Универсальная гонщица

№6(148)_2021
Текст: Дмитрий Маслов Фото: Платон Шиликов
Первая в истории россиянка – призер ралли-рейда «Дакар» в мотозачете среди женщин Анастасия Нифонтова выступала в 2021 году в чемпионате России по ралли-рейдам в категории T3. О своей подготовке к гонкам, мотоцикле, решении пересесть на багги, «Дакаре» и экономике отечественного автоспорта Анастасия рассказала нашему журналу.

Подготовка

Перед стартами занимаюсь в спортзале, потому что гонки на выносливость,
ралли-рейды, марафоны требуют физической силы. Бег, гребной тренажер,
велотренажер, который летом заменяется на обычный велосипед. Когда выступала в
мотогонках, было еще много упражнений на баланс. Например, банальные
приседания, но не на полу, а на балансборде. Часто в процессе подготовки
задействуем петли TRX. То есть нужно все, что включает мелкие
мышцы-стабилизаторы, которые помогут уверенно чувствовать себя на мотоцикле и в
автомобиле.

«Сушиться» мне нельзя. Наоборот – перед стартом в ралли-рейдах есть смыл
прибавить в весе, потому что ты едешь целый день за рулем и нет возможности
поесть. Если у тебя не будет хоть каких-то запасов, из чего организму брать
энергию?

Помимо этого, стараюсь тренироваться на мотоцикле на кроссовой трассе, так
как в России отсутствуют возможности имитировать условия ралли-рейдов. В
окрестностях Москвы нет пустынь и гор. Поэтому это просто мотокросс, на
автомобиле – автокросс.

Есть и техническая сторона подготовки. В частности, перед «Дакаром» механик
показывал мне, как поменять масло, фильтр, как снять колесо максимально быстро,
с меньшей потерей энергии.

Техника

У меня мотоцикл Husqvarna 450 FR. Его также называют Rally Replica. Произведен на австрийском заводе
KTM, который в свое время купил право на использование марки Husqvarna и
недавно еще запустил бренд GasGas. Это единственный завод, продающий
специальные раллийные мотоциклы гонщикам-любителям. Honda и Yamaha тоже
выпускают такие модели, но они используются лишь в заводской команде,
приобрести их можно только через третьи руки.

Но даже у KTM непросто купить мотоцикл. Нужно заполнить специальную форму
заказа, указать в ней твой уровень как спортсмена. Оплачиваешь мотоцикл,
например, весной, а получаешь его лишь к концу лета – началу осени. Заводская
стоимость составляет около 25 тысяч евро. Но байк надо привести в страну,
растаможить, да и дилеру хочется заработать, поэтому цена для заказчика
начинается от 30 тысяч.

Мотоцикл собирается не на конвейере, а вручную. Мотор его визуально похож
на двигатель обычной серийной модели, но если его разобрать, то по номерам
запчастей понимаешь, что там все другое. Так, один лишь поршень стоит порядка 2
тысяч евро. Он рассчитан на то, чтобы мотоцикл мог проехать в режиме гонки, на
полном газу, 10 тысяч километров. Все остальные детали приблизительно такие же.

Основное визуальное отличие от профессиональной модели – большие баки,
запас хода у раллийного мотоцикла по регламенту минимум на 250 километров.
Вторая особенность – башни навигации. Там стоит перемотка, такой прибор, куда
мы заряжаем дорожную книгу, чтобы ориентироваться. Плюс навигационные
приборы 
GPS, выдаваемые организаторами.


Начало

В автоспорте я попробовала себя в 2018 году, выступив во многом случайно на
«Шелковом пути» на 
Toyota. Понравилось, поняла,
что хочется этим заняться. Как раз в те годы начала очень активно развиваться
категория 
T3 – это легкие,
маленькие багги. По сравнению с другими гоночными автомобилями такая машинка
стоит недорого, что дает возможность пойти в автоспорт за не слишком большие
деньги.

В 2021 году, после пандемийной истории, наша команда построила
автомобильчик, и у меня получился первый полноценный сезон, когда я отъездила
на машине в чемпионате России. 
Cчитаю, что стартовала
неплохо, потому что по скорости все время была на первых-вторых-третьих местах.
Но чуть-чуть не дотянула до подиума в финале по итогам сезона из-за
бюрократических причин: на последней гонке мне выписали десять минут штрафа по
надуманному поводу. Без этого наказания мы бы заняли второе место в своем
классе.


«Дакар»

Я участвовала в гонке Africa Eco Race два раза. Она проходит по старому
маршруту «Дакара» в Африке, на ней же проводились и этапы чемпионата мира.
Поэтому я считала себя подготовленной, полагала, что слава «Дакара» как самой
сложной гонки немного надумана, это всего лишь пиар. 

Но в 2017 году маршрут оказался для меня очень изматывающим. Старт в
Парагвае, через Боливию в Аргентину. Большая часть гонки проходила на 3000
метрах над уровнем моря и выше, постоянно ощущалась нехватка кислорода. Пока ты
сам там не побываешь, своими глазами не увидишь, не поймешь, что это такое. И
вернувшись, я признала: «Да, ребята, “Дакар” – действительно серьезно и очень
круто».

Когда через год компания Motul, мой партнер, предложила участвовать в
зачете без механиков, и я отказалась. При этом по натуре я авантюрный человек,
готовый на любой кипиш. В ответ они пообещали оплатить все расходы и дали
неделю на размышление. В итоге решила, что лучше попробую и не доеду до финиша,
чем вообще сдамся заранее. Как оказалось, глаза боятся, а руки делают.
Получилось доехать без механика и в этом зачете.

Очень хочу, чтобы у меня был и третий «Дакар». Зарекаться не стану, но вряд
ли буду участвовать на мотоцикле. Есть люди, которые несколько раз заходят на
Эверест и кайфуют от процесса. Я тоже получаю удовольствие в моменте, но
покорять новую вершину мне интереснее. Буду изо всех сил стараться найти
партнеров, чтобы хватило денег поехать на «Дакар» уже на четырех колесах. Для
участия нужно минимум 300-400 тысяч евро.


Экономика

Гонками я не зарабатываю, что многих, далеких от авто- и мотоспорта,
удивляет. Какие-то призовые деньги, конечно, есть. Например, на том же
«Дакаре». Но получаемые суммы несоразмерны затратам на участие. Так, за первое
место в женском мотозачете можно получить около 5 тысяч евро. А потратить надо
100 тысяч.

Мой главный источник дохода – спонсорские контракты. Обычно в них
прописываются бонусы за хорошее выступление. Чтобы привлекать спонсоров,
требуется быть медийной личностью: мелькать в телевизоре, на радио, в газетах,
журналах, вести собственные соцсети. Я начала плотно этим заниматься с 2013
года, когда поняла, что гонки могут быть не просто хобби.

Спорт – это шоу-бизнес. И он работает по тем же законам. Как в любом
бизнесе, ты не можешь начать, ничего не вложив. Должен быть первоначальный
капитал. Таковым стали наши семейные деньги, заработанные в собственном
мотомагазине. Мы залезали в долги. Но какой-то момент, видимо, вселенная
увидела наши усилия и ответила нам: появился один спонсор, потом другой. Произошел
переломный момент, и партнеры начали подтягиваться сами, мы смогли выйти в
бизнесе в ноль, а потом и начать зарабатывать. На последних моих мотогонках все
было замечательно: мы ездили, не тратя своих средств. 

Не скажу, что начинаю в автоспорте с нуля, но хочется поехать на
международные старты, а бюджета для этого нет. Так что я в поисках новых
партнеров, занимаюсь этим сама. В российском автоспорте очень мало спортсменов,
умеющих работать со спонсорами. В основном в автоспорт у нас приходят богатые
бизнесмены, у которых просто есть бюджет.


Гаджеты

Поскольку автоспорт – технический вид, то без гаджетов в нем, безусловно,
не обойтись. Сейчас вся современная гоночная техника завязана на компьютерах,
программах, прошивках. И без компьютера, который «привязан» к машине, уже
никуда. Каждый раз после тестов, после спецучастка я приезжаю и скачиваю из так
называемых «мозгов» автомобиля логи – всю информация про то, как машина
работала. Специалист изучает показатели: зажигание, выхлоп, обороты, давление, масло,
температура. Он оценивает по всем графикам, насколько адекватно машина
работает. Если что-то сбоит, то на следующий день надо подправить.


На каждую гонку беру с собой ударопрочный ноутбук
Enduro Urban N3, устойчивый к пыли и воде. Он работает при любой погоде. С
его помощью передаю по интернету в Москву информацию своему специалисту,
который разбирается во всех этих графиках и дистанционно регулирует настройки
автомобиля. Например, звоню ему и говорю, что загорается красная лампочка,
свидетельствующая о перегреве масла. Какой перегрев, когда на улице –5С°?
Поскольку я частично в этом разбираюсь, то понимаю, что в самом компьютере
прописана система предупреждений, там не рассчитаны отрицательные значения. А
когда случился минус, компьютер просто выдал ошибку. Нужно зайти в программу и
прописать новые показатели нормы от условных –20
C° до +100C°. Подключаешь ноутбук, выходишь в интернет, и
человек, сидя в Москве, меняет тебе настройки, загружает их в машину. Вот это
прогресс! 

 

*Промокод NIFONTOVA дает 10% на любой
ноутбук серии Enduro при покупке в ru-store.acer.com до 31.12.2021