данная продукция по качеству превосходит все аналоги, производимые в России. Об этом же говорят и отзывы водителей, которые отмечают сокра­щение расхода топлива и тихую работу двигателя. При этом дизтопливо «ТАНЕКО» обладает моющим эффектом – убирает нагар с внутренних поверхностей двигателя, образованный при использовании другого топлива.

Партнеры журнала: