Клуб анонимных спонсоров. Кто и зачем поддерживает подольский «Витязь»

Большой спорт №10 (86)
Текст: Дмитрий Маслов
Снискавший репутацию самого боевого клуба КХЛ «Витязь» сменил собственника, перебазировался из Чехова в Подольск и отказался от приглашения тафгаев, решив стать не «дерущейся», а «играющей» командой. Корреспондент «Большого спорта» посетил матч подмосковного коллектива с «Магниткой», чтобы лично оценить произошедшие изменения, и вернулся несколько озадаченным. Слишком уж противоречивые чувства вызвало увиденное.

«Витязь» чеховского образца обладал самым скромным бюджетом в КХЛ, являясь при этом весьма самобытной командой. Ее костяк составляли три типа хоккеистов: североамериканские легионеры, которые в драках на льду чувствовали себя гораздо комфортнее, нежели собственно в игре, их российские «ученики», а также перспективная молодежь.

Прощание с боями
Михаил Анисин, Артемий Панарин, Динар Хафизуллин… Все они впервые заявили о себе именно в Чехове, где парням предоставили большое количество игрового времени, создав практически идеальные условия для прогресса: под защитой бойцов вроде Джона Мирасти и Джереми Яблонски ребята могли вести себя на площадке по-хорошему нагло. Запомнились чеховцы и явно не соответствующим требованиям КХЛ трехтысячным дворцом, в котором никогда не было аншлагов, а также полным отсутствием турнирных задач. Команда стабильно обреталась на 20‑х местах в сводной турнирной таблице Лиги, однако ее владельца и «авторитетных» б­олельщиков подобная ситуация вполне устраивала. Эти люди предпочитали не результат, а шоу, которое создавали североамериканские тафгаи, регулярно устраивающие бои не только с себе подобными, но и с «игровиками». Вспомним хотя бы эпический поединок с «Авангардом» 10 декабря 2010 года, в котором «витязи» выпустили в стартовом составе пятерых бойцов, и уже к шестой секунде нокаутировали всех находившихся на площадке полевых игроков соперника. Омичи потребовали исключить подмосковную команду из КХЛ, однако у той нашлись влиятельные заступники. Впрочем, чеховско-бойцовский вариант просуществовал недолго.

В 2012 году у «Витязя» начались финансовые проблемы. По информации из одних источников, владельцу просто надоела дорогостоящая игрушка. Вторые утверждают, что он не мог нести бремя увеличивающихся расходов. Третьи же приводят «семейную» версию, согласно которой «авторитетный» бизнесмен Николай вкладывался в хоккей главным образом потому, что этим видом спорта занимался его сын. И после того как 23‑летний форвард Александр П. решил завершить карьеру, за которую провел восемь матчей в КХЛ, находясь на площадке в среднем 3 минуты и 42 секунды за игру, его отец с «Витязем» распрощался.

Из Чехова в Подольск
Поддержки от властей Московской области, которые в ту пору финансировали «Атлант» из Мытищ, ждать не приходилось, и специалисты прочили «Витязю» ликвидацию. Но желающие вложить деньги в имевший неоднозначную репутацию клуб все же нашлись. Новым президентом «Витязя» стал Михаил Головков, с 2006 по 2009 год занимавший аналогичную должность в московском «Динамо». Однако узнать, чьими финансами он распоряжается и кто именно решил облагодетельствовать хоккей южного Подмосковья, до сих пор весьма затруднительно.
_____________________________________

Спортклуб «Витязь» основан в 1996 году по инициативе Бориса Иванюженкова, который в 1999–2000 годах был министром спорта России. В 2010–2013 годах за клуб МХЛ «Русские витязи» выступал уже завершивший карьеру старший сын Иванюженкова Антон. Сейчас в этой команде играет 16-летний Артем, младший сын экс-министра
_____________________________________

