Трендсеттер

Большой спорт №6-8 (26) Лето 2008
Дмитрий Маслов
О том, почему баскетбол в России уступает по популярности футболу и хоккею, журналу «Большой спорт» рассказывает генеральный директор ПБК ЦСКА Андрей Ватутин.

Выиграв Евролигу ULEB, мужской баскетбольный ЦСКА, казалось, закрепил за собой звание лучшей российской команды мая. Но нет – успех «Зенита» в Кубке UEFA и золотые медали хоккеистов на чемпионате мира отодвинули баскетбол на второй план. И даже золотые медали армейцев в чемпионате России не изменили ситуацию. О том, почему баскетбол в России уступает по популярности футболу и хоккею, когда в этом виде спорта появится лига наподобие КХЛ и о рецептах создания лучшего в Европе клуба журналу «Большой спорт» рассказывает генеральный директор ПБК ЦСКА Андрей Ватутин.

На первый взгляд, ЦСКА слишком легко выиграл Евролигу ULEB. Можно сказать, что в европейском клубном баскетболе кризис, или это команда Этторе Мессины настолько сильна?

Немного используя баскетбольную терминологию, давайте посмотрим в сторону другого «кольца». Можно смело говорить, что в игровых видах спорта баскетбольный ЦСКА – самый успешный российский проект. Шесть лет подряд мы выступали в «финале четырех» ­Евролиги ULEB, два раза выиграли турнир, еще раз участвовали в решающем матче, и все эти годы клуб становился чемпионом страны. Клуб эффективен и с точки зрения структуры, бюджетирования, управления и других аспектов профессиональной жизнедеятельности.

Минувший сезон был самым сложным за последние шесть лет. Мы находились под постоянным давлением. Подписали контракты с такими сильными игроками, как Рамунас Шишкаускас, Маркус Гори, Никос Зисис, имея и без того мощный состав. Все говорили: какие могут быть сомнения, ЦСКА гарантированно победит. Обязанность вы­играть давила на команду, и мы с тренерами пытались максимально оградить игроков от этого, выпустить пар. Кроме того, на клуб обрушилось огромное количество травм, причем серьезных. У Матьяжа Смодиша был перелом пальца на ноге, который смогли диагностировать только через две недели. Не потому что плохие доктора – была сломана маленькая косточка, и простой рентген ее не обнаружил. В США словенцу вставили титановую спицу, форвард не мог играть несколько месяцев. Алексей Саврасенко получил разрыв плечевой капсулы и выбыл до конца сезона. По месяцу были травмированы Теодорос Папалукас и Рамунас Шишкаускас. Возникло даже ощущение, будто команду сглазили. Ближе к решающим матчам тяжело заболел брат Этторе Мессины. Этторе очень семейный человек, вынужден был отлучаться в больницу. Аттильо Мессина скончался буквально перед «финалом четырех», и на решающие матчи баскетболисты вышли с нашивками AM. Были и чисто спортивные проблемы, в частности проигрыш «Химкам» в финале Кубка России, ставший следствием большого числа игроков с травмами. Нам попросту не хватило сил, хотя это нисколько не умаляет успеха подмосковных баскетболистов.

Нет, соперники не слабые – это мы сильные. Думаю, что в финале встретились две самые достойные команды – мы и Maccabi Elite. Итальянской Montepaschi Siena просто не хватило практики выступлений в «финале четырех»: проиграть в матче с Maccabi Elite, ведя с разницей 18 очков, – такое может произойти только из-за отсутствия опыта.

Раньше ЦСКА называли машиной, которая перемалывает всех. В этом сезоне подобный термин к клубу не подходит – это живой организм, который болел, но всегда проявлял характер и потому не сдавался. Именно благодаря характеру мы выиграли Евролигу ULEB. Переломным в плане становления команды был гостевой матч на групповом этапе с TAU Ceramica, куда мы поехали без четырех ведущих игроков. Нас все «похоронили», а мы выиграли, причем уверенно. Я очень рад, что тренерскому штабу удалось найти баланс между нашими звездами. У нас есть девиз: «ЦСКА всегда будет первым», и ему приходится соответствовать.

Мы сотрудничаем с Михаилом Прохоровым в течение двенадцати лет. Он пришел в клуб, когда здесь не платили зарплату. Вместе с ним мы создали самый успешный бизнес-проект среди российских игровых видов спорта. Все эти годы именно Прохоров курировал баскетбольное направление. Он утверждает стратегию развития и бюджет, все остальное – сфера ответственности руководства клуба

_В нынешнем сезоне ЦСКА завел традицию – подписывать контракты с игроками и тренерами накануне решающих матчей. Так было с Этторе Мессиной, Матьяжем Смодишем, Траджаном Лэнгдоном. А вот с Дэвидом Андерсеном, у которого также закончился контракт по окончании сезона, вы не продлили соглашение. Он уйдет? Какие изменения планируются в составе? _

Откровенно говоря, мы с Мессиной перед финалом ничего не подписывали. Переговоры начали с января, и до самого «финала четырех» не было понятно, останется ли тренер. В середине апреля вся баскетбольная Европа была уверена, что Мессина в Barcelona. В Москве Этторе пригласил меня на своего рода прощальный ужин в ресторан, сказал, что хочет поменять обстановку. Мы хорошо посидели, пообщались, и у обоих осталось ощущение незавершенности. В результате договорились, что это был просто поход в ресторан. Перед «финалом четырех» еще раз обсудили условия, и Этторе сказал: «Да, я согласен заключить соглашение по схеме “1+1”. Я доверяю клубу, контракт мы подпишем после возвращения в Москву». Клуб объявил о продолжении сотрудничества с Мессиной в тот же день, подписи поставили уже в Москве. Объявил до финала, потому что психологически очень просто заключить контракт с тренером-победителем, а про проигравшего пойдут разговоры вроде «пожалели», «дали еще один шанс». Мне хотелось избавиться от двойного толкования, к тому же это свидетельство того, что клуб верит в своего наставника.

Смодиш и Лэнгдон важны для команды не только на площадке, но и вне ее – это насто­ящие лидеры. У Андерсена есть предложение от ЦСКА, однако он еще думает, потому что находится на драфте у Atlanta Hawks. Есть вариант, что этот клуб NBA предложит Дэвиду соглашение.

Думаю, у нас появится иностранный игрок, который будет выступать только в Евролиге ULEB. Для того чтобы успешно проявить себя в этом турнире, надо иметь сильный состав легионеров. К сожалению, в России нет баскетболистов, способных играть наравне с основным составом ЦСКА, а те, кто есть, не продаются ни за какие деньги. Сегодняшний российский лимит на иностранцев – пять в заявке на матч и не больше трех на площадке – я считаю оптимальным. Здесь надо быть гибким: если есть достаточное количество классных россиян, лимит нужно сократить, нет – пусть играют зарубежные спортсмены, они двигают наш чемпионат вперед с точки зрения уровня.

Вообще же это очень сложная тема – легио­неры в спорте. К примеру, тренер футбольного Arsenal Арсен Венгер считает, что сама суть спортивного соревнования – победа сильнейшего. Независимо от паспорта, цвета кожи и места рождения. Этот специалист в принципе отрицает какие-то лимиты. Есть о чем подумать, но я убежден, что в данном вопросе надо находить баланс между ограничениями и послаблениями.

Единственное, в чем упрекают Мессину, – недоверие к российским баскетболистам. В этом отношении клуб не вмешивается в работу тренера?

Знаете, как в анекдоте: «Вам “шашечки” или ехать?» Критерий в спорте один – результат, побеждает сильнейший. Мне кажется, выигрывая Евролигу ULEB, клуб развивает российский баскетбол, и достигнутая в Мадриде победа работает на имидж нашего вида спорта. Было бы здорово, если б у нас играли двенадцать россиян и мы выиграли главный европейский турнир. У ЦСКА контракты с десятью русскими спортсменами. В следующем сезоне Виктор Хряпа будет играть в команде более важную роль. К тому же мы собираемся пригласить еще одного-двух россиян. Но важно, чтобы человек правильно относился к тому, что, возможно, придется посидеть на скамейке запасных – гарантировать игровое время клуб не может. Заверяю, что на площадку выходят действительно сильнейшие игроки.

_В сезоне 2006/2007 ЦСКА стал первым российским клубом, открывшим свой бюджет. Почему вы не сделали этого в минувшем сезоне? _

Исключительно по техническим причинам. Только собрались сделать это – подписали контракт с Томасом ван ден Шпигелем, произошло увеличение бюджета. Затем появилась возможность пригласить Виктора Хряпу, опять увеличение. По окончании сезона обнародуем все цифры, здесь нет никаких подводных течений. А то, что в российском баскетболе больше никто не открывает бюджеты, – так это дело руководителей клубов. Для развития лиги это не очень хорошо. Любой бизнес более успешен, если прозрачен. У русских клубов есть два пути финансирования: государственное – через бюджет региона, области, города или же от крупных коммерческих структур, как в нашем случае. Третьего не дано. Когда ЦСКА открыл бюджет, в течение месяца шло обсуждение, правдивы ли цифры. Правдивы. Мы рассматриваем клуб не только как спортивный, но и как бизнес-проект. Совершенствуем технологии работы со зрителем. Как только человек купил билет через отдел продаж, он попадает в базу. Обзваниваем болельщиков, поздравляем с днем рождения, разрабатываем различные билетные программы, первыми среди баскетбольных клубов открыли магазин атрибутики. С сезона 2007/2008 у нас появился отдел продаж, который занимается всем, что связано с зарабатыванием денег. Этот шаг оправдал себя.

Раньше ЦСКА называли машиной, которая перемалывает всех. В этом сезоне подобный термин к команде не подходит – это живой организм, который болел, но всегда проявлял характер и потому не сдавался. Именно благодаря характеру мы выиграли Евролигу ULEB

Растет ли в бюджете ЦСКА процент средств, которые клуб зарабатывает сам?

Растет, и в некотором смысле мы прибли­зились к потолку. Есть определенные пределы – сколько могут принести билеты, атрибутика, сувенирная продукция. Пока телевидение не начнет платить реальные деньги за показы и рекламу, серьезно доходную часть не увеличить. Максимально клуб может заработать сам 25–30 процентов бюджета. Рейтинг показа финального матча Евролиги ULEB, транслировавшегося в записи, был процентов на двадцать ниже рейтинга хоккейного матча группового этапа чемпионата мира Россия – Чехия, который шел в прямом эфире. Хоккей и футбол – непосредственные конкуренты баскетбола, и всем российским клубам нужно что-то придумывать, чтобы отвоевывать позиции.

_Чемпионат России по футболу проводит РПФЛ, в хоккее образована КХЛ, а в баскетболе чемпионат продолжает проходить под эгидой федерации. Вас это устраивает? _

Вместе с Российской федерацией баскетбола мы ведем работу по созданию объединения, которое, скорее всего, будет международным. Найден серьезный спонсор в лице одного из крупнейших российских банков, идут достаточно сложные переговоры с литовскими и украинскими клубами, и через год-два лига обязательно появится. Хоккей в этом плане нас опережает, но у него в России гораздо шире география, очень приличные бюджеты. Есть высокий телевизионный рейтинг, достаточное количество высококлассных игроков, клубы с аренами. В баскетболе все замкнуто вокруг центрального региона. Проще простого собрать десять любых команд и сказать: вот у нас професси­ональная лига. Но ведь ее нужно наполнить серьезными участниками. Поэтому и ведем переговоры с представителями других стран. Возможно, добавятся клубы из Восточной и Западной Европы.

Сейчас идет реструктуризация активов Михаила Прохорова, а ведь «Норильский никель» – основной спонсор баскетбольного ЦСКА. Что вы думаете по поводу возможного развития ситуации?

Мы сотрудничаем в течение двенадцати лет. Михаил Прохоров пришел в клуб, когда здесь просто не платили зарплату. Вместе с ним мы создали самый успешный бизнес-проект среди российских игровых видов спорта. Все эти годы именно Прохоров курировал баскетбольное направление, с ним невероятно комфортно работать. Прохоров утверждает стратегию развития клуба и бюджет, все остальное – сфера ответственности руководства клуба. Я уверен, что решение будет найдено, какое – пока не знаю. Нужно набраться терпения и подождать.

Чего вы ждете от олимпийского баскетбольного турнира?

В Пекин команда поедет в ранге чемпиона Европы, что добавит игрокам уверенности. С другой стороны, исключена недооценка со стороны соперников. Еще один момент: перед чемпионатом Европы у нас было три месяца на подготовку, сейчас – полтора. Команда по-прежнему находится в расцвете сил. Очень бы хотелось, чтобы ребята вернулись с медалями. Это будет невероятный успех.


Спорт и бизнес в России

Из блога Михаила Прохорова

Так получилось, что мое увлечение спортом и бизнесом нашло выражение в создании системного проекта по управлению спортивными клубами, целью которого было не только достижение спортивного результата (хотя, конечно, это абсолютный приоритет), но и создание новой корпоративной культуры. А началось все практически случайно. В 1996 году ко мне пришел Александр Яковлевич Гомельский (с ним дружил мой отец, и я знал его с детства) и сказал: «Миша! Нужно спасать баскетбольную команду ЦСКА!» И пошло-поехало.

Сейчас в «системе» четыре спортивных ­клуба (БК ЦСКА, ХК ЦСКА, ФК «Москва», ми­ни-футбольный клуб «Норильский никель»). Как это ни странно, но создать команду профессионалов в спорте оказалось делом значительно более сложным, чем в бизнесе. Этому есть вполне логичное объяснение. Эффективному спортивному менеджеру необходимо иметь несколько качеств: бизнес-логику, навыки в психологии, умение управлять людьми, стрессоустойчивость и обязательно кре­атив. С таким набором качеств люди с успехом идут в реальный и доходный бизнес. В случае же с российским спортом – это фактически бюджетная организация, живущая либо на политических амбициях руководителей разного ранга, либо на средства состоятельных спортивных фанатиков, таких вот, как ваш покорный слуга. К сожалению, игровые виды спорта, даже самые популярные, еще не скоро станут прибыльными. Нет спортивной инфраструктуры. Нет современных стадионов и системы развлечения и отдыха вокруг них. Сегодня спорт – все еще плохо продаваемый товар на телевидении (минута рекламного времени у нас в разы дешевле, чем в США). Российские болельщики еще массово не могут платить за билеты цену, сопоставимую с ценой в Европе и США. Так что попадание в спортивные сети сильного бизнес-профи ­сегодня в России дело почти исключительное. Надо сказать, что здесь мне повезло. Удалось собрать и поработать с плеядой ярких и незаурядных людей, многие из которых теперь еще стали моими друзьями. Не могу не сказать о них. Сергей Кущенко (главный в большом ЦСКА) – успешный бизнесмен, который отказался от больших доходов ради любимого детища – баскетбола! Очень круто. Я не уверен, что я бы так смог! Андрей Ватутин (генеральный директор БК ЦСКА) – первый суперпрофи, выращенный в команде как чисто спортивный менеджер. Уникальный тренерский тандем Быков – Захаркин – во многом благодаря им мы опять чемпионы мира! Кирилл Фастовский (генеральный директор ЦСКА) – просто незаменим. Юрий Белоус – человек, обладающий такой сильной харизмой, что с помощью нее легко решает любые вопросы. Всем им я очень благодарен.