Сергей Карякин: «На «Дакаре» нельзя думать о том, что ты разобьешься, иначе это 100% произойдет»

Большой спорт №11 (107)
Текст: Андрей Супранович
В четвертый раз подряд «Дакар» не обойдется без представителя России в классе квадроциклов – несмотря на финансовые сложности, на старт вновь выйдет многократный чемпион страны Сергей Карякин. О том, как были найдены деньги на участие в ралли, а также о былых покорениях Южной Америки екатеринбуржец рассказал в интервью «Большому спорту».

Досье

- Родился 25 января 1991 года в Екатеринбурге
- Чемпион России по трофи-рейдам на ATV
- Победитель Can-Am Trophy Russia в классе SSV Sport
- Победитель этапов чиспионата России по ралли-рейдам
- Участник трех ралли «Дакар», наивысшее достижение – 4-е место

Наш разговор задержался из-за того, что вы с механиками работали над квадроциклом. Насколько он готов к старту на «Дакаре»?
На самом деле все уже готово, запчасти есть, осталось их только установить. Единственное, пока не определился с демпфером на руль, мне предложили одну экспериментальную модель, буду ее тестировать. Говорят, что он умеет гасить вертикальные колебания, что значительно уменьшит нагрузку на руки.

Есть ли принципиальные различия между новым квадроциклом и тем, на котором вы выступали на прошлом «Дакаре»?
Мотор. Мы полностью его переработали. Много и других изменений. Понимаете, заводской квадроцикл собран с зазорами – так проще для производителя. А мы пересобрали его, чтобы все детали сидели туго. Для этого пошли на завод и на специальном оборудовании прикатали их друг к другу. Это уже профессиональный подход к делу.

Кто вам помогает в этом?
Со мной на ралли поедет Сергей Говорухин – тот же механик, что и в прошлом году. Еще я обращаюсь к узкопрофильным специалистам, чтобы быть уверенным во всех узлах квадроцикла.

Слышал, что некоторые детали вы создаете сами и даже продаете их.
Действительно, часть деталей мы разрабатываем самостоятельно, так как исследовали рынок и собрали много информации о том, каких запчастей постоянно не хватает. Кое-что стоит очень дорого после падения рубля. Некоторые детали вообще нельзя произвести в России – или возможностей нет, или их делают только на оборонных предприятиях, к которым не подступишься. Такие запчасти я заказываю в США – рисую чертеж и отправляю им, а мне уже присылают деталь. Например, таким образом создал поршень, который куда надежнее доступных.

На все это нужна большая сумма. Знаю, что вы собирались открыть краудфандинговый проект, чтобы собрать необходимую сумму на участие в «Дакаре». Что из этого получилось?
Да, я пробовал собрать деньги через интернет, как это делают другие гонщики. Получилось не очень, я не смог заинтересовать народ, видимо, не хватило какой-то фишки, истории. В общем, сумма получилась совсем небольшая, но затем появился спонсор – компания Fores. Они полностью все оплатили. Раньше спонсоры давали лишь часть денег, а я докладывал свои, сейчас же такой возможности нет, но, к счастью, мне выдали полную сумму. В нее входят взнос за участие в «Дакаре», перелеты, приобретение техники, запчасти, расходники, бензин, зарплаты PR-менеджерам, механикам, приобретение брендированной одежды и другое.

Чем компанию, работающую в нефтяной промышленности, смог заинтересовать «Дакар»?
Все упирается в количество просмотров. Если посчитать, а точные расчеты есть, то выходит, что спонсорские вложения выгодны. «Дакар» показывают 223 канала, и я часто попадаю в официальную сводку. 36 секунд сводки в течение 10 дней, и все это время показывают логотип спонсора! Помимо этого есть соцсети. В Facebook во время «Дакара» мои посты просматривают до 100 тысяч человек.

Получается, любой человек может собрать 150 тысяч долларов и поехать на «Дакар»?
Не совсем. Организаторы требуют определенного количества стартов в год и участия в чемпионате мира. Так они борются с летальными исходами неопытных гонщиков. Каждый год гибнут люди, и это никого не устраивает. Да и поверьте, не все рвутся на «Дакар». Ритм обычной гонки вроде Can-Am Trophy раза в два медленнее, чем на «Дакаре», и расстояния не те. Знаю несколько человек, у которых есть очень много денег и запросто могут поехать, но боятся. Они понимают, какое это испытание – 14 дней безумных перегонов под палящим солнцем, с постоянным недосыпом. Я спал по пять часов, а менее опытные квадроциклисты – и того меньше, ведь они ехали медленнее и дольше.

Люди боятся «Дакара», а вы – нет?
Я хорошо готовлюсь к гонке. Риски есть всегда, никто ни от чего не застрахован, даже если ты несешься в обычной машине по трассе. Но бояться – не мой удел. На «Дакаре» нельзя думать о том, что ты разобьешься, иначе это 100% произойдет. Тот, кто боится, может врезаться в одиноко стоящее дерево посреди поля. Почему? Потому что машина едет туда, куда ты смотришь. Если боишься – на дерево, если нет – на дорогу.

Первый раз вы попали на «Дакар» в 2014 году. Какие воспоминания остались от дебюта?
Это было большое событие, большое испытание. Так тяжело мне не было никогда. Сейчас я знаю, к чему готовиться, а тогда ехал, по сути, вслепую. Да и квадрик был неправильно подготовлен. Ошибки всегда учитываю, и с каждым годом мое понимание гонки, техника вождения и квадроцикл становятся только лучше. Нужно учитывать миллион факторов. И надеяться на удачу, конечно.

В 2015‑м вам как раз не повезло — вы довольно рано сошли с дистанции.
Да, к сожалению. Виной тому — ошибка механиков. Неправильно был закреплен подшипник задней оси, в итоге она сломалась на лиазоне.

К счастью, последний «Дакар» вы смогли закончить, однако жаловались на неадекватное поведение организаторов.
Странных моментов было много. Меня несколько раз не выпускали на старт по необъяснимым причинам, «теряли» стартовую ведомость, потом обещали вернуть время, но по факту делали это через раз и после тысячи напоминаний. Да и кто мне вернет время, потраченное на обгон? Если стартовать позже остальных, то надо обгонять всех, глотая поднявшуюся пыль. В Чили есть места, где дождя не было 50 лет, представляете, сколько там пыли? Очень много приходилось ругаться с организаторами, а они мне даже не могли выдать временные карты и ничего не объясняли. Приходилось даже материться и полицией грозить. Кстати, эти проблемы начались, когда я вдруг стал лидировать в общем зачете. Не верю в совпадения, слишком много ошибок не в мою пользу. Очень обидно. В этом году со мной полетит мой верный друг, менеджер Александр Доросинский. Он прекрасно во всем разбирается, так что будет отстаивать мои интересы.

В целом вы довольны тем, как выступили?
Да, ошибок удалось избежать. Но считаю, что как минимум третьего места меня лишили. Да, с Патронелли бороться тяжело, но третьим я точно должен был быть.

Здоровье долго восстанавливали после «Дакара»?
Слава богу, обошлось без травм. Отоспался, походил в спортзал – и все. В этом году хочу полететь в Южную Америку 15 декабря – за две недели до старта, чтобы лучше акклимати-зироваться.

Айрат Мардеев в интервью рассказывал, что он часто бывает на сборах. Как готовитесь вы?
Так же. Недавно вернулся из Киргизии, где тренировался на высокогорных участках – выше 4200. В основном занимался спортом, готовил себя к таким условиям. Понятно, что до КАМАЗа мне еще очень далеко, но, надеюсь, когда-нибудь у меня будет такой же бюджет, как у ребят.

Вы с ними общаетесь?
Конечно. Они очень хорошие, отзывчивые. Со многими сдружился. Если на «Дакаре» выдается свободная минутка, всегда к ним захожу. У нас миллион общих тем для разговора. Если нужно, то всегда помогут – починят что-нибудь.

КАМАЗовцы едут втроем, вы же проезжаете 10 тысяч км наедине с квадроциклом. Как ориентируетесь в пространстве?
Да, я и пилот, и штурман – два в одном. Справляюсь как-то. Мне даже нравится, так как проще воспринимать информацию глазами, чем на слух.

Часто ли вы принимаете участие в гонках на территории России?
Семь-восемь раз в год. В этом году мне повезло: выиграл Can-Am Trophy – серьезную квадросерию. Выступал в классе багги. Надеюсь, в следующем году будет больше этапов.

У вас есть мечта?
В будущем я бы хотел вернуться в ралли – ведь в 2011 году я выступал в чемпионате мира WRC. К сожалению, пока это тяжело осуществимо – нужен очень большой бюджет. Квадроциклы все же обходятся дешевле.

Партнеры журнала: