Карнавал на доске

Большой спорт №6-8 (26) Лето 2008
Дмитрий Маслов
12 июля в Москве во второй раз состоится WakeWorld Russia Cup. По сравнению с прошлым годом крупнейший в стране вейкбордический контест сменил статус – отныне это уже не турнир, а фестиваль.

12 июля в Москве во второй раз состоится WakeWorld Russia Cup. По сравнению с прошлым годом крупнейший в стране вейкбордический контест сменил статус – отныне это уже не турнир, а фестиваль – и обзавелся новыми спонсорами. Кроме того, теперь ставка будет сделана на сильнейших европейских, а не американских райдеров. Выступая информационным партнером мероприятия, журнал «Большой спорт» встретился с организаторами WakeWorld Russia Cup и подробно расспросил их о том, как этот турнир изменил мир русского вейкбординга.

Два года назад Денис Цуканов, Александр и Николай Сучковы, а также Евгений Мироненко и Александр Королев, недовольные уровнем освещения вейкбординга в российских СМИ, решили запустить в русском интернет-пространстве сайт, посвященный своей любимой дисциплине. За поддержкой они обратились к проживающему в Калифорнии президенту WakeWorld Дэвиду Уильямсу. Тот несколько удивился, узнав, что в России есть интерес к его ресурсу, но эксклюзивное право на перевод и перепечатку материалов все же предоставил. Прежде зарубежных «ответвлений» у проекта не было: попытки создать WakeWorld в Германии и Бразилии особым успехом не увенчались. В итоге именно Дэвид Уильямс дал согласие на организацию в Москве турнира в поддержку русскоязычной версии сайта.

Что было

«В прошлом году у нас не было возможности выбирать время проведения соревнований – приходилось согласовывать его с американскими райдерами, у которых очень плотный график. Изначально хотели пригласить Шона Мюррея и Тревиса Мойе, однако Тревис по семейным обстоятельствам приехать не смог. Но даже участие одного Шона придало нашему мероприятию особый статус, – рассказывает руководитель WakeWorld Russia Cup Денис Цуканов. «Приезд Мюррея стоил мне огромных усилий и нервов, приходилось следить за ним, как за маленьким ребенком. Я каждый час звонил и спрашивал, как дела. В конце концов он все равно опоздал на самолет, перепутав время вылета. Пришлось за ночь переоформить билеты. В результате мы везли его на соревнования прямо из аэропорта», – делится воспоминаниями о трудностях проведения первого WakeWorld Russia Cup Александр Сучков.

После того как Мюррей дал согласие на участие в турнире, внимание на русский вейк-контест обратили и другие титулованные райдеры, в частности легенда мирового вейкбординга Дарин Шапиро, а также Дин Лавэлль. Европу представлял бельгиец Оливер Делефортэ. Впрочем, Шапиро из-за травмы спины участия в турнире не принял, ограничившись лишь ролью почетного гостя.

«Судьей на соревнованиях мы попросили выступить владельца сети вейкбордических клубов в Арабских Эмиратах англичанина Тома Эллиса. Он очень помог нам в решении организационных вопросов. В России соревнования по вейкбордингу до сих пор судятся по устаревшей системе, давно не используемой на Западе. Из-за усложнения трюков эта система уже просто не соответствует уровню катания и не может адекватно отразить соотношение сил – те, кто хорошо проехал, нередко остаются не у дел. Поэтому на WakeWorld Russia Cup мы решили принять международную систему судейства», – говорит Александр Сучков.

Западные райдеры и россиянин Никита Мартьянов получили wild card, дающие право попасть в финал. Антон Каторгин, которого организаторы тоже хотели допустить к решающим баталиям без отбора, из-за травмы выступить не смог. Остальные 18 участников прошли квалификацию, где были разделены на шестерки; победители вышли в решающий раунд. В финале первенствовал Шон Мюррей, завоевавший главный приз – 4 тысячи долларов. Вторым стал Никита Мартьянов, третьим – Дин Лавэлль, четвертое место занял Оливер Делефортэ. Общий призовой фонд турнира составил 10 тысяч долларов – сумма довольно серьезная по меркам экстремального спорта, где гонорары традиционно занижены. «Оливер Делефортэ был очень удивлен этим и заявил, что если б заранее знал о размере вознаграждения, то привез бы на WakeWorld Russia Cup всю сборную Бельгии. Кстати, с фондом, который иногда заявляют на российских вейкбордических соревнованиях, есть один подвох: он выдается в виде “ценных призов”, на которые идет большая накрутка. Мы хотели изменить устоявшиеся правила игры, начиная с системы судейства и заканчивая наградами», – говорит Александр Сучков.

К чему привело

Итоги прошлогоднего WakeWorld Russia Cup были не только спортивными. «Когда мы начинали заниматься этим проектом, то столк­нулись с непониманием самой сути вейкбординга со стороны как журналистов, так и компаний-спонсоров. Приходилось популярно объяснять потенциальным партнерам, что это вообще за вид. «Знаете, что такое водные лыжи? Так вот вейкбординг – то же самое, только на доске и гораздо более зрелищно», – говорили мы им. И в итоге добились своего – взбудоражили рынок, дали новый импульс для развития в стране вейкбордической индустрии. Несколько лет вейк-тусовка совсем не росла, теперь ситу­ация изменилась. Единственное, что меня не радует на нынешнем этапе, – всплеск произошел лишь в коммерческом плане. Сегодня люди в России хотят прежде всего заработать на вейкбординге и не относятся к этому виду спорта как к образу жизни. Любовь к нему ими совсем не движет», – считает Денис Цуканов.

Не исключено, что в этом году в России появится первый настоящий вейкбордический клуб. Организаторы WakeWorld Russia Cup совместно с компанией Centurion планируют открыть его в Тверской области, на территории заповедника “Завидово”

Организаторы WakeWorld Russia признают, что прошлогоднее мероприятие принесло им некоторую прибыль, однако утверждают: контест организовали не ради нее, а с целью поменять отношение россиян к вейкбордингу. Отношение это и вправду меняется – интерес растет в геометрической прогрессии. «Будучи поставщиками катеров, мы каждый год думаем: кто же их купит, раз уже столько приобрели? А покупается еще больше», – отметил Сучков. Серьезно занимаясь вейкбордингом, Александр тем не менее считает, что это не совсем спорт: «Я против звания “мастер спорта по вейкбордингу”, особенно учитывая тот факт, что его дают просто за определенное место на чемпионате России. Бывает, участвуют в соревновании три человека, лучший просто умеет прыгнуть на волне, он выиграл – и вот уже готов мастер спорта. Вейкбординг – это стиль жизни. Тебе нравится – ты катаешься. Я разучиваю трюки просто потому, что в полете получу новые ощущения, а не потому, что хочу победить на соревнованиях».

Что будет

В нынешнем году WakeWorld Russia Cup, приобретший статус фестиваля, пройдет 12 июля в яхт-клубе «Крокус Сити». «Надеемся, погода будет хорошей: жаркой и безветренной. Люди, которые придут к нам, смогут не только посмотреть выступления, но и хорошо отдох­нуть. В этом году приглашаем прежде всего известных европейских райдеров. Имен называть пока не будем, вейкбордисты – люди необязательные», – делится планами Александр Сучков.

Призовой фонд останется на столь же высоком уровне, а возможно, будет даже увеличен, именно в этом направлении организаторы сегодня работают со спонсорами. И хотя формирование спонсорского пула еще не завершено, главный буксировщик турнира уже определен: официальным катером фестиваля выступит Centurion. Американская компания входит в пятерку мировых лидеров по совокупным объемам продаж и занимает первые позиции на рынке вейкбордических катеров класса «премиум» (серия Enzo).

Как и в прошлом году, зрителей ждет обширная музыкально-развлекательная программа. «Основной акцент сделаем на клубной музыке», – говорит Денис Цуканов. «Между тем, – добавляет Александр Сучков, – у нашего вида спорта нет своей специфической музыки, особенно в России, где в вейкбординг приходят люди из сноуборда или скейтбординга, которые могут слушать все что угодно. В принципе, вейкбординг можно привязать к любому направлению. В данный момент мы прорабатываем варианты по организации вейкбордического рок-фестиваля. Но этот проект в будущем. А пока второй раз подряд в России стартует WakeWorld Russia Cup».