Снежные арки

Большой спорт №3(50)
Александр Антипов
В 1983 году именно здесь был снят первый европейский фильм о горнолыжном экстриме – «Снежный апокалипсис» (Apocalypse Snow). Собственно, в основу той картины легли проморолики, сделанные для Лез-Арка горным гидом и инструктором Режисом Ролланом. Через несколько лет он увлечется сноубордом и сделает все возможное, чтобы превратить родную станцию в европейскую столицу нового вида спорта. Сегодня Лез-Арк продолжает оставаться одним из самых экстремально ориентированных французских курортов.

Главная проблема французских горнолыжных курортов – отсутствие поблизости крупных аэропортов. Именно поэтому большинство туристов вынуждены прилетать либо в Женеву, либо в Милан и уже оттуда ехать на такси или рейсовом автобусе. Увы, путь в Лез-Арк столь же непрост, но у этого курорта есть одно неоспоримое преимущество. Он лежит прямо над Бург-Сен-Морисом, маленьким городком, упоминаемым еще в Итинерарии Антонина, книге-указателе римских дорог начала III века нашей эры.

Сегодня этот населенный пункт по-преж­нему выполняет функции важнейшего транспортного узла: он соединяет Тарентезскую долину с Парижем, Лондоном, Брюсселем, Амстердамом и многими другими городами Европы. Четыре-шесть часов – и вы в горах. Прямо рядом с железнодорожным вокзалом расположена и станция фуникулера, еще пять-семь минут – и вы уже на высоте 1600 метров над уровнем моря, в первом из Арков.

Каскадом по горе

Как и многие французские курорты, Лез-Арк был построен на голом месте, буквально с чистого листа, по заранее разработанному плану. Возвести на склонах над Бург-Сен-Морисом горнолыжную станцию задумал Робер Бланк, лыжный инструктор и горный гид. Сегодня его именем названо несколько трасс, а с 1980 года, когда Бланк трагически погиб под лавиной, каждый февраль проводятся соревнования его памяти – Robert Blanc Derby. Но в середине 1960-х он был полон планов на будущее и смог убедить девелопера Роже Годино, занимавшегося развитием савойских районов, инвестировать в проект. Так в 1968 году на бывших пастбищах вырос первый поселок – Арк 1600.

Пока в Париже бастовали рабочие и строили баррикады студенты, здесь, на высоте 1600 метров над уровнем моря, совершала свою маленькую революция архитектор Шарлотта Перриан. Увлеченная идеями гармоничной архитектуры, она возвела совершенно уникальный комплекс зданий, максимально вписав его в окружающее пространство. В Арке 1600 ничто не бросает вызов горным вершинам, не претендует на звание форпоста и не оттягивает на себя внимание. Благодаря каскадной структуре гостиничный комплекс Cascade как бы «лежит», а не «стоит» на склоне, повторяя тем самым рельеф и не загораживая собой здешние пейзажи (в том числе возвышающийся над горизонтом Монблан). Принцип открытости внешнему миру соблюден и в дизайне интерьеров. Огромные панорамные окна, большие террасы, выходящие исключительно на восток и юг, поближе к солнцу. Причем номеров без террас в Cascade нет вообще. Удивительно, но принцип, заложенный Перриан, сохранен и поныне. Все последующие Арки возводились по тому же закону: каскадом поднимаясь к солнцу, не противостоя рельефу, а как бы повторяя его. В 1975-м появился Арк 1800 (самый большой из одноименных собратьев), в 1979-м – Арк 2000, в 2003-м – Арк 1950. В строительстве этих поселков Шарлотта Перриан уже не принимала участия и лишь спроектировала внутреннее пространство нескольких резиденций в Арке 1800 (их отличительная черта – наклоненные вниз полы в местах общественного пользования, как бы имитирующие очертания склона за окном).

Самый последний из Арков, расположенный на высоте 1950 метров над уровнем моря, открыли относительно недавно – в 2003 году. И вместо привычных для курорта мегаапартаментов здесь возвели настоящую савойскую деревню. Такая смена приоритетов, безусловно, неслучайна: Арк 1950 строили как премиальное место отдыха, а в современном мире гламур и изыск больше не ассоциируются с конструктивистскими формами, которыми так была увлечена Перриан. Но новодельно-традиционный Арк выглядит весьма органично и совершенно не перечит своим одноименным «коллегам».

Его возвели по единому рациональному плану: резиденции класса люкс, открытые бассейны, джакузи, элегантные магазины, подземные парковки (въезд машин на территорию поселка категорически запрещен), бары и рестораны, формат которых заранее предопределен (в «деревушке» должны обязательно присутствовать заведения японской, итальянской, савойской и высокой французской кухни). Впервые попадая в Арк 1950, без всяких сомнений веришь в его подлинность и даже не догадываешься, что здешний «савойский дух» создан канадской девелоперской компанией Intrawest, в 2009 году продавшей проект Pierre & Vacances Group.

Строительство Арка 1950 стало прекрасным завершающим этапом в истории развития курорта. Задуманный в 1960-е как смелый эксперимент, в 1970-е он стал одним из центров массового туризма (благодаря возведению многоэтажных мегарезиденций) и вступил в новое столетие сказочной «деревушкой», где пестуют комфорт, камерность и индивидуальный подход.

Красная пика в белом снегу

Вместе с соседней Ла-Планью Лез-Арк образует единую зону Paradiski, одну из самых больших во Франции. Купив двухнедельный ски-пасс, вы получите в подарок еще и день катания в «Трех долинах» и Espace Killy, также расположенных поблизости. Но, честно говоря, делать это совершенно необязательно – «арковские» склоны настолько интересны, что лучше уделить им самое пристальное внимание.

Лез-Арк – курорт для продвинутых лыжников. Бесплатных учебных бугелей тут мало, а трасс с зеленой маркировкой (самая начальная категория сложности) нет и в помине. Зато достаточно синих. Правда, не с любой вершины можно спуститься по легкому маршруту: с Grand Col (2832) и L’Aiguilles Rouge (3226) ведут только красные и черные спуски. Последняя – самая высокая точка Лез-Арка. Каждые несколько минут маятниковый подъемник забрасывает наверх десятки лыжников. Но только немногие отваживаются броситься вниз, половина посмотрит по сторонам, сфотографируется на фоне Монблана – и назад, тем же способом, что и поднимались.

Трехтысячная махина L’Aiguilles Rouge лежит прямо напротив высочайшей вершины Европы и потому служит для нее прекрасной смотровой площадкой. Если Монблан в переводе означает «белая гора», то над Лез-Арком царит «красная пика». Этот горный массив рожден из гнейса, и его цвет варьируется от розово-молочного до пурпурного. Правда, зимой увидеть красочное буйство L’Aiguilles Rouge можно только на закате, когда безукоризненная белизна его снегов нарушается багряно-пунцовыми всполохами.

С вершины «красной пики» стартуют несколько трасс, в том числе и самая протяженная в регионе 7-километровая, она приведет вас в крохотную савойскую деревушку Вилларожере (1200). Но если вовремя уйти вправо, на черные Génépi и Robert Blanc, вы окажетесь там, ради чего в Лез-Арк приезжают сотни экстремалов, – на девственно-чистом, нетронутом ратраком снежном покрове.

Целина повсюду

Особое, «арковское» отношение к фрирайду хорошо чувствуется на любой из черных трасс курорта. Собственно, трассами в привычном значении этого слова их назвать нельзя. Спуски с черной маркировкой в Лез-Арке вообще никак не обрабатываются специальной снегоуплотнительной техникой, являя собой, по сути, естественные зоны для катания (на карте они так и обозначены – nature). Целая россыпь таких «трасс» спускается с северных склонов L’Aiguilles Rouge.

Когда-то Лез-Арк стал европейской столицей сноуборда, сегодня же это территория спидрайдинга, объединившего горнолыжный спорт и параглайдинг. Специальное крыло позволяет лыжникам летать. Каменистые сбросы, лавиноопасные участки, неприступные обрывы – спидрайдинг раздвигает границы фрирайда, даря райдерам совершенно новое ощущение свободы

Лез-Арк – один из тех французских курортов, где за внетрассовым катанием далеко ходить не надо. Цирковая структура региона создает для него прекрасные условия. Один из самых доступных участков – склоны Grand Col. С вершины вниз ведут красная и черная трассы, но держаться обозначенных маршрутов совершенно необязательно, и справа и слева можно найти интереснейшие кулуары с километровым перепадом высот. Единственное место, где кататься без гида категорически запрещено, – заповедник Вилларожере. И не только потому, что здесь опасно, просто неорганизованные толпы фрирайдеров могут напугать местных альпийских куропаток, вьющих в снегу свои гнезда.

Изображая гоночный болид

На северных склонах L’Aiguilles Rouge расположена еще одна любопытная трасса – K. L., или Kilomètre Lancé. Ее построили в 1989 году, к Олимпиаде в Альбервиле, на которой в качестве показательного вида был представлен спидскиинг (speedskiing). Для соревнований среди самых быстрых горнолыжников планеты и возвели 1740-метровый спуск – узкий и прямой, словно водопроводный желоб. На некоторых участках K. L. уклон составляет 75 процентов при ширине всего в 30 метров. Увы, в программу Игр спидскиинг так и не вошел. На тренировке, в финальный день состязаний, разбился швейцарец Николя Бошате. Его трагическая смерть поставила крест на всех стараниях популяризаторов вида, и об олимпийском статусе можно было забыть. Между тем каждый год в Лез-Арке проводится чемпионат мира и устанавливаются все новые рекорды. Последний принадлежит итальянцу Симоне Оригоне, разогнавшемуся на лыжах до 251,40 км/ч. Сегодня K. L. открыта для всех желающих. Можно взять напрокат специальные лыжи, шлем и броситься сломя голову. Единственная проблема – трасса редко бывает должным образом подготовлена. Возможно, это делается и по соображениям безопасности – все-таки Kilomètre Lancé изначально создавалась именно для професси­ональных спортсменов.

Летающие лыжники

В Лез-Арке всегда любили скорость и драйв. Неслучайно этот курорт считается европейской родиной сноуборда – именно здесь был построен первый в Альпах сноупарк и снимался знаменитый «Снежный апокалипсис». Сегодня же на станции активно развивается другая новомодная экстремальная дисциплина – спидрайдинг (speed riding), синтез горнолыжного спорта и параглайдинга, рожденный во Франции. Благодаря ему на лыжах можно не только спускаться вниз со скоростью гоночного автомобиля, но и парить в воздухе. Каменистые сбросы, лавиноопасные участки, неприступные обрывы – теперь все это можно просто перелететь. Спидрайдинг раздвигает границы фрирайда, позволяя райдерам кататься там, куда раньше путь для них был закрыт.

Однако новое ощущение свободы доступно лишь очень опытным и бесстрашным лыжникам. Тем же, кто не уверен в себе, но хочет немного пощекотать нервы, – добро пожаловать на северные склоны L’Aiguilles Rouge. Они служат идеальной площадкой для обучения. 475 евро за 5 дней индивидуальных занятий с инструктором (один день стоит 115 евро) – и вы воспарите над землей.