На бреющем полете. Как россияне выиграли германский чемпионат по гонкам на выносливость

Большой спорт № 12 (136)
Текст: Мария Мельникова Фото: из архива Александра Акименкова и Василия Селиванова
Пожалуй, во всем мире нет гоночной трассы опаснее и легендарнее немецкого Нюрбургринга. Проходящая по ней 24-часовая гонка считается одной из сложнейших в мире. В 2019 году ее выиграли россияне Александр Акименков и Василий Селиванов, которые также победили в чемпионате VLN.


Построенное в 1927 году в Айфельских горах 25-километровое кольцо до сих пор является мерилом гоночного мастерства. «Зеленый ад» – так его окрестил Джеки Стюарт. Именно здесь горел Ники Лауда. Именно здесь, на узкой, темной, скользкой лесной трассе гибли те, кто мечтал сказать: «мне покорился Нюрбургринг». Среди гонщиков существует поверье: нельзя говорить «я покорил Нюрбургринг». Иначе, жди беды, ведь Нюрбургринг никому не покоряется.

«Зеленый ад» для всех желающих 
Сложнейшая гоночная трасса, проходящая вокруг трех спящих вулканов и через несколько десятков небольших городков, с перепадами высот в 300 метров, и содержащая 73 поворота, Нюрбургринг с самого начала состоял из нескольких объединенных колец, основными из которых были Северная и Южная петли. 
Постоянная тень от леса не дает как следует прогреваться узкой полосе асфальта; туман, роса и дожди делают его невероятно скользким, а почти полное отсутствие зон вылета не оставляет надежды сохранить автомобиль в случае ошибки. И именно это невероятное сочетание опасности и вызова становится тем фактором, который притягивает каждый год несколько сотен спортсменов, мечтающих выиграть гонку на Нюрбургринге. На Северной петле проводили «Формулу-1» – вплоть до аварии Ники Лауды, а затем здесь построили трек Гран-при и перевели Королевские гонки туда. Что же касается Нордшляйфе, ее отдали под другие, не столь смертельно-быстрые соревнования.
Вот уже много лет трек открыт для всех желающих: сюда можно приехать на своем автомобиле и попробовать собственные силы за рулем во время «туристических заездов». Но именно здесь проходят соревнования, которые собирают по полмиллиона зрителей: суточный марафон «24 часа Нюрбургринга» до сих пор считается самым сложным и выматывающим из всех подобных состязаний, и даже Ле-Ман с ним не сравнится. А немецкий 9-этапный чемпионат по гонкам на выносливость VLN мечтают когда-нибудь выиграть даже звезды мирового автоспорта.

Реализованная мечта 
В этом году мечта осуществилась для петербуржцев Александра Акименкова и Василия Селиванова, выступающих на Porsche 911 за одну из сильнейших немецких команд Black Falcon, – и осуществилась дважды. Они смогли выиграть не только 24-часовой марафон, но и чемпионат VLN, и в обоих случаях стали первыми русскими в истории, у кого получилось это сделать.
Александр Акименков, в прошлом выступавший в российском автоспорте, впервые оказался на Нюрбургринге почти 10 лет назад, когда участвовал в трек-днях. Встреча с легендарной трассой стала для него знаковой: вот уже более восьми лет он выступает здесь в чемпионате VLN. В 2014 году его друг Василий Селиванов приехал поддержать Александра на одном из этапов, и оказался на пассажирском сиденье его ринг-такси. 
«Два круга, которые я проехал пассажиром, были для меня глубоким потрясением, – рассказал Василий. – Несколько раз я ловил себя на мысли, что мы влетим в отбойник. Я вышел тогда из машины, хлопнув дверью, и сказал, что больше никогда сюда не сяду! С этого все и началось: я понял, что без Нюрбургринга я не проживу».
На следующий год Василий прошел тесты, много тренировался, в том числе в картинге, а в 2016-м проехал любительский чемпионат RCN на том же Нюрбургринге. В 2017 году Александр и Василий решили вместе проехать сезон в VLN. Экипаж у них уже был готов, оставалось найти команду и автомобиль.
«Все восемь лет моих выступлений на Нюрбургринге я постоянно совершенствовался в пилотировании, – рассказал Александр Акименков, – и прошел все стадии признания: когда ты медленный, с тобой никто не хочет ехать. Когда быстрый, но постоянно попадаешь в аварии, ты тоже никому не нужен. Но когда ты быстрый, опытный и надежный – все хотят с тобой ехать. К этому моменту я понял и еще одну вещь: экономия в автоспорте никогда не приводит к хорошему результату. В итоге мы нашли свою команду – Black Falcon, свою машину – Porsche 991 Carrera, и свой экипаж. И в этом году все три составляющие привели нас к победе».
Сезон-2017 прошел как «вкаточный». Пилоты проехали несколько этапов чемпионата и готовились к следующему году. Но 2018-й стал годом неудач. Наш экипаж завоевывал поул-позиции, показывал лучшие круги в гонке, демонстрировал отличную скорость, но в итоге собрал все возможные неприятности, и из девяти этапов смог финишировать только в двух.
Александра и Василия это только укрепило в желании бороться за победу на следующий год. В 2019 они приняли решение ехать полный сезон VLN, плюс гонку «24 часа Нюрбургринга», а третьим членом их экипажа стал немецкий пилот Ронни Летмейт. Алекс Бом, владелец команды Black Falcon, сам дважды становившийся чемпионом Нюрбургринга, полностью поддержал российских спортсменов и обещал им помощь: «Вы хотите выиграть чемпионат? Это возможно!»
Первый же этап принес им поул-позицию, быстрейший круг, лидирование от старта до финиша и победу в классе и группе. Второй был отменен из-за внезапно выпавшего снега; затем серебро на третьем этапе и победа в шестичасовой квалификационной гонке перед суточным марафоном.
«”24 часа Нюрбургринга” – невероятное явление в автоспорте, – рассказал Василий Селиванов. – Со среды начинаются официальные мероприятия: гонки поддержки, парад пилотов, автограф-сессия. А зрители собираются уже с понедельника, и их количество превышает население обычного европейского города!»
Марафон требует особой подготовки, ведь это фактически шесть четырехчасовых этапов, которые нужно проехать подряд без возможности сервисного обслуживания или замены деталей. В экипажах традиционно участвуют по четыре пилота, так гонка получается не настолько выматывающей. В этом году к трем постоянным членам экипажа Black Falcon присоединился Карлос Ривас из Люксембурга, за плечами которого уже был не один марафон. 
«Самое сложное было ехать ночью и на рассвете, – поделился Александр Акименков. – Особенно это тяжело на Нюрбургринге с огромным количеством поворотов, когда солнце постоянно бьет в глаза. Я думал, что настолько хорошо знаю трассу, что смогу проехать какие-то участки по памяти, но нет, это было невозможно».
Команда старалась по максимуму поддержать своих пилотов. Всегда наготове были два физиотерапевта, готовые сделать массаж и снять напряжение, специальный диетолог отвечал за питание пилотов во время гонки. Инженер Николай (кстати, тоже русский, чьи родители эмигрировали в Германию, когда он был еще мальчишкой) всю ночь без перерыва был на связи со своим экипажем, стараясь подсказать нужную информацию и предложить правильную стратегию.
Многие экипажи сошли – по техническим причинам или из-за аварий: из 155 машин финишировало лишь 102, но серебристо-желтый Porsche с черным соколом на капоте продолжал свой полет и в итоге пересек финишную черту первым в своем классе и категории! И если стартовал в гонке Александр Акименков, то финишировать доверили Василию Селиванову: «Пересечение финишного флага – это как будто сбросить с себя две тонны веса. Мне кажется, я кричал в машине. Осознание победы пришло через несколько дней. А тогда мы радовались как дети, еще не осмыслив всей невероятности случившегося!»

Победное продолжение
Теперь, после невероятной победы в «24 часах Нюрбургринга», нашим пилотам предстояло выиграть и весь чемпионат VLN.  На протяжении долгого сезона немецкого кузовного чемпионата, который проходит с марта по октябрь, они этап за этапом протаптывали себе дорожку на самый верх подиума, завоевав за первые семь этапов четыре победы и два серебра. Однако и соперники не бездействовали. К восьмому этапу разница по очкам с преследующим экипажем Mathol Racing была еще не существенной, а фортуна «Зеленого ада» заняла выжидательную позицию. 
«Мы очень хотели выиграть чемпионат досрочно, – рассказал Василий, – чтобы на последний этап выйти чемпионами и просто проехать в свое удовольствие. Но все оказалось не так просто».
Этап получился сложным, нервным и выматывающим. Сначала произошла авария в голове пелотона сразу после старта, после чего гонка была остановлена, затем – острая борьба с главным соперником в чемпионате, когда тот продемонстрировал совершенно неспортивное поведение, попытавшись резким торможением скинуть преследовавший его наш экипаж. Затем небольшая авария Ронни Летмейта, которая стоила целых восьми минут, и никакие усилия Василия Селиванова на последнем отрезке гонки не смогли их полностью компенсировать: Black Falcon финишировали лишь третьими. Казалось бы, уже ничего с этим не поделать: и победу в чемпионате придется выгрызать на финальном этапе, но тут фортуна все же смягчилась…
«Мы так переживали, что даже не пошли на награждение, попросив команду забрать наши бронзовые награды, – поделился Александр Акименков. – А вечером наши механики передали нам кубки, и мы не поверили глазам: на них стояла цифра “2”!»
Оказалось, что команда, финишировавшая второй, допустила грубое нарушение регламента и была наказана трехминутным штрафом. Этого времени хватило, чтобы наш экипаж переместился на вторую строчку, набрал нужное количество очков и одержал досрочную победу в чемпионате!

Партнеры журнала: