Нарушая запреты

Большой спорт №6-8 (26) Лето 2008
Татевик Айвазян
Наверняка эти два атлета окажутся в годовом рейтинге журнала «Большой спорт», в котором мы подведем итоги развития мирового спорта за 2008 год. Конечно же, их имена попадут в категорию «трендсеттеры»

Наверняка эти два атлета окажутся в годовом рейтинге журнала «Большой спорт», в котором мы подведем итоги развития мирового спорта за 2008 год. Конечно же, их имена попадут в категорию «трендсеттеры». И даже не важно, выйдет ли в итоге Оскар Писториус на олимпийскую дорожку Пекина: основополагающее значение имеет сам факт его борьбы с IAAF и решение Спортивного арбитражного суда в Лозанне в пользу безногого атлета. То же самое можно сказать и о втором нашем герое – Дуэйне Чемберсе. Хотя правильнее, наверное, назвать его антигероем. Сегодня еще не понятно, чем закончится слушание дела в Британском антидопинговом комитете. Но показательно появление спортсмена, который говорит о своем опыте употребления запрещенных препаратов открыто и не чувствуя вины, ибо таковы сегодня правила игры. Изменить их и пытаются эти люди.

Тысячи спортсменов по всему миру тренируются до седьмого пота, чтобы пройти отбор на летние Олимпийские игры в Пекине. Все они полагаются лишь на собственную силу, выносливость и ловкость. Однако есть два атлета из разных уголков земного шара – Южной Африки и Великобритании, для которых попадание на Олимпиаду зависит не только от их физических возможностей. Это Оскар Писториус и Дуэйн Чемберс. Оба – знаменитые бегуны, и оба мечтают доказать всему миру, что достойны представлять свои страны на пекинских Играх. Но их участие или неучастие в главном спортивном празднике планеты зависит не только от их показателей, но и от судебных решений. Причины же, по которым в дело вынуждены вмешаться слуги закона, в каждом случае были свои.

Несгибаемый Оскар

Трагическая история Оскара Писториуса сегодня до мельчайших подробностей известна всему миру. Когда этому талантливейшему парню было всего 11 месяцев, ему ампутировали обе ноги ниже колен из-за генетического дефекта. Перепробовав несколько видов спорта, Оскар занялся легкой атлетикой и стал знаменитым паралимпийцем. Писториус бегает на протезах особой конструкции, напоминающих острые крючья или лезвия. Он выиграл ряд соревнований для людей с ограниченными возможностями и установил несколько рекордов, после чего получил известность как «самый быстрый человек без ног» или «бегущий на лезвиях». Его подвиги служат примером для многих инвалидов и не только для них. Влиятельная Times включила Оскара в список «20 главных героев и первопроходцев 2008 года». Однако всего этого ему мало: после нескольких забегов на равных с обычными атлетами он мечтает о пекинской Олимпиаде.

Первоначально его заявка на участие в отборочных стартах была отклонена Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF), запретившей использование «технических устройств на пружинах, колесах или с иным принципом действия, дающих атлету преимущество над теми, кто не пользуется данными устройствами». Ассоциация заключила, что благодаря «лезвиям» Оскар такое преимущество имеет, а значит, может быть допущен лишь к соревнованиям для спортсменов с ограниченными возможностями. Однако южноафриканец и его тренер выразили протест, с достоинством объявив, что атлет готов состязаться на любых протезах, которые IAAF сочтет допустимыми. Вслед за новыми тестами бегун подал официальную апелляцию, и 16 мая 2008 года новостные агентства всего мира сообщили о том, что Спортивный арбитражный суд в Лозанне отменил решение IAAF.

По мнению суда, превосходство Писториуса над другими атлетами за счет протезов – недоказанный факт. Президент IAAF Ламин Диак прокомментировал ситуацию так: «Оскар оказался в этом положении практически с самого рождения. Ампутация была выполнена, когда ему было 11 месяцев, а не 11 лет. Он привык считать себя абсолютно здоровым парнем – с детства бегает, играет в футбол, регби и так далее. Мы понимаем, что он хотел бы соревноваться с обычными атлетами, как привык делать это в Южной Африке. Но мы должны учитывать все возможные последствия использования протезов, подобных его лезвиям. Вот с чем была связана наша первоначальная позиция». Кстати, в постановлении суда отдельной строкой указано, что оно касается только Оскара Писториуса. Такая поправка внесена осознанно, чтобы исключить возможность создания юридического прецедента.

Спортсмен признается, что не смог сдержать слезы, услышав об «амнистии». По его словам, это не только личный триумф, но и большая победа в борьбе за права людей с ограниченными возможностями. При этом он замечает, что слишком много времени потратил, доказывая свою правоту в суде, и теперь должен тренироваться с особым усердием. Как обычно, Оскар ставит перед собой самые высокие цели. Если он не сумеет пройти отбор в Пекин, то обязательно поборется за место в сборной ЮАР на лондонских Играх 2012 года. В июле Писториус планирует выйти на старт в Милане, где ему нужно пробежать 400 метров за 45,55 секунды – именно таков олимпийский норматив. В данный момент его личное достижение составляет 46,56 секунды.

Честный Дуэйн

В тот самый день, когда Писториусу разрешили участвовать в Играх, земной шар облетела новость об апелляции еще одного атлета по поводу аналогичного запрета. Речь идет о Дуэйне Чемберсе, рекордсмене, в невероятной карьере которого были и регби, и американский футбол, и британский телеэфир. Рассказать обо всех поворотах его причудливой судьбы в одной статье – задача трудновыполнимая. Придя в большой спорт спринтером, он впервые громко заявил о себе в 1997-м, побив юношеский рекорд на стометровке. Пережив в последующие несколько лет стремительные взлеты и падения, в 2002 го­ду Чемберс перебрался в США, чтобы тренироваться у знаменитого экс-одессита Рема Корчемного, работавшего в свое время с легендарным Валерием Борзовым. Для Дуэйна это был неудачный ход. Он не только не улучшил свои результаты, но и попался на допинге во время первенства мира 2003 года. В применении запрещенных препаратов были уличены еще несколько бегунов, сотрудничавших с Корчемным. Началось разбирательство, в ходе которого тренер признал, что действительно давал Дуэйну гормоны роста, а также анаболический стероид тетрагидрогестринон, прозванный «прозрачным», так как допинг-проба в то время не показывала его наличие.

Чемберс понес довольно суровое наказание. Его отстранили от участия в легкоатлетических турнирах на два года, лишили медалей, завоеванных нечестным путем, и пожизненно исключили из олимпийской сборной Великобритании. Кроме того, он должен был вернуть IAAF все призовые, полученные за выступления. Впрочем, эти испытания не сломили его дух. Он попробовал свои силы в американском футболе, однако на этом поприще особых лавров не снискал и вскоре вернулся в Соединенное Королевство, где попытался вновь заявить о себе (а заодно и подзаработать), участвуя в нескольких реалити-шоу.

И вот в тот момент, когда все были уверены, что карьера Дуэйна Чемберса окончательно сошла на нет и он навсегда погрязнет во второсортных телешоу, ему удалось совершить умопомрачительное возвращение в большой спорт. Хотя личные результаты спринтера были не очень высоки, на чемпионате Европы 2006 года он внес важный вклад в победу британцев в эстафете 4х100 метров. Не все члены команды были рады Чемберсу (Даррен Кэмпбелл даже отказался от победного круга почета, не желая бежать рядом с ним). И это можно было понять, ведь им пришлось расстаться с медалями, завоеванными в свое время в эстафетах вместе с Дуэйном. Однако, как и следовало ожидать, подобное отношение коллег не остудило боевой пыл Чемберса. Он еще раз попытался заняться американским футболом и в 2007 году стал игроком европейской NFL.

Перед самым отъездом в США спортсмен решил дать интервью BBC. Речь, разумеется, пошла о запрещенных препаратах. В ответ на вопрос, будут ли атлеты использовать их и дальше, Дуэйн ответил: «Наука всегда будет идти на шаг впереди допинг-контроля. Кто-то готов рискнуть, кто-то нет. Я рискнул, искренне надеясь, что меня не поймают». В том же интервью Чемберс заявил, что у применяющих допинг больше шансов победить, чем у их конкурентов. «Это было обычным делом, – продолжал он, – я просто решил не отставать и чуть-чуть улучшить показатели». Такие откровения привели в ярость чиновников от спорта и коллег. Реноме англичанина был нанесен еще один чувствительный удар. Да, он честно сказал все что думает, не пытаясь кого-то разжалобить, но вистов этим не набрал. Руководитель Оргкомитета лондонской Олимпиады-2012 Себастьян Коэ даже предложил пожизненно дисквалифицировать нераскаявшегося грешника.

В европейской NFL Чемберс задержался ненадолго. Вернувшись в Англию, он вновь занялся бегом. Федерация легкой атлетики Великобритании его тут же дисквалифицировала, но IAAF наложила вето на это решение, и в начале 2008 года он принял участие в первенстве мира для закрытых помещений в Бирмингеме. И хотя Дуэйна включили в состав сборной, руководители Британской федерации легкоатлетов дали понять, что не приветствуют его появление в команде, куда вместо него могли бы попасть молодые, подающие надежды спринтеры: «Этот субъект запятнал свое доброе имя неадекватными действиями и комментариями. Где гарантия, что он вновь не поставит свои личные интересы выше общих?»

Дуэйн Чемберс стал первым спортсменом, попавшимся на применении тетрагидрогестринона. Как уверяет сам спринтер, он не знал, что именно употребляет и какую пользу из этого может извлечь. Препарат в жидкой форме нужно было просто три-четыре раза в неделю капать на язык

Дуэйн пропустил все эти выпады мимо ушей и весной 2008 года стал членом английского регбийного клуба Castleford Tigers. Он продолжает участвовать в легкоатлетических турнирах (конечно, когда его на них приглашают) и планирует опротестовать олимпийскую дисквалификацию.

Не правда ли, удивительно, что Чемберс объявил о своем намерении прорваться на Олимпиаду одновременно со снятием запрета на участие в ней Писториуса. В тот самый день, когда человеку с серьезным увечьем позволили конкурировать с сильнейшими легкоатлетами мира – благодаря его несгибаемому духу и стремлению вести честную игру, – в суд было направлено дело совсем другого рода. Спортсмен, от природы наделенный изумительными физическими данными и страстно желающий бороться, до сих пор вынужден сражаться за право представлять свою страну. А все потому, что в прошлом он не был достаточно честен, чтобы не употреблять допинг, и достаточно скромен, чтобы суметь признать свои ошибки.

Совсем недавно Писториус отклонил приглашение выступить в забеге на 400 метров в Берлине. «Я еще не готов соревноваться с мировой элитой», – пояснил он. Чемберс же собирается оправдываться перед представителями британского антидопингового комитета. Атлет продемонстрирует полный список применявшихся им гормонов и стероидов. Что ж, этот документ можно будет смело называть «Путеводитель по допингу: от А до Я».