На официальном сайте «Витязя» в разделе «Спонсоры и партнеры» значится лишь информация об экипировщике команды. Не крутят рекламу поддерживающих клуб организаций и в перерывах между периодами во время матчей. И в этом значительное отличие Подольска – а именно здешняя, более вместительная, нежели чеховская, арена стала домашней после прихода Головкова – от других городов, где есть команды КХЛ. Видимо, «узнаваемость бренда», «повышение потребительской лояльности», «желание ассоциироваться с одним из самых успешных в стране игровых видов» и другие традиционные для спортивного спонсорства мотивы в данном случае вторичны.
Первичным же многие считают тот факт, что нынешний босс «Витязя» женат на сестре президента КХЛ Александра Медведева. Сторонники подобной точки зрения уверены, что именно заместитель председателя правления Газпрома опосредованно финансирует подмосковную дружину, не позволяя Лиге лишиться еще одного участника.

Плей-офф как цель
«Александр Иванович просто хочет, чтобы его племянник Игорь имел постоянную игровую практику, ведь до уровня СКА он явно недотягивает», – не без сарказма заметил один из коллег-журналистов в ложе прессы. Впрочем, он явно сгустил краски. 24‑летний защитник Игорь Головков вовсе не выглядит в «Витязе» инородным телом: он выходит во второй или третьей паре, в среднем за матч проводит на площадке более 17 минут и действует достаточно надежно. То есть по уровню игры объективно может претендовать на место в команде, амбиции которой не идут дальше выхода в плей-офф.

Именно такую цель ставит перед собой обновленный
«Ви­тязь». Ради ее достижения руководство кардинально изменило трансферную политику. Вместо североамериканских бойцов на легионерские позиции приглашены европейцы: финский голкипер Харри Сятери, а также по два полевых игрока из Швеции и Чехии. Именно они наряду с именитыми Максимом Афиногеновым и Денисом Гребешковым должны стать новыми лидерами команды. Надеются в Чехове и на Антона Королева с Вячеславом Солодухиным: проведя несколько сезонов «на подходе» к основному составу СКА, эти форварды не смогли закрепиться в нем и теперь пытаются заявить о себе в Подмосковье. Так что, учитывая скромные по меркам Лиги финансовые возможности клуба, у него подобрался довольно боеспособный состав. «По бюджету мы гораздо ближе к последнему месту в КХЛ, чем к первому, но бороться за выход в плей-офф реально», – утверждает генеральный менеджер «Витязя» Игорь Варицкий.
______________________________________

«Витязь» установил одни из наиболее низких в КХЛ цен на билеты. Попасть на домашние матчи команды можно, заплатив от 200 до 550 руб­лей. Для сравнения, билеты на центральные сектора во время домашних поединков московских ЦСКА и «Динамо» стоят 2000 рублей
______________________________________

Старт сезона выдался обнадеживающим: в четырех матчах команда одержала две победы. Однако этот факт не сказался на посещаемости матча с магнитогорским «Металлургом»: понаблюдать за соперничеством с действующим обладателем Кубка Гагарина собрались немногим более трех тысяч человек. Немалая часть из них приехала из Москвы, чтобы поддержать «Магнитку». И болельщики гостей в течение почти всего матча перекрикивали оппонентов. Впрочем, «оппоненты» – слишком громкое слово. За исключением немногочисленного фанатского сектора за воротами, подольская публика вела себя более чем спокойно. Это вам не буквально живущие хоккеем Минск или Новосибирск!

