Борьба в песках: пять фактов о ралли-рейде «Дакар»

Большой спорт №11 (107)
Текст: Александр Дмитриев
Ралли-рейд «Дакар-2017», на котором выступят герои нашего номера Айрат Мардеев и Сергей Карякин, стартует одновременно с началом года в столице Парагвая Асуньсьоне. В преддверии старта «Большой спорт» вспоминает яркие страницы из истории самого знаменитого ралли, которое когда-то носило название «Париж – Дакар».

Как все начиналось
Создателем «Дакара» считается автогонщик Тьерри Сабин. Однажды французский пилот, участвовавший в марафоне «Абиджан – Ницца», заблудился в Ливийской пустыне. Нашли его только спустя три дня, а за это время Тьерри успел пообещать себе создать собственное ралли по красивейшим пейзажам Сахары. На воплощение планов Сабину понадобился почти год. Для старта в декабре 1978 года он выбрал столицу родной страны – Париж. Всего на площади Трокадеро в столице Франции красовалось 182 транспортных средства: 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовиков. Первый маршрут пролегал через Францию, Алжир, Нигер, Мали, Верхнюю Вольту и Сенегал – в общей сложности больше 10 тыс. км. До финиша добралось всего 74 участника. Интересно, что в первом ралли зачет был общий, поэтому победителем стал Сирил Нево на мотоцикле Yamaha.

Рекорды Петранселя
В 1988 году другой французский пилот Стефан Петрансель на том же мотоцикле Yamaha впервые вышел на старт набравшего бешеную популяр­ность марафона. Первый блин оказался комом, но фанат автоспорта Стефан не отчаялся и продолжил бороться за победу на следующих гонках. Успех пришел довольно скоро – в 1991‑м, после чего Петрансель уже никому не отдавал пальму первенства. На Yamaha он выиграл еще пять гонок, после чего распрощался с любимым мотоциклом: не смог продолжать гоняться из-за болей в запястье. Но любимое дело Петрансель не оставил и продолжил бороться за победу уже в классе автомобилей. Четыре года ушло на адаптацию и поиск подходящего «коня», после чего француз пересел на Mitsubishi и одержал три победы кряду, в том числе и на последнем «африканском» «Дакаре». После переезда в Южную Америку Петрансель выиграл еще три «Дакара» (в том числе и последний), доведя количество побед до 12! Неудивительно, что 51‑летней легенде принадлежит и достижение по количеству выигранных этапов – 68.

Наши на «Дакаре»
Рекорды Петранселя росси­янам еще долго не покорятся, зато в классе грузовиков у отечественных пилотов лидерство долго не отберут. Больше всего побед – семь – на счету нынешнего главы «КАМАЗ-мастера» Владимира Чагина. С 1996 года наши КАМАЗы выиграли 13 трофеев. У ближайших преследователей из Tatra таковых всего шесть. В остальных сериях россияне выступают постоянно, но не снискали особых успехов. Среди результатов выделяется разве что экипаж Леонид Новицкий/Константин Жильцов, добравшийся до подиума в классе автомобилей в 2013 году.

Переезд в Южную Америку
24 декабря 2007 года, прямо перед стартом очередного ралли «Париж – Дакар», в Мавритании были убиты четверо французских туристов. Из-за угрозы терактов французское правительство отменило соревнования. Активизация мусульманских радикалов в Африке и опасения за безопасность участников так и не позволили возобновить «Дакар» в Сахаре — организаторы перевезли гонку в Южную Америку. Уже за океаном на ралли-рейде появился отдельный зачет квадроциклов. А в Африке на месте «Дакара» возникла новая гонка – Africa Eco Race.

Череда трагедий
Самый тяжелый ралли-рейд в мире, к сожалению, не может быть безопасным. Первой жертвой на самом первом рейде «Париж – Дакар» стал француз Патрис Додин, упавший с мотоцикла и ударившийся головой о камень. Всего за 37 марафонов погибло 28 гонщиков. Помимо непосредственно участников во время гонки гибли журналисты, обслуживающий персонал и болельщики. Череда смертей в Африке вызывала резонанс даже в Ватикане. К сожалению, после переезда в Южную Америку несчастные случаи не прекратились. Не пощадил «Дакар» и своего создателя. В 1986 году вертолет поддержки, в котором находился и Тьерри Сабин, упал во время песчаной бури. Все пять человек, находившиеся на борту, погибли.

Партнеры журнала: