«В ЦСКА назвали бесперспективным». Как Кирилл Панченко прошел путь от КФК до сборной

№10(142)_2018
Текст: Владимир Морозов / Фото: Платон Шиликов
Самый результативный футболист «Динамо» последних лет Кирилл Панченко рассказывает «Большому спорту» о непростых первых шагах в футболе, жести в ПФЛ, методах работы Слуцкого и желании вновь сыграть в еврокубках.

Досье

- Родился 16 октября 1989 года в Липецке
- Рост – 185 см
- Вес – 80 кг
- Амплуа: атакующий полузащитник
- Выступал за «Динамо» (Ставрополь) / 2008, «Нижний Новгород» / 2009, «Ставрополье-2009» / 2009, «Мордовию» (Саранск) / 2010–2013, «Томь» (Томск) / 2013–2014, ЦСКА (Москва) / 2014–2016, «Динамо» (Москва) / 2016 – н. в.
Чемпион России (2015/16)
- Серебряный призер ЧР (2014/15)
- Обладатель Суперкубка России (2014)
- 2-кратный победитель Первенства ФНЛ (2011/12, 2016/17)
- Лучший бомбардир ФНЛ (2016/17) – 24 гола
- Победитель второй лиги ПФЛ (2009)
- За сборную России сыграл 1 матч
- Всего провел 272 матча, забил 80 голов

- Стал вторым футболистом в истории после Рамиза Мамедова, который сыграл в сборной, будучи игроком второго по силе дивизиона

Вы из тех, кого в детстве назвали бесперспективным.
Было такое. В ЦСКА, при тренере Владимире Кобзареве.

Самое интересное – Кобзарева привел в клуб ваш отец, будучи спортивным директором. Почему не отстоял сына?
Он всегда говорил: «По блату в футбол не играют». Какой смысл упираться, если тренер не хочет меня видеть в команде? Вернулся в «Локомотив», где когда-то начинал, и, считаю, правильно сделал.

Интернат «Локомотива» – что это за жизнь?
Мне было лет 10, он только открылся. Утром – футбол, днем – учеба, вечером – вторая тренировка. Было тяжело, но привык. С детства взрослел в коллективе.

Кто из тех, с кем вы росли вместе в интернате, впечатлял больше всего?
Из моей группы – Игорь Горбатенко («Арсенал» Тула). А звездой номер №1 в «Локо» считался Кокорин, который на два года младше. Забивал в каждом матче.

Были ребята, которые казались старше того возраста, за который играют?
Никогда не обращал на это внимания. Выделялись одаренные или те, кто мощнее по габаритам. Ближе к выпуску все ребята становились примерно одного уровня в плане физического развития.

Как «Локо» прощался с воспитанниками, которых никуда не пристроили?
Спокойно: «Ты не подходишь. Попробуй свои силы в другом клубе». Я нормально отнесся к этому – значит, тренерам нравились больше другие футболисты.

Ваш отец рассказывал «Спорт-Экспрессу»: «Потом ездил я по КФК – всюду предлагал сына. Какое-то безумное время». Вам что запомнилось?
Получал много отказов. Говорили: «Хорошие качества есть, но не тянет физически». В принципе, слышать такое в юном возрасте нормально. Это спорт. Но команду в Москве все же нашел. Там и начал расти. 

Два года в Ставрополе – от безысходности?
После КФК других предложений не поступало. Отец сказал, что можно поехать туда. Я расценил это как шаг вперед – все-таки второй дивизион. Рванул с удовольствием.

Платили достойно?
Не больше 30 тысяч. Но я не за деньгами поехал. Только ради футбола.

Самое жесткое, что случилось с вами во втором дивизионе?
Переезды на автобусе. Однажды поехали в Махачкалу в день матча. Туда 700 км, потом сразу обратно. Не самые приятные путешествия.

Ваш прогресс стал очевиден в «Мордовии». Как это происходило?
Федор Щербаченко, большое ему спасибо, начал подпускать к составу в 20 лет. Игрок расцветает, когда ему доверяют. Никакие тренировки реальный матч не заменят. Если ты не играешь постоянно – кураж пропадает, голевое чутье притупляется. Выходишь на 10 минут, мысль одна: «Лишь бы не ошибиться, сохранить мяч».

В ЦСКА приглашал лично Слуцкий?
Два раза. Я был в приятном нокдауне. Звал чемпион России на тот момент, ситуация, при которой медлить нельзя. Сначала приехал на сбор. По итогу сказали: «Мы довольны. Хотим взять». Ответил, что это надо решать с «Мордовией», – контракт еще на сезон. ЦСКА взял паузу. Через год Слуцкий снова набрал, тогда уже все срослось.

Главное впечатление от времени, проведенного в ЦСКА?
Колоссальный опыт. Представьте: я после «Мордовии» и «Томи» начал играть вместе с Вагнером, Хондой, Мусой, Думбия, Вернблумом, Еременко.

