Объединяющая сила

Большой спорт №6-8 (26) Лето 2008
Дмитрий Маслов
Трехкратная олимпийская чемпионка по фехтованию Галина Горохова была одним из инициаторов создания Союза спортсменов СССР, а сегодня занимает пост президента Российского союза спортсменов.

Трехкратная олимпийская чемпионка по фехтованию Галина Горохова была одним из инициаторов создания Союза спортсменов СССР, а сегодня занимает пост президента Российского союза спортсменов. О том, что делает возглавляемая ею организация, о разнице в менталитете советских и современных спортсменов, а также о перспективах российских фехтовальщиков в олимпийском Пекине Галина Горохова рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Когда и с какой целью был учрежден Российский союз спортсменов?

Союз спортсменов СССР возник в 1991 году, а затем, после распада страны, был переименован в Российский союз спортсменов. Когда человек полностью посвящает себя любимому делу, он думает, что вечен и ему никто не нужен. Однако после окончания карьеры со спортом связывают свою жизнь далеко не все, а к общению людей тянет. К нам приходят люди, которые в бытность действующими атлетами даже не пересекались. Например, представители летних и зимних видов.

Кто вступает в ваш Союз?

Мы принимаем только достигших восемнадцатилетия и имеющих как минимум звание мастера спорта. Многие появляются только тогда, когда нужно оформить какие-то документы для получения материальной помощи. Отвечаю: это же не собес, где вы были раньше? Я хочу работать с теми, кто стремится что-то дать, а не только получить. Входят в Союз спортсменов и молодые – например, почти все действующие члены сборной России по фехтованию. В нашей организации состоят многие олимпийские чемпионы 1988 го­да по футболу. Членские взносы – чисто символические. Например, чемпионы Игр должны платить 1000 рублей в год. Со стариков я денег не беру, не по-христиански это.

Как складываются отношения со спонсорами и федерациями по различным видам спорта?

Со всеми федерациями у нас заключены договоры о сотрудничестве. В основном эти структуры беспокоятся о действующих спорт­сменах, а когда те заканчивают карьеру, интерес пропадает. Поэтому руководителям федераций я говорю: «Помогите нам немного, а мы будем заботиться о бывших спортсменах». Спонсоры очень неохотно расстаются с деньгами, никакой идеей их не зажжешь. Появляется ощущение, что им можно только сверху указать, кому конкретно помочь. Несколько лет назад были люди, которым нравился проект, и они нам помогали.

Многие появляются у нас только тогда, когда нужно оформить какие-то документы для получения материальной помощи. Отвечаю: это же не собес, где вы были раньше? Я хочу работать с теми, кто стремится что-то дать, а не только получить

_Существует точка зрения, что у современных российских спортсменов гораздо выше мотивация, чем у их предшественников, ведь деньги – более действенный аргумент, чем лозунги. Согласны? _

Борьба, любительский бокс, фехтование, гребля – в них нет больших денег. Конькобежцы и лыжники в мое время, когда не было разделения на спринтеров и стайеров, выполняли гораздо большие объемы работы на тренировках, так что в каждом виде спорта своя ситуация. В целом спорт сейчас стал другим – соревнования построены скорее как шоу, формат меняется в угоду телевидению и для победы не обязательно проявлять лучшие физические качества. В частности, выносливость. В фехтовании на Олимпиадах раньше соревновались с утра до вечера в течение четырех дней, а сейчас турниры короткие. Поэтому и побеждают участники, которым по 40 и более лет.

Чего можно ждать от российских фехтовальщиков в Пекине?

Мы упустили этот вид спорта. Есть дисциплины, особенно технические, где тренер должен обладать определенной культурой и служить своего рода ее ретранслятором. К сожалению, сказать, что у нас есть такие наставники, я не могу. Это самое слабое звено. Был период, когда во многих странах работали высококлассные специалисты. Сейчас – общемировой кризис, особенно в бывших социалистических странах. Многие умные тренеры ушли из фехтования в те сферы, где можно заработать больше, в бизнес. Кризис заметен прежде всего на уровне детских школ. Хотя недавно я была в Осетии, видела перспективных девчонок. Беда в том, что их выдернут оттуда, в Москву перетащат.

Олимпийских медалей вполне можно ждать, хотя во многих дисциплинах – кризис по всему миру. За сборную России до сих пор выступают и побеждают входящий в сборную России с 1992 года Станислав Поздняков и Павел Колобков, который участвовал еще в Олимпиаде-1988, когда я была государственным тренером. У нас хорошие команды по женской рапире и мужской сабле. Все зависит от того, в каком состоянии будут находиться спортсмены.

Какого общекомандного места ждете от российских олимпийцев?

Нацеливаться надо на первое общекомандное место, а не на попадание в первую тройку. В тройку – это значит третье место. Считаю, что планку надо всегда ставить максимально высоко.

_В правительстве образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Как вы оцениваете необходимость его появления? _

Я думаю, что все зависит от кадров и правильной их расстановки, а не от структуры. Если в Ямало-Ненецком автономном округе нет ни одного тренера по фехтованию, а поставлена задача развивать этот вид спорта – хоть какую структуру создай, толку не будет. Спортсмены о структуре не задумываются, они, скорее, потребители. Потому многие из них и теряются по окончании карьеры.