Равнение на футбол. Аркадий Дворкович – о принципах управления в спорте

Большой спорт № 12 (136)
Дмитрий Маслов
Бывший вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович возглавлял оргкомитет «Россия-2018», а сейчас является президентом Международной шахматной федерации (FIDE). Каковы особенности менеджмента в футболе и шахматах? Почему чемпионаты мира по большинству видов спорта невозможно организовать без поддержки государства? На эти и ряд других вопросов глава FIDE ответил на открытой встрече в лектории Skillbox «Управление в спорте». Самые интересные тезисы из выступления Дворковича представляем вашему вниманию.


FIFA и другие
На проведение глобальных соревнований способны всего две организации – FIFA и UEFA. Только у них есть ресурсы, чтобы на высочайшем уровне реализовывать подобные проекты. Даже МОК ими не обладает. В FIFA сейчас около 1000 штатных сотрудников в Цюрихе. Для сравнения, в FIDE на постоянной основе трудятся 20 человек. Среднее количество штатного персонала в международной федерации по виду спорта меньше 20 человек, обычно 12–15. Поэтому подавляющее большинство федераций ориентируются на ресурсы стран – организаторов соревнований, практически не обеспечивая поддержку. Федерации, по сути, только приезжают на церемонии открытия и закрытия, вручают медали. Чемпионаты мира по видам спорта проводятся в основном за счет государственных бюджетов стран-организаторов с небольшим привлечением спонсорских средств. В ближайшие 5–15 лет ситуация не изменится. Наиболее близко к самостоятельности подходит МОК.
Я был на Европейских, Африканских и Американских играх. Они проходят на уровне, весьма далеком от необходимого. Как правило, подобные соревнования организуются с привлечением небольших объемов ресурсов, зрителей не много. Сравнивать их с чемпионатом мира по футболу 2018 года в России просто некорректно.  

Работа в FIDE
Команда – это то, с чего я начал, возглавив FIDE. Чиновники работали в организации по 20 лет, потерялась свежесть, возможность использовать новые технологии, подходы, связь с болельщиками. Мы привлекли новых, в числе которых гроссмейстеры, но и использовали опыт экспертов. Сейчас команда дополняется людьми, разбирающимися в конкретных узких сферах. В том числе теми, кто работал в оргкомитете чемпионата мира 2018 года по футболу. Были расчищены завалы, работаем быстро и эффективно. Шаг за шагом налаживаем сотрудничество с глобальными компаниями, которые начинают спонсировать конкретные турниры. Стремимся к выравниванию прав женщин и мужчин, для чего увеличиваем призовые фонды женских турниров и привлекаем дам к управлению в FIDE. Это делает нашу команду более внимательной к мелочам и дисциплинированной. Начали работу с онлайн-компаниями, занимающимися бизнесом в интернете. 
В целом в шахматах объем спонсорских пакетов измеряется десятками тысяч долларов – такие суммы компании готовы выделять с перспективой «отбить». Но есть и меценаты, тратящие гораздо большие суммы – в пределах 70 тыс. долларов. Больше всего денег FIDE приносит классический чемпионат мира по шахматам, следующий пройдет в ноябре 2020 года. Эти деньги в дальнейшем используются на протяжении двух лет. В 2019 году мы привлекли к спонсорству турниров две глобальные компании – Total и Coca-Cola, вторая из них уже объявила о решении поддерживать наши турниры и в дальнейшем.

Аудитория 
Основной фактор успеха в управлении – коман­да. Второй – четкое понимание целевой аудитории и задач, которые перед собой ставишь. Их может быть несколько. Первая часть аудитории – сами спортсмены, надо сделать так, чтобы им было комфортно выступать. Нас в FIDE обвиняют в том, что много внимания уделяем профессиональным спортсменам в ущерб массовости. Массовый спорт – вторая целевая аудитория: от десятков тысяч до миллионов человек, занимающихся тем или иным видом. Третья – болельщики, люди, которые интересуются той или иной дисциплиной. Идет ориентация на конкретные рейтинги: сколько людей смотрят телетрансляции, приходят на стадионы. Четвертая – массовая аудитория, люди, которых мы хотим вовлечь тем или иным образом. Для каждой аудитории привлекаются свои спонсоры, используются разные инструменты. Поскольку ресурсы в большинстве видов спорта ограничены, надо четко понять, для кого ты работаешь, и сосредоточиться именно на этой аудитории. 
Когда мы говорим о FIFA, все цифры ауди­тории огромны на самых массовых рынках, кроме индийского: там популярны крикет и хоккей на траве. Когда есть привлекательные цифры – приходят спонсоры. Мы почти не занимались поиском партнеров чемпионата мира по футболу: у FIFA есть собственный пул. Местные компании пришли не только из-за коммерческого интереса, но потому, что спонсировать домашний мундиаль – дело чести. Но некоторые компании, в частности из сферы коммуникаций и обслуживания туристов, получили и финансовую отдачу. 
В шахматах с аудиторией сложнее. На крупных шахматных турнирах «в моменте» она, как правило, небольшая – несколько сотен человек, в общей сложности – несколько сотен тысяч на разных ресурсах. Такие цифры не позволяют монетизировать событие, для спонсоров они не очень интересны. Поэтому на онлайн-трансляциях мы не зарабатываем. 

Новые технологии 
Большинство клубов и федераций используют технологии и методы, существовавшие 20–30 лет назад. В спортивных вузах работают по методикам, по которым учились в 1980-е годы, так что не надо удивляться, что ничего не меняется в управлении проектами. С точки зрения технологии изменилось многое: само устройство футбольных полей, рассадка зрителей, телетрансляции… Там, где соревнования проходят на высоком уровне, эти элементы учитываются. К примеру, используется система VAR на чемпионате мира по футболу. Но в большинстве случаев – нет.  
Меняются технологии подготовки команд и спортсменов. В частности, сенсоры позволяют получать огромный объем информации о состоянии атлета, исходя из этого корректировать тренировочный процесс и по-другому формировать команды. Я лично видел, как тренерский штаб сборной России по футболу перед чемпионатом мира анализировал огромный массив данных, исходя из которых формировал состав на турнир. Еще два-три года назад подобного не было.
Для многих видов спорта важен вопрос соотношения онлайна и офлайна. В футболе речь идет о трансляциях и о гейминге, например игре FIFA 20. В шахматах же игра на доске и онлайн – одна и та же, а не разные. Разве что не сидишь напротив соперника, он не смущает тебя внешним видом и действиями. Любая организация, клуб должны иметь ответ на вопрос: «Как перенести в онлайн?» У кого-то он уже есть. 

Симен универсальный 
Многие футболисты играют в шахматы на высоком уровне, как и шахматисты – в футбол, однако Симен Адгестейн – единственный спортсмен, выступавший за национальные сборные своей страны по обоим видам спорта. 
В 18-летнем возрасте он стал первым в истории Норвегии гроссмейстером, после чего решил сосредоточиться именно на шахматах. Однако продержался без футбола меньше года. «Я понял, что без него мне скучно и одиноко», – признавался Симен. Он вернулся в футбольный клуб Lyn, где выступал на позиции нападающего, и сразу же стал демонстрировать выдающуюся результативность. Адгестейна пригласили в главную команду страны, к нему стали проявлять интерес зарубежные клубы. Настойчивее всех был Besiktas, предлагавший великолепные финансовые условия. Однако Симен отказал туркам, мотивировав свое решение обязательствами перед организаторами нескольких шахматных турниров. Адгестейн планировал уехать в зарубежный клуб позже, однако его надеждам не суждено было сбыться: в 23-летнем возрасте норвежец получил разрыв крестообразных связок колена. Симен перенес несколько неудачных операций и вынужден был завязать с профессиональным футболом. Тяжелое психологическое состояние сказалось и на шахматной карьере: результаты резко ухудшились. К 30 годам уникальный спортсмен завершил и шахматную карьеру, сосредоточившись на преподавательской деятельности. Вместе с братом Эспеном Симен открыл шахматную школу, в которой начал тренироваться Магнус Карлсен. Сейчас Эспен Адгестейн является менеджером действующего чемпиона мира, а 52-летний Симен написал биографию лучшего шахматиста современности. Он также преподает шахматы и футбол в спортивном лицее, участвует в реалити-шоу на норвежском телевидении и является совладельцем крупного шахматного интернет-портала. 

Партнеры журнала: