Встречи и прощания. Промежуточные итоги сезона «Формулы-1»

Большой спорт №9 (125)
Текст: Андрей Супранович
29 июля победа Льюиса Хэмилтона в Венгрии подвела черту перед первой частью сезона – проехав 12 гонок из 21, пелотон ушел на долгие каникулы длиной в месяц. Достаточное время для того, чтобы отдохнуть, зализать раны или сгенерировать новые идеи для покорения пьедестала. А для «Большого спорта» – отличный повод рассказать о главных событиях прошедшего отрезка чемпионата.

Льюис Хэмилтон:
снова на коне

Годы идут, а лидер у чемпионата все тот же. Как ни силится другой четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель навязать борьбу лидеру Mercedes, как ни старается напарник Льюиса Валттери Боттас создать видимость равенства в команде, результат один. И вроде бы британский гегемон хуже начал сезон, и с удовольствием заговорили о прекращении доминирования Mercedes, но две победы перед перерывом вкупе со сходом Феттеля – и комфортный 24-очковый отрыв у Хэмилтона. Преимущество над Ferrari в общем зачете поменьше – всего 10 очков. Это заслуга Кими Райкконена, который выдал несколько отличных гонок. Возможно, Кими почувствовал горячее дыхание Шарля Леклера, которого прочат на замену финну. Леклер пять раз в 12 гонках заезжал в очки и в целом выглядел очень уверенно, несмотря на статус дебютанта.

Из других пилотов стоит отметить Серхио Переса, принесшего Force India важный  подиум в Баку, его напарника Окона, выглядящего посильнее более опытного визави, и Фернандо Алонсо, который продолжает держать марку и выжимать из плохонького McLaren максимум возможностей. На другом полюсе – Роман Грожан, устроивший несколько нелепых аварий (разбил машину во время движения за пейс-каром!), Брэндон Хартли, на которого ошибочно поставили в Toro Rosso, и Сергей Сироткин.

Сергей Сироткин:
абсолютный ноль
Радость по поводу третьего в истории россиянина в «Формуле-1» быстро сменилась разочарованием. Несмотря на то что своей прытью на тестах Сергей Сироткин убедил Williams в том, что он лучше Роберта Кубицы, в сезоне козырнуть своими умениями пока не удается. Никто и не мог подумать, что болид из Гроува окажется настолько неконкурентоспособен. Все обновления не сработали, впечатление Williams производит безнадежное, и просвета пока не видно. Чтобы Сироткин или его напарник Лэнс Стролл оказались в десятке, должно произойти невероятное – как минимум сход 7–8 болидов. Один раз это случилось, и в Баку канадец занял восьмое место. Сироткин так и остается с нулем очков – единственный во всем пелотоне. И это несправедливо.

«Команда мертва, – отметил Жак Вильнев. – В Williams нет менеджмента. Они взяли двух молодых пилотов, а нужен хотя бы один опытный парень, чтобы второй у него учился, подтягивался». В Williams наверняка рассчитывали, что Сергей будет поджимать, мотивировать  Стролла, у которого все же на один сезон больше опыта, но в итоге напарники оказались примерно равны. Сироткин выигрывает 7:5 в квалификациях, но уступает по результатам в гонках. И при этом его отец не миллиардер, так что перспективы россиянина в F1 довольно туманны.

Сам Сироткин старается не унывать. «Сложно оценить итоги первой части сезона, поскольку перед его началом ожидания были совсем другими – гораздо выше. При этом часто было так, когда я считал, что отлично справился со своей работой, но со стороны казалось, что я просто нормально выступил. В нашей ситуации худшее, что можно сделать, –это начать думать о следующем сезоне», – старался скрыть плачевность ситуации пилот. «Кто его возьмет? После такого сезона!» – риторически спрашивает Вильнев.

Еще в мае в Williams пошли на крайние меры, сменив главного конструктора и  главу отдела аэродинамики. На недавних тестах на Hungaroring был представлен новый аэродинамический обвес. Его тестировал Роберт Кубица, проехавший более сотни кругов.

Семья Стролл:
личная команда F1
Если Сергей Сироткин сохранит место в кокпите Williams на будущий сезон, то у него явно будет новый напарник – рента-драйверу Лэнсу Строллу и его отцу-миллиардеру уже не нужно платить за участие в чемпионате. Нет, Лэнс не стал в одночасье топ-гонщиком, за которого борются сильные мира сего, просто его отец купил целую команду.

История с банкротством Force India вообще затянулась. Ее владелец Виджай Маллья, имеющий проблемы с законом в Индии, загнал команду в долговую яму, но при этом отказывался продавать ее, несмотря на несколько выгодных предложений. Спасать Force India пришлось ее лидеру Серхио Пересу, который и подал иск в суд о банкротстве. Это было не предательством, а единственно верным решением – после запуска процедуры работу сохранили все 400 человек. А Маллье в итоге все же пришлось продать компанию – и она перешла под крыло Лоренса Стролла.

Теперь ничего не мешает сотрудничеству Mercedes и Force India – немецкая «конюшня» давно хотела иметь дочернюю команду. К такому альянсу Стролл подталкивал Williams, однако теперь в этом нет смысла. Его сын станет одним из пилотов, вторая же позиция пока вакантна. Возможно, ее займет Роберт Кубица. Что до названия команды, то оно, возможно, останется прежним – для его смены придется заплатить немалую сумму и получить разрешение у всех остальных команд.

Даниэль Риккардо:
неожиданное прощание
«Мы полностью уважаем решение Даниэля покинуть Red Bull и желаем ему всего наилучшего в будущем. Благодарим Риккардо за его преданность общему делу и за тот вклад, который он внес в команду с приходом в нее в 2014 году. С нами он добился семи побед в Гран-при и 29 раз поднимался на подиум». Так сухо попрощался со своим ведущим пилотом глава Red Bull Кристиан Хорнер. Легко читаемую между строк обиду можно понять – 29-летний австралиец не достиг в команде всего, чего мог, и при этом поставил ее в ситуацию, в которой лидером коллектива остается 21-летний Макс Ферстаппен. Он хоть и безумно талантлив, но пока слишком молод и нестабилен. Получается, что тяжелее Хорнеру и Ко было только после отъезда Себастьяна Феттеля в Ferrari. Он уходил за новыми титулами (которых все нет), а зачем уходит Риккардо? Причем в команду, которая куда хуже выступает в чемпионате.

Официально причин не назвал ни пилот, ни команда, но общественность и СМИ склоняются к тому, что Даниэль банально испугался грядущего сотрудничества с моторами Honda. В пелотоне их не ругает только ленивый, так что Риккардо вполне может думать, что с Honda Red Bull не вернет себе победную поступь, а в заводской и прогрессирующей команде больше уверенности. Конечно, не обошлось и без прибавки к зарплате, да и нежелание конкурировать с Ферстаппеном, который в ближайшие годы мог бы выдвинуться на первые роли в «конюшне», могло сыграть свою роль. «Может, это и гениальный выбор», – подытожил Хорнер.

Теперь Red Bull должен определиться, кто же станет напарником Макса в следующем году. Учитывая, что по традиции освободившееся место занимает кто-то из дочерней команды Toro Rosso, то велики шансы у Пьера Гасли – у него есть опыт работы с моторами Honda. Но Гасли проводит в «Формуле-1» лишь первый сезон, и слишком быстрое повышение может стать проблемой (вспомните Квята). Чуть более логичным шагом было бы возвращение в программу Карла Сайнса, который изрядно заматерел в стане младших «быков» и не хотел там оставаться, из-за чего с легким скандалом ушел в… Renault. Однако против Сайнса сыграл и сам скандал, и натянутые отношения с Ферстаппеном еще со времен Toro Rosso. В итоге он подписал контракт с McLaren. В качестве запасного варианта можно рассмотреть Эстебана Окона, неплохо выглядящего в Force India.

Paul Ricard:
неудачное возвращение
Календарь сезона нельзя разделить на равные половины ввиду того, что он раздался до 21 гонки – после годичного отсутствия вернулся этап в Германии, который прошел на Hockenheimring и порадовал местных болельщиков победой Себастьяна Феттеля. Также после девяти сезонов отсутствия в «Формуле-1» опять появился Гран-при Франции, причем не на Magny-Cours, а на более привычной гонщикам WEС трассе Paul Ricard Circuit, которая в последний раз принимала Гран-при в  далеком 1990-м.  Французский этап занял место Гран-при Малайзии.

Но вряд ли это возвращение понравилось кому-то, кроме победившего во Франции Льюиса Хэмилтона. Пилоты оказались недовольны качеством асфальта и конфигурацией трека, ведь в первую очередь Paul Ricard – тестовый автодром, который может принимать аж 167 личин. Пилоты нет-нет да и забывали, каким именно он представал в ходе Гран-при. Болельщики тоже были в бешенстве: у них рябило в глазах от зон безопасности, раскрашенных в ровную полоску. Но только у тех, кто смог попасть на трек! Из-за плохой организации посетители этапа стояли в огромных многочасовых пробках даже во время пятничных практик! Устроителям этапа есть о чем подумать до следующего года.

Фернандо Алонсо:
уйти нельзя остаться
Официальный сайт F1 наряду с Льюисом Хэмилтоном признал лучшим гонщиком первой половины сезона Фернандо Алонсо, однако в ближайшее время «формульная» семья его потеряет. Двукратный чемпион мира объявил об уходе из McLaren. Позади у него 17 сезонов, и, если ничего не произойдет, 314 этапов, два титула и 32 победы в гонках. Алонсо уходит, устав гнаться за недосягаемым третьим чемпионством, утомившись бороться с немощным в последние годы McLаren.

Уходит, но не хлопает дверью, заявляя о желании вернуться, если какая-нибудь серьезная «конюшня» будет нуждаться в его услугах. Но вернуться не позже чем через год. Главную причину ухода Алонсо понять несложно – несмотря на преклонный для спорт­смена возраст, он все так же горит гонками и мечтает войти в историю, завоевав тройную корону автоспорта, которую сумел добыть лишь Грэм Хилл.

Титул чемпиона F1 у Фернандо есть давно, в этом сезоне к нему добавился трофей «24 часов Ле-Мана», так что путь один – через океан на Indy 500, где его так душевно приняли годом ранее. Первый блин не вышел комом – испанец долгое время лидировал, и есть надежда, что последующие будут еще успешнее.

Серждио Маркьонне:
невосполнимая потеря
Президент Ferrari и глава концерна FIAT Chrysler Серждио Маркьонне неожиданно скончался на 67-м году жизни. Казавшаяся несложной операция на плече привела к осложнениям, итальянец впал в кому, и она оказалась необратимой. Так команда лишилась лидера, который за короткий срок вернул ее в борьбу за чемпионство.

Маркьонне стал президентом Ferrari в 2014 году, сменив Луку ди Монтедземоло, хотя с командой связан как минимум с 2003-го, когда он пришел  в FIAT, в то время владевший Ferrari. Став президентом, Маркьонне получил в свое распоряжение довольно сомнительное наследство – «конюшня» серьезно отставала от конкурентов в чемпионате.  Новыми назначениями Серждио (руководитель команды Маурицио Арривабене – его протеже) оздоровил коллектив, и результаты мало-помалу наладились. Да, долгожданного чемпионства пока не случилось, но последние два сезона «жеребцы» навязывают непобедимому Mercedes острую конкуренцию. Кто знает, может быть, уже в этом году гегемон падет – и триумф Феттеля непременно посвятят Маркьонне. Это будет его победа.

Новым президентом «Скудерии» стал Джон Элканн, внук Джанни Аньелли. Говорят, что смена власти на руку Кими Райкконену — новый руководитель команды надеется  сохранить финна в составе, тогда как Маркьонне собирался найти более молодого пилота вроде Шарля Леклера.

Партнеры журнала: