Николай Прянишников – о тенденциях развития фитнес-индустрии в период пандемии

Большой спорт № июнь 2021 (145)
Текст: Дмитрий Маслов
После начала пандемии COVID-19 количество посетителей фитнес-клубов резко снизилось, а в течение трех месяцев они и вовсе были закрыты из-за введения карантинных ограничений. О том, как пережил непростой период флагман индустрии World Class, об изменившихся предпочтениях россиян в области фитнеса «Большому спорту» рассказал генеральный директор «Русской Фитнес Группы», владельца брендов World Class и UFC GYM Russia, Николай Прянишников.

Как пандемия коронавируса и введенные в связи с ней ограничительные меры сказались на World Class? 

Прошлый год оказался для нас очень тяжелым, особенно в период закрытия клубов. Оно было неожиданным, трехмесячный простой стал испытанием для индустрии. Нам удалось сохранить всю команду, а это около трех тысяч человек. Смогли достроить и несколько клубов, хотя пришлось тяжело. Использовали кредитные ресурсы, выделенные компании под развитие. Но были и достижения, и главное – это запуск диджитал-направления World Class. Когда клубы закрылись, а клиенты сидели на самоизоляции, мы сразу начали думать, как можем им помочь поддерживать себя в форме. И запустили бесплатные онлайн-тренировки. Их популярность превзошла все наши ожидания. С момента закрытия клубов количество подписчиков в нашем аккаунте в Instagram (@worldclassclubs. – Прим. БС) выросло с 78 тыс. до 294, а в YouTube (https://www.youtube.com/user/WorldClassRussia. – Прим. БС) c 3 тыс. до 92,8. Совокупный охват просмотров тренировок достиг более 15 млн. Ежедневно нас смотрели в 225 городах и 34 странах и одновременно тренировались до 1 млн человек по миру. Теперь превращаем наше диджитал-

направление в отдельный бизнес.

 

Как изменилось поведение клиентов World Class в 2020–2021 годах? Многие ли отказались от продления абонемента? Возможно, снизилась популярность одних программ, а других, наоборот, выросла? 

Заметили любопытную тенденцию: после локдауна некоторые клиенты осторожничали, не посещали клубы. Другие же начали ходить чаще в среднем на 20%, занимались с тренером или самостоятельно, приводили себя в форму. Это очень хороший показатель, свидетельствующий о том, что фитнес – не только отличная профилактика любых заболеваний, но и лучшее средство борьбы со стрессом. Растет интерес к циклическим видам спорта, бегу, плаванию, многие сейчас стремятся принимать участие в различных марафонах и соревнованиях, занимаются триатлоном, поэтому все больше клиентов уделяют внимание нашему направлению outdoor. Неизменным спросом пользуются групповые программы mind body, где соединяются телесные и духовные практики. Общий клиентский трафик восстанавливается, хотя и не без потерь. 

Пандемия многих навела на мысль о необходимости заниматься своим здоровьем, иммунитетом. Тут есть три составляющие: правильное питание, регулярные занятия спортом и сон. В нашем климате фитнес-клуб, по сути, единственная возможность регулярно тренироваться. Заниматься надо три раза в неделю, при этом разнообразить упражнения, чередовать программы. В многофункциональных клубах World Class такая возможность есть. 


Вы отметили стремительный рост популяр­ности онлайн-тренировок. На первоначальном этапе они были бесплатными? Планиру­ете монетизировать данное направление?

Это наша стратегия – онлайн-трениров­ки в Instagram и на YouTube мы проводим бесплатно. Монетизацию обеспечивают интеграции наших партнеров, для которых есть комплексные пакеты: реклама в клубах, на мероприятиях и онлайн. Клиентам же онлайн-занятия мы предлагаем бесплатно, но если понравился тренер, можно к нему записаться через наше приложение World Class2.0. И персональное онлайн-занятие с тренером будет примерно в два раза дешевле, чем вживую в клубе. Сейчас запускаем также новое приложение, в котором уже по платной подписке можно создавать индивидуальный тренировочный план. В итоге у нас есть 104 клуба и онлайн-тренировки, где, кроме смартфона с приложением, ничего не нужно. Я сам, когда не успеваю в зал, тренируюсь самостоятельно. В год у меня получается примерно 100 тренировок, половину из них я провожу с разными тренерами. Кроме всего прочего, мы запустили подкасты Na Zdorovie сразу на четырех платформах: «Apple.Подкасты», «Яндекс.Подкасты», Castbox, «ВКонтакте», в которых наши эксперты регулярно рассказывают о тонкостях тренировочного процесса, правильном питании, здоровом образе жизни, профилактике спортивных травм и другом. 


Заранее предупреждаете их о визите?  

В большинстве случаев не предупреждаю. Приезжаю в клуб неожиданно, смотрю, кто свободен, прошу что-то мне подсказать. У меня большой опыт тренировок в разных форматах. И скажу, что наше приложение классное: там правильные разминка, заминка, упражнения. 


Есть ли у вас программа, как привести тех, кто тренируется онлайн, в клубы? Или это параллельные истории?

Мы рассматриваем онлайн и офлайн как разные истории. Онлайн-тренировками хотим охватить тех, у кого поблизости нет клуба, средств или не позволяет график. Тренировки в приложении, условно, стоят от 300 до 500 рублей, каждый может себе позволить. При этом некий переход, конечно, будет. Кто-то может начать с онлайн-тренировок, а потом втянуться и записаться в клуб. Дома сложнее настроиться на работу, а если ты пришел в зал, то от фитнеса тебя ничего не будет отвлекать. В фитнес-клубе особая энергетика, атмо­сфера, которая мотивирует и настраивает на результат, плюс ни один домашний фитнес-клуб не будет оборудован как профессиональный, где есть спортивный инвентарь, бассейны, джакузи и хаммам, что важно для отдыха и восстановления. 


В связи с пандемией люди стали больше следить за здоровьем. Что предлагает своим клиентам World Class в области восстановительной медицины?

Это направление растет, но подъем связан не только с пандемией. У людей все больше проблем – они возникают с возрастом, а травмы – с чрезвычайным увлечением спортом. Мы довольны, как развивается данное направление. У нас представлено современное оборудование: проводится масса тестов и обследований, например, биоимпедансный анализ на аппарате Inbody, анализ на аппарате TRX Maps, нагрузочное тестирование с ЭКГ, в ходе которого врач оценит ваше состояние и оптимальный уровень нагрузки в зависимости от ваших целей. 

В данном случае мы не конкурируем с традиционной медициной, а дополняем ее. Врачи часто говорят: сидите дома, нужен покой. Но в некоторых случаях надо поступать ровно наоборот: укреплять мышечный корсет, и тогда суставы будут нормально работать. У меня самого была проблема: начал интенсивно бегать, и стерся хрящик. Вырезали мениск. Вначале думал, что нужен покой, но оказалось, что сустав питается, когда он работает. Я прекрасно себя чувствую после кардиотренировки на тренажере. А в покое испытывал дискомфорт. 


В 2019 году вы анонсировали строительство в России минимум 55 клубов по мастер-франшизе UFC GYM. Скорректированы ли эти планы? 

Франчайзинговую сеть развиваем в обоих направлениях. World Class – скорее премиальный, а UFC GYM – более доступный формат, там нет зон бассейна, релакса. Для того чтобы построить клуб World Class, надо вложить 150–200 млн рублей, не у всех есть такие деньги. А клуб UFC GYM может обойтись и в 50 млн. Это тоже вложения, но существенно меньшие. Как и требования к помещению: достаточно площади 1000 м2. У многих девелоперов есть такие пространства, и они простаивают. А тренд на единоборства, силу, уверенность в себе остается. Россия – традиционно бойцовская страна. Но я хочу подчеркнуть: мы строим не бойцовские клубы, а фитнес-клубы с тренировками по методикам лучших бойцов UFC. Это не про бои и кровь. В мире около 600 клубов UFC GYM, и 55% их клиентов составляют женщины. Это хорошая физическая подготовка, антистресс и способ почувствовать себя уверенным, овладеть навыками самозащиты. 


У World Class есть «черные», «красные» и «зеленые» клубы. Какой из этих сегментов наиболее перспективен в нынешних условиях?

Мы верим во все. Умеем делать luxury-формат и являемся лидерами в нем. Но он имеет свои ограничения по объему: для Москвы достаточно двух-трех клубов. В «красных» клубах два формата: upper premium, как правило, находятся в бизнес-центрах в центре города, ближе к окраинам строим клубы lower premium. «Зеленые» открываем преимущественно в спальных районах, они более доступны, там выше наполняемость. В период пандемии хуже всего чувствовали себя клубы, расположенные в бизнес-центрах: из-за удаленки клиентов там было мало.


С 2022 года россияне смогут получить налоговый вычет за траты на фитнес. Как это скажется на числе клиентов World Class?

Это правильная инициатива со стороны государства. Я участвовал во встречах с министрами спорта и здравоохранения, работа идет и на федеральном уровне, и на региональном. Это здорово, людям нужны дополнительные стимулы для занятий, и вычет станет таким стимулом. В то же время не жду бума, сумма вычета ограничена и по большому счету невелика. Оцениваю возможный рост рынка в результате нововведения на 5–15%, это хорошо. 


Какие законодательные нормы нужно подкорректировать для развития фитнес-индустрии?

Есть запрос на установление спортивного размера социальных взносов. Наша спортивная индустрия непроста: надо много вкладывать, а отдача ниже, чем при открытии ресторанов, магазинов или развлекательных центров. Большинство российских компаний платят 30% социальных взносов, это серьезная нагрузка. С 2020 года введена льгота, снижающая этот показатель до 15% для малого бизнеса. И получается: тот факт, что мы объединили клубы в единую сеть, приводит к двукратному увеличению отчислений. Поэтому мы выступаем с инициативой введения единого пониженного спортивного размера социальных отчислений для крупного бизнеса в этой сфере, не только для фитнес-индустрии. Я говорю про весь российский спорт.