Играть, а не драться
Атмосфера в ледовом дворце «Витязь» напоминала театральную вплоть до 52‑й минуты игры, когда мирное течение вчистую проигрываемого хозяевами матча нарушилось серией драк. Зачинщиком самой резонансной из них стал Евгений Тимкин. Выступавший в «Витязе» чеховского периода силовой форвард решил заступиться за получившего удар сзади Фрэнсиса Паре и вызвал на бой его обидчика Якова Селезнева. Поединок продемонстрировал, что взятые у Яблонски и Мирасти уроки пошли впрок: сопоставимый с оппонентом по габаритам Селезнев был попросту избит. И пока удаленный до конца матча Тимкин отправлялся в подтрибунное помещение, с трибун неслось: «Женя, молодец!» Видимо, не всем в Подольске по душе новый стиль «Витязя».
______________________________________

Минувшим летом главным тренером «Витязя» был назначен Олег Ореховский, известный по выступлениям за московское «Динамо» и «Авангард». «В будущем мечтаю возглавить сборную, чего уж скромничать», – заявляет 36-летний специалист, являющийся самым молодым в КХЛ наставником клуба
______________________________________

В том, что за последние два года ситуация в клубе изменилась кардинально, довелось убедиться в микст-зоне, где Михаил Головков жаловался на «грязные» действия соперника и отбивался от назойливых предложений пригласить в команду «бойца», который бы защищал хоккеистов. Дескать, в России игроков такого плана нет, а тратить на тафгая легионерскую вакансию бессмысленно. Раньше услышать подобное из уст босса «Витязя» было немыслимо. Вот и вице-президент «Металлурга» Геннадий Величкин, когда ему передали содержание высказываний главы клуба-соперника, удивился: «Уж не “Витязю” обвинять кого-то в грязной игре». А на замечание, что подмосковный коллектив сменил вектор развития, не без юмора заметил: «Я там не работаю и не знаю этого».

Борьба за зрителя
Болельщики знают, однако произошедшая трансформация радует далеко не всех. Многие из тех, с кем довелось обменяться впечатлениями по дороге с матча, заявляли: «Раньше хоть было весело – шоу, драки. А теперь ничего – ни боев, ни результата». Впрочем, если сравнивать со старым «Витязем», результат как раз есть. В минувшем сезоне подмосковная команда достаточно долго боролась за место в плей-офф, а перед нынешним усилилась. Так что вполне способна впервые в своей истории стартовать в Кубке Гагарина.

Однако ставить перед собой по-настоящему большие задачи «Витязю» вряд ли по силам. Сколько бы ни говорили, что «в хоккей играют не деньги, а люди», финансовый фактор немаловажен. Анонимные спонсоры «Витязя» вряд ли готовы на по-настоящему серьезные траты. Да и нужны ли они в данных условиях? Ледовый дворец в Подольске является одним из самых маленьких в КХЛ, но и он никогда не заполняется под завязку. Хотя в клубе стараются переломить ситуацию, работать с болельщиками. Богатый выбор фанатской атрибутики, конкурсы среди зрителей, клубный талисман Святогор, видоизмененные на хоккейный манер народные поговорки и нетривиальная музыка в паузах… Есть и довольно экзотические инициа­тивы. К примеру, в программке к матчу с «Металлургом» рассказывается об акции «С “Витязем” навсегда», которая «заключается в том, что каждый болельщик может сделать себе татуировку в виде логотипа любимого клуба за абсолютно минимальные деньги – 2000 рублей – в профессиональном салоне». Как сообщает менеджер клуба по работе с болельщиками, проект имел «гораздо больший успех, чем предполагалось, участие в нем приняли уже пять человек».

Думается, эти смельчаки все же поторопились. И дело не только в том, что спортивные структуры время от времени проводят ребрендинг и смену логотипов. Слишком уж непрочной выглядит модель, по которой функционирует хоккейный клуб в райцентре к югу от Москвы. Здесь фактически анонимно ежегодно тратят миллионы отнюдь не рублей на не нужную областным властям команду, матчи которой посещают лишь несколько тысяч человек. Как долго это будет продолжаться в нынешних экономических реалиях? Достоверно ответить на этот вопрос сложно. Да и стоит ли? Будем считать, что добрые люди сделали подольчанам роскошный подарок. Пусть пользуются, пока меценаты не передумали.

Партнеры журнала: