Младое племя: самые юные гонщики в истории «Формулы-1»

Большой спорт №3 (90)
Текст: Андрей Супранович
15 марта 2015 года, в день старта первого этапа нового сезона «Формулы-1», Максу Ферстаппену исполнится 17 лет и 164 дня. Если не произойдет форс-мажора и сын экс-пилота F1 Йоса Ферстаппена отправится в бой на своем Toro Rosso, то именно Макс станет самым молодым гонщиком в истории «королевских гонок», обновив предыдущий рекорд почти на два года. Жак Вильнев уже резко осудил решение боссов итальянской конюшни «усадить за руль болида ребенка». Отдавая должное как мнению мэтра, так и смелости менеджмента «быков», «Большой спорт» вспомнил, как же развивались карьеры «молодых да ранних» предшественников Ферстаппена.

Хайме Альгерсуари

19 лет 125 дней
Родился 23 марта 1990 года в Барселоне, Испания
Дебют: Гран-при Венгрии – 2009, Toro Rosso
Результат первой гонки: 15‑е место

О том, как опасно становиться пилотом «Формулы‑1» без должного опыта, красноречиво говорит карьера предыдущего юного рекордсмена – испанца Хайме Альгерсуари. Еще один прожект Toro Rosso прямо посреди сезона заменил разочаровавшего Себастьяна Буэми. В Венгрии Хайме стартовал, не имея за плечами даже полноценной тестовой сессии, поэтому немудрено, что адаптация в королевских гонках сильно затянулась. В дебютном сезоне испанец смог финишировать лишь в трех гонках из восьми, да и в тех показал невзрачные результаты. В Toro Rosso понадеялись, что у самого молодого чемпиона все наладится во время полноценного гоночного года, но ни в сезоне-2009, ни позже Альгерсуари так и не смог справиться с повышенными требованиями «конюшни». Хотя в 2011‑м он и обошел своего напарника Себастьяна Буэми в итоговой таблице, достижений на трассах оказалось недостаточно, чтобы продлить свой век в «Формуле‑1»: обоих пилотов Torro Rosso заменили на молодых выпускников академии Red Bull – Даниэля Риккардо и Жан-Эрика Верня. Альгерсуари, едва не ставший самым молодым экс-гонщиком F1, не смог стерпеть обиду и ушел из гонок вообще. Лишь в прошлом году 24‑летний испанец вернулся в кокпит – теперь он, как и Буэми, Трулли, Пике, Прост, Хайдфельд, сражается в «Формуле Е» – экологическом аналоге детища Берни Экклстоуна. Хайме отметил, что хочет вписать свое имя в историю, выиграв премьерный «эко-сезон».

Майк Такуэлл

19 лет 182 дня
Родился 30 марта 1961 года в Окленде, Новая Зеландия
Дебют: Гран-при Канады – 1980, Tyrrell-Ford
Результат первой гонки: не классифицирован

Такуэлл, как и Альгерсуари, уже в 18 лет вовсю звездил в «Формуле‑3», где стал третьим в общем зачете. Майк, как и Хайме, попал в элиту посреди сезона, и дебют ему также не удался. Такуэлл и не планировал начинать карьеру столь рано и лишь ездил вместе с Tyrrell-Ford в качестве тест-пилота. Но в одной из гонок дружественной команде Arrows-Ford понадобился гонщик, и Tyrrell «одолжил» своего тестера «стрелам». Новозеландец, впрочем, не смог пройти квалификацию в Голландии, так что его рекорд в 19 лет и 154 дня зачтен не был. В историю попала другая гонка – Гран-при Канады, в которой, как ни странно, Майк тоже фактически не принял участия: ему пришлось поделиться машиной с более опытным партнером по Tyrrell-Ford. Сразу же после старта случилась крупная авария, и после красных флагов гонка была остановлена. На рестарт Такуэлл, расставшийся с болидом по велению команды, уже не вышел. На следующем этапе новозеландец вновь не прошел квалификацию и бесславно покинул «Формулу‑1». Восстановив доброе имя победами в классах попроще, он заслужил возвращение в элитный пул в 1984‑м, но провалил две гонки и расстался с мечтой навсегда.

Рикардо Родригес

19 лет 208 дней
Родился 14 февраля 1942 года в Мехико, Мексика
Дебют: Гран-при Италии – 1961, Ferrari
Результат первой гонки: не финишировал

Некоторые статистические сайты именно Родригеса считают самым молодым пилотом «Формулы‑1» до Альгерсуари, ссылаясь на то, что Такуэлл не принял участия в Гран-при Канады после рестарта. Молодой талант рано заявил о себе: уже в 18 лет он занял второе место в суточном марафоне Ле-Мана, а также блеснул на паре других кузовных гонок, чем сильно впечатлил Энцо Феррари, пригласившего мексиканца в Ferrari. Дебют Рикардо был омрачен большой трагедией: немецкий гонщик Вольфганг фон Трипс влетел вместе с болидом на трибуны, в результате чего погиб и сам пилот, и еще 15 зрителей. Но гонка даже не была остановлена, а Родригес сошел на 13‑м круге из-за проблем с топливным насосом.

В сезоне-1962 юный мексиканец все чаще заставлял говорить о себе как о будущем чемпионе мира. Несмотря на перманентные проблемы Ferrari, он умудрялся забираться довольно высоко в итоговом протоколе, а одну из незачетных гонок даже выиграл. В итоге «жеребцы» вовсе снялись с чемпионата, и Родригес, страстно желавший выступить на домашнем Гран-при в Мехико, подписал краткосрочный контракт с командой Rob Walker Racing. Но судьба распорядилась иначе: в первой же практике на родной земле Рикардо разбил болид о стену и погиб на месте, вызвав всенародный траур в Мексике. Впоследствии автодром, на котором разбился пилот, был назван в его честь.

Фернандо Алонсо

19 лет  218 дней
Родился 29 июля 1981 года в Овьедо, Испания
Дебют: Гран-при Австралии – 2001, Minardi
Результат первой гонки: 12-е место

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо также из «молодых да ранних». При помощи отца он пробился на вершины картинга, потом покорил «Формулу 3000», где его результаты привлекли внимание Флавио Бриаторе. Конечно, мэтр не мог взять 19‑летнего юнца прямиком в Benetton, но в стан аутсайдеров Minardi пристроил. Алонсо сразу заявил о себе, в первой же гонке взобравшись на высокое для «конюшни» 12‑е место. На третьем этапе испанец обставил в квалификации самого Баттона на Benetton, однако и в остальных гонках показывал отменный пилотаж. Бриаторе же в том году благодаря Renault купил обанкротившийся Benetton и на следующий сезон забрал Фернандо себе. Год в качестве тест-пилота пошел на пользу (помните, как без этого страдал соотечественник Алонсо Альгерсуари?). В 2003‑м будущий чемпион заменил в «конюшне» Баттона и в том же сезоне выковал первую победу. Алонсо побил множество «молодежных» рекордов, на тот момент став самым молодым победителем, обладателем подиума, поула, быстрейшего круга… Все эти рекорды были побиты лишь Себастьяном Феттелем, но к тому времени Фернандо уже стал двукратным победителем чемпионата.

Эстебан Туэро

19 лет 320 дней
Родился 22 апреля 1978 года в Буэнос-Айресе, Аргентина
Дебют: Гран-при Австралии – 1998, Minardi
Результат первой гонки: не финишировал

В Minardi и раньше давали шанс молодым, но не у всех получалось так же успешно, как у Алонсо. В 1998 году в итальянской «конюшне» появился первый в ее истории аргентинец. В дебютной гонке, как и в большинстве остальных, Эстебан на нестабильном болиде финишировать не смог. Наилучшим его результатом стало восьмое место, за которое в то время очков не начисляли. Не набрал зачетных баллов и коллега южноамериканца Накано, и Minardi третий год подряд осталась без очков в чемпионате. Впрочем, Туэро успел запомниться неприятной аварией в последней гонке сезона-1998. Столкнувшись с японцем Такаги, аргентинец повредил себе шейные позвонки, а также невольно повлиял на борьбу за чемпионство. На осколки от поврежденного Minardi наехал претендовавший на титул Михаэль Шумахер, и лопнувшая шина выключила Красного Барона из борьбы. Так Туэро сделал чемпионом Мику Хаккинена.

Крис Эймон

19 лет 324 дня
Родился 20 июля 1943 года в Булисе, Новая Зеландия
Дебют: Гран-при Бельгии – 1963, Reg Parnell Racing
Результат первой гонки: не финишировал

Как ни странно, до Такуэлла самым молодым пилотом «Формулы‑1» также был новозеландец (история F1 помнит лишь восемь гонщиков из этой далекой страны). Крис Эймон, в отличие от своего менее удачного соотечественника, слыл большим талантом и сумел задержаться в составе участников королевы автоспорта аж на 14 сезонов. Юного пилота открыл Рег Парнелл – один из первых «королевских гонщиков», после завершения карьеры создавший собственную команду. За Reg Parnell Racing Эймон гонялся три года, но не снискал лавров – Криса постоянно преследовал злой рок. Новозеландец регулярно выдавал блестящие выступления, частенько лидировал в гонках, но постоянно выбывал из борьбы из-за поломки болида. Неудачи настигли Криса и в Ferrari, и во многих других «конюшнях». В конечном итоге он так и не смог ни разу победить ни в одной из 100 гонок, в которых принимал участие. Эймон и по сей день является обладателем печального рекорда: на его счету 183 круга лидирования – больше, чем у кого-либо из тех, кто ни разу не стал первым.

Даниил Квят

19 лет  324 дня
Родился 26 апреля 1994 года в Уфе, Россия
Дебют: Гран-при Австралии – 2014, Toro Rosso
Результат первой гонки: 9‑е место

Последнее пополнение десятки самых молодых гонщиков F1 гордо носит на комбинезоне российский триколор. Даниил Квят – второй в истории «Формулы‑1» россиянин и главная надежда всех болельщиков к востоку от 27‑го меридиана. Нашему соотечественнику прочат большое будущее, а результаты первого сезона выпускника академии Red Bull лишь подтверждают выданные Даниилу авансы. Самым молодым гонщиком, завоевывавшим очки, чемпион GP3 стал в первой же своей гонке, побив, таким образом, рекорд самого Феттеля! Весь сезон Квят провел, как и первую свою гонку, уверенно и сильно, выжимая из машины все. К сожалению, «всего» оказывалось недостаточно для борьбы за подиум, но пять финишей в очках позволили Дану получить путевку в высший свет: новый сезон россиянин начнет в Red Bull, где весьма символично заменит все того же Себастьяна Феттеля.

Себастьян Феттель

19 лет 349 дней
Родился 3 июля 1987 года в Хеппенхайме, Германия
Дебют: Гран-при США – 2007, Sauber F1
Результат первой гонки: 8‑е место

Четырехкратный чемпион мира, освободивший место для Квята, отправляется в поход за пятым титулом вместе с Ferrari. Весьма неудачный сезон для «быков» подкосил веру Себа в возможности нового болида Red Bull, так что немец легко подмахнул трехлетний контракт с командой из Маранелло и уже заявил, что хочет стать 10‑м чемпионом Ferrari.

В свои 27 лет Феттель – наиболее титулованный «формульный» пилот в истории после Михаэля Шумахера и Хуана Мануэля Фанхио. Многие считают, что талант Себастьяна сильно преувеличен, он лишь удачно попал в «свою» команду и совсем не заслуживает быть поставленным на одну доску с героями прошлых лет. Тем не менее нельзя отрицать того факта, что Феттель – самый молодой чемпион в истории «Большого цирка», равно как и самый юный двукратный, трехкратный и четырехкратный обладатель титула. Почти все рекорды с ремаркой «самый молодой» принадлежат именно Себу, и лишь в следующем сезоне Даниил Квят постарается переписать историю.

Эдди Чивер

20 лет 53 дня
Родился 10 января 1958 года в Финиксе, США
Дебют: Гран-при ЮАР – 1978, Hesketh Racing
Результат первой гонки: не финишировал

Уроженец Финикса детство провел в Италии, заболел гонками в Монце, а начал «формульную» карьеру в Британии, так что вполне может считаться европейским пилотом. Засветившись в «Формуле‑2», Эдди уже в 20 лет посчитал, что созрел для больших свершений, и отправился покорять элитные гонки, но прогорел. Никто не доверил пусть и талантливому, но новичку серьезный болид, и Чивер, осилив лишь восемь кругов дистанции на трех этапах, вернулся под крыло к Рону Деннису, который в то время содержал свою команду в минорной «Формуле».

Заскучав в F2, Эдди предпринял очередную попытку пробиться в королевские гонки и преуспел. Промучившись сезон-1980 в заштатной Osella, он получил право пересесть в Tyrell, где набрал первые очки. Еще через год перебрался в Equipe Ligier, где за пару лет семь раз поднимался на подиум. Но попасть в команду-претендента на чемпионство американцу так и не удалось, поэтому он добровольно завершил карьеру в 1989‑м и отправился покорять IndyCar, где уже в 40‑летнем возрасте победил в «500 милях Индианаполиса».

Дженсон Баттон

20 лет 53 дня
Родился 19 января 1980 года во Фруме, Англия
Дебют: Гран-при Австралии – 2000, Williams
Результат первой гонки: не финишировал

Чемпион мира – 2009 провел свою первую гонку в том же возрасте, что и Чивер, но 22 годами позже. Блеснувшего в британской «Формуле‑3» 19‑летнего Баттона несколько команд зазывали на позицию тест-пилота, однако его успехи на практиках заставили Фрэнка Уильямса рискнуть и сразу посадить Дженсона в кокпит. Сэр Фрэнк не прогадал. Дебют получился громким – пусть Баттон, как и еще 12 пилотов, из-за технических неполадок и не добрался до финиша Гран-при Австралии, но к моменту схода британец прорвался в очковую зону, начав с последней линии стартового поля! Уже на следующем этапе в Бразилии Дженсон попал в очки и впоследствии выступал довольно ровно. Тем не менее в следующем сезоне ему пришлось уступить место в Williams Хуану Пабло Монтойе, за которым стояли нефтедоллары Венесуэлы. Баттону в итоге подвернулась вакансия в Benetton, которая переживала не лучшие времена. Успех к уроженцу Сомерсета пришел лишь в команде Honda – в ее составе он занял третье место в чемпионате‑2004 и одержал победу на Гран-при Венгрии – 2006. Этот триумф долгое время оставался единственным, пока Honda не продали Россу Брауну. Тот немедленно внедрил в болид двойные диффузоры, которые и принесли Баттону шесть побед в первых семи гонках. «Золотой» узел вскоре был запрещен FIA, результаты Brawn GP резко упали, но очкового запаса хватило Дженсону для общей победы.

Партнеры журнала: