Курc – на «Формулу-1»

Большой спорт №3(50)
Дмитрий Маслов
В 2010 году произошло сразу три знаковых для российского автоспорта события. В «Формуле-1» дебютировал Виталий Петров, этап королевских гонок должен пройти в Сочи, а компания Marussia Motors стала совладельцем Virgin Racing. Участвовать в главной гоночной серии, конечно, здорово. Но хотелось бы и побеждать. О том, когда мы сможем надеяться на успех русского пилота в «Формуле-1», нежелании спонсоров вкладываться в автоспорт, сложностях, с которыми сталкиваются россияне в зарубежных соревнованиях, и прогнозах на стартующий сезон в интервью «Большому спорту» рассказывает один из сильнейших отечественных пилотов Иван Самарин, проведший минувший сезон в «Формуле-2».

Как вы оцениваете свою карьеру в автоспорте в целом?

На российском уровне я считался одним из сильнейших пилотов, в минувшем году дебютировал в «Формуле-2», стал пилотировать более мощный автомобиль, гоняться на трассах мирового уровня, достиг прогресса как гонщик. В первом же сезоне смог реально конкурировать с очень опытными гонщиками, в которых инвестировались намного более серьезные суммы. Так что в целом доволен и чувствую в себе силы бороться за высокие места.

К чему вам было сложнее всего приспособиться в «Формуле-2»?

Скорее всего, к тому, что остаешься один на один с ситуацией. Я привык работать в большой команде, когда вместе с тобой на результат трудятся механики, инженеры, моторист. В «Формуле-2» же гонщик максимально обособленный – имеет одного механика, а инженеры меняются. Получается, что проблемы с адаптацией к трассе, машине и с настройками должен решать я сам. На гонки ездил со своим менеджером, большое спасибо ей за решение организационных проблем. Но со спортивной точки зрения был всегда один.

В минувшем сезоне компанию вам в «Формуле-2» составлял Сергей Афанасьев, занявший третье место в общем зачете. Ваши исходные позиции были сравнимы?

В том-то и плюс этой серии, что все одинаково и бонусный бюджет особо не нужен. Единственное – почти у всех пилотов были «дополнительные» инженеры и помощники, а я таковых не имел. Возможно, это сказалось на результате. С другой стороны, получил богатый опыт от общения с разными специалистами. Афанасьев проводил четвертый сезон в Европе, в него вложено намного больше денег, чем в меня. Мы с Сергеем знакомы со времен занятий картингом, как-то даже выступали за одну команду «Бригантина».

Российские пилоты интересны зарубежным спонсорам?

Все зависит от гонщика, его результатов, потенциала.

Рассматриваете ли вы вариант перехода в кузовные серии?

Выступать там дешевле, и хороший «формульный» пилот в теории должен быть успешен – у него и реакция лучше, и способность переносить физические нагрузки выше. Но я объективно молод для подобного витка в карьере – вернуться назад окажется очень сложно.

Вы поставили для себя некую возрастную планку, до которой станете пробиваться в «Формулу-1»?

Королевские гонки сильно молодеют, и туда можно попасть лет до 25, максимум до 28. Однако есть и другие интересные для участия серии, где идет захватывающая борьба и зарабатываются деньги. Для того чтобы стать пилотом в «Формуле-1», необходимо не только иметь соответствующую финансовую поддержку, но и оказаться в правильном месте в правильное время – зачастую на первый план выходит политика. На данный момент в мире около 250 гонщиков, способных управлять болидами «Формулы-1». Помимо действующих боевых и тест-пилотов, это лидеры общего зачета GP2, Мировой серии Renault, IndyCar. Не думаю, что представители «Формулы-2» входят в этот список – разница в скоростях с главной гоночной серией пока слишком велика.

Значит, вы несколько разочарованы соревнованиями, в которых участвовали в минувшем сезоне?

Нисколько. Это качественный продукт, позволяющий прогрессировать пилоту и создающий равные условия для борьбы. К тому же это относительно недорого – около 200 тысяч фунтов в год.

А как выглядит ваш личный рейтинг «формульных» серий?

С первым местом все ясно, далее я бы поставил GP2, Мировую серию Renault, GP3, «Формулу-3». IndyCar тоже интересна, однако там своя специфика. Существует несколько увлекательных мероприятий, слабо освещаемых в прессе. В частности, Auto GP, где очень быстрые машины. Можно отметить и Superleague Formula, там 36 гонок в сезон, автомобили, близкие к GP2.

2010 год можно считать переломным в российском автоспорте – появился русский пилот в «Формуле-1», подписан контракт о проведении этапа королевских гонок в Сочи, Marussia Motors стала совладельцем Virgin Racing…

Пока лично на мне все эти новшества особо не сказались. Естественно, общественный интерес растет, и это здорово. Надеюсь, культура автоспорта в России поднимется и наладится механизм взаимодействия пилотов со спонсорами. Пока искать источник финансирования своих выступлений непросто. Что до личной популярности, то узнавать на улицах стали чаще.

Николай Фоменко анонсировал появление русского пилота в Virgin Racing в 2012 году. Кто им может стать?

Согласно международному рейтингу пилотов Castrol, шестерка лучших российских пилотов выглядит так: Виталий Петров, Михаил Алешин, Сергей Афанасьев, Иван Самарин, Антон Небылицкий, Даниил Мове. Если говорить конкретно о Virgin Racing, то, по моему мнению, в ближайшем будущем ни один из них в команде не появится. Я знаю людей, работающих в Marussia Motors, и желаю им всяческих успехов. Пока проект держится на частных инвестициях, но со временем он должен «приподнять» российскую автомобильную промышленность. До 2015 года, когда в Сочи впервые будет проведен этап «Формулы-1», у них есть возможность «раскрутиться» и реально претендовать на место в первой восьмерке команд.

В «Формуле-2» вы порой соревновались на тех же трассах, где проводятся этапы королевских гонок. Какие впечатления от них остались?

Я очень многого ожидал от Silverstone Circuit. Но этот знаменитый автодром не оставил грандиозных впечатлений. Другое дело – Monza. Трасса там находится в огромном парке, сохранен вал с профилем под 50 градусов, куда даже пешком сложно забраться. В Абу-Даби я ездил на машине GP2, это супер. Трасса построена по стандартам городского автодрома, чтобы зрители располагались как можно ближе. Зоны безопасности маленькие, асфальтовые, но грамотно продуманные. Из-за этого чуть меняется специфика управления автомобилем, когда что-то пошло не так. Обычно пытаешься «ловить» машину, до последнего оставляя на асфальте, чтобы сохранить контроль. Здесь же можно скорректировать траекторию и спокойно лишних три метра проехать вне трассы.

Недавно попал в серьезную аварию Роберт Кубица. Появление подобных новостей не сказывается на вашей манере езды по трассе?

Я сильно переживаю за Роберта, однако дополнительного страха эта новость у меня не вызывает. Когда садишься в столь мощный автомобиль, нужно полностью доверять ему и системам пассивной безопасности, которые вытащат тебя из любой ситуации. Я работал с психологом, но над другими проблемами, не над страхом. Были тренировки, направленные на максимально быструю адаптацию к новым условиям, будь то автомобиль или трасса. Страх естественен. Не испытывающие его, как правило, бывают быстрыми, но недолго.

В прошлом сезоне в одной серии с вами соревновалась Наталья Ковальская. Как вы относитесь к женщинам в автоспорте?

В картинге мне тоже доводилось соперничать с девушками. Не думаю, что автоспорт, сопряженный с тяжелыми физическими нагрузками, – женское дело. Я ничего не имею против выступления дам, однако, если у меня будет дочь, в гонщицы ее не отдам. Другое дело – мальчика.

Как думаете, в «Формуле-1» скоро появится боевой пилот – женщина?

Собственно, это единственное знаковое событие, которое еще не произошло. Темнокожий гонщик уже есть, русский тоже. Но обсуждать кандидаток я пока не готов – не получается даже составить шорт-лист.

Русского пилота ждали, а он ничего не показал…

Почему вы так решили? Виталий – далеко не последний в гонках, периодически претендующий на высокие места. Конечно, нам бы хотелось видеть его на подиуме, но нужно набраться терпения. Проблема в том, что компанию Петрову не составит Роберт Кубица – это очень опытный пилот, у которого Виталий многому учился. У Renault очень хороший автомобиль на 2011 год, пока они единственные представили передний выхлоп. Правда, не думаю, что им по силам войти в первую тройку в Кубке конструкторов.

А в целом кого считаете фаворитом сезона?

Очень красивая машина у McLaren, выглядит быстрой, но она пока не полностью готова. К фаворитам также отнесу Red Bull и Ferrari.

В какой гоночной серии будете выступать в нынешнем году?

На данный момент этот вопрос открыт – я остался без спонсорской поддержки. Хотел бы обратиться, в том числе через ваше издание, к представителям бизнеса за помощью. Именно за спонсорской поддержкой, ведь рекламная и имиджевая отдача в этом виде спорта очень велика, и мы готовы показать ее в цифрах.

Сезон 2009 года вы фактически пропустили. Как можно сохранить себя в форме в такой ситуации?

У меня были предложения участвовать в чемпионатах России, Германии и Финляндии в «Формуле-3», но не хотелось оставаться на одном уровне четвертый год, стремился прогрессировать. Так что я принял решение отказаться от автоспорта, работать и искать финансирование на 2010 год. Сохранить себя в физической форме непросто – когда нет стимула ходить в спортзал, туда и не ходишь. Однако как только заключили договор с моими нынешними партнерами, возобновил подготовку в полном объеме.

А кем вы работали?

Еще на первом курсе вуза я занимался таможенным делом, логистикой, затем был программистом в рекламном агентстве, начальником отдела разработки в большой компании, входящей в пятерку крупнейших сборщиков компьютеров в России. Если же говорить о призвании, то у меня их два – автоспорт и бизнес. Хочу преуспеть в обеих сферах.

На какой машине вы ездите по городу? Насколько спортивен ваш стиль городского вождения?

Сейчас у меня Volvo. Скажу откровенно, это лучший негоночный автомобиль, на котором я когда-либо ездил. Хотя опять же негоночный по сравнению с «формульными» болидами, так как у меня Volvo C30 T5 R-Design – быстрый и в то же время надежный. А это для меня главное. Водить стараюсь аккуратно, но иногда позволяю себе быстро пройти какую-нибудь связку поворотов или безопасную прямую.