Слуцкому принадлежит фраза: «Чтобы играть в премьер-лиге, у тебя должно быть одно сильное качество – 5 из 5. Если их несколько, ты будешь топ-игроком. Но должно быть хотя бы одно». Какие качества привлекли его в вас?
Могу только догадываться. Наверное, в первую очередь это удар. Плюс для игроков моего амплуа  очень важными являются такие качества, как  мышление, хорошие открывания и обостряющие передачи. Слуцкий говорил: «Подумай, как партнер, которому ты отдаешь пас, сыграет на третьего». То есть можно дать сильный и точный пас, но его тут же накроют, при этом все будут думать, что виноват он, хотя ты сам загнал его в цейтнот.

Вы стали чемпионом с ЦСКА, а потом неожиданно ушли в Первую лигу – в «Динамо». Направил отец?
Ушел за игровой практикой. Было также хорошее предложение из РПЛ – от «Уфы» Виктора Гончаренко. Но насчет «Динамо» я понимал: клуб с такой историей, традициями и болельщиками точно не задержится в ФНЛ. Перед командой поставили максимальные цели, меня настойчиво приглашали.

Играя в ФНЛ, вы надеялись, что попадете в сборную?
Я, конечно, мечтал о сборной, но не ожидал, что туда могут позвать из Первой лиги. В тот сезон (2016/17) у меня залетало практически все, что добавляло уверенности. Много работал, набрал хорошую форму, наверное, поэтому меня и заметил Станислав Черчесов.

Успели понять, что он за тренер?
Помимо обширных футбольных знаний, в первую очередь он классный специалист-мотиватор. Еще психолог и аналитик. К каждому сопернику тренерский штаб готовится очень скрупулезно. Сейчас в сборную ездили мои партнеры  по «Динамо» – Шунин, Рауш, они тоже это отмечали. Я вдвойне рад, что у сборной и у Черчесова лично получилось вернуть любовь болельщиков к сборной.

Перейдем к «Динамо». Что мешает клубу бороться за высокие места в РПЛ?
Сейчас еще ничего не потеряно. Задача – попасть в еврокубковую зону. Старт сезона показал, что это реально. У каждой команды рано или поздно наступает черная полоса. Посмотрите на мадридский Real Лопетеги. Сколько они проиграли матчей подряд? Четыре? И посмотрите, какой там состав. В «Динамо» трезво оценивают ситуацию. Когда-то наши старания будут вознаграждены, надо потерпеть.

Вы играли и чистым нападающим, и в оттяжке, и крайним, нередко опускаетесь в опорную зону, где проще получить мяч и разогнать атаку. Какая роль на поле для вас оптимальна?
Второго нападающего. В большинстве своих команд действовал на этой позиции.

Кто в этом амплуа сейчас лучший в России?
Наверное, Дриусси. С Дзюбой они хорошо взаимодействуют.

Вы всяких защитников повидали. Кого было особенно трудно пройти?
Игнашевича и Березуцких (в их лучшие годы).

Вы прошли все уровни – от КФК до ЦСКА и сборной. Почему в России проблемы с переходом из юношеского во взрослый футбол?
В первую очередь вопросы надо себе задавать. Если на юношеском уровне забиваешь голы, то это не  означает, что ты заиграешь и в дубле, и в основе.

То есть с системой все в порядке?
На мой взгляд, она нормальная. Тем более после ЧМ огромное количество детей отдали в футбол. Уверен, скоро появится много талантов. «Динамо», например, подпускает к основе 18–19-летних, на Кубок уже выходили полузащитники Данил Липовой (1999 г. р.), Владимир Москвичёв (2000 г. р.). Еще Игнатов, Рассказов, Ломовицкий из «Спартака», Чалов, Обляков в ЦСКА… Можно много фамилий назвать.

Большие деньги портят молодых игроков?
Не припомню каких-то ярких примеров, чтобы молодые люди резко менялись, получив серьезные деньги. Что касается меня лично, то все шло поэтапно, в том числе и увеличение дохода — во втором дивизионе одни суммы, в ФНЛ чуть побольше, в РПЛ еще больше. Цифры не хочу называть, но меня они не испортили.

Что испортило Кокорина и Мамаева?
Ситуация очень тяжелая. Знаю Кокорина с 10 лет. Он был парнишкой, любящим футбол до мозга костей. Талант. Сейчас тяжелейшая травма, восстановился, начал забивать, и тут это… Не понимаю, что случилось. Какой-то эмоциональный всплеск. Таким я его не знаю. Сколько людей высказываются, мне же хочется поддержать ребят. Понятно, что их случившееся не красит, что ребята должны понести наказание. Но чтобы до тюрьмы довести… Я считаю, они этого не заслуживают.

Наши молодые игроки сейчас заинтересованы играть в Европе?
На примере Головина видно, что заинтересованы. Он хорошо проявил себя на ЧМ, последние два года здорово играл в ЦСКА. Естественно, на него обратили внимание. Вокруг Феди Смолова тоже был ажиотаж, когда он становился лучшим бомбардиром. Так что спрос есть, а дальше решать каждому.

Футбол рано или поздно закончится. Каким видите свое будущее?
Первая мысль – пойти учиться в Высшую школу тренеров.

Стать агентом или селекционером, как отец, интересно?
Пока не чувствую, что это мое. Хочется каждый день быть в работе. А вообще думать об этом рано. Еще играть и играть.