Курс на Сочи

Большой спорт №3(50)
Борис Ходоровский
Для того чтобы оценить перспективы отечественных фигуристов в начавшемся олимпийском цикле, «Большой спорт» отправился в Саранск, где стал свидетелем «медальных» разборок на первенстве страны. И пришел к выводу: через четыре года в России будет конкурентоспособная команда.

На состоявшемся в конце января в Берне чемпионате Европы российские фигуристы завоевали три медали – две серебряные и одну бронзовую. Учитывая тот факт, что в этом соревновании не участвовали спортсмены из Азии и Северной Америки, подобный результат может показаться разочаровывающим. Однако не стоит делать преждевременных выводов. Ведь многие из тех, на кого будет делаться основная ставка в Сочи-2014, в Швейцарии не соревновались. Кто-то проходит карантин после смены гражданства, а кто-то слишком юн, чтобы участвовать в турнирах подобного уровня.

Для того чтобы оценить перспективы отечественных фигуристов в начавшемся олимпийском цикле, «Большой спорт» отправился в Саранск, где стал свидетелем «медальных» разборок на первенстве страны. И пришел к выводу: через четыре года в России будет конкурентоспособная команда.

Первый в новом олимпийском цикле чемпионат страны по фигурному катанию оказался во многом необычным. Создалось даже впечатление, что многие уроки Ванкувера уже учтены. В кулуарах практически не было разговоров об очереди на пьедестал и о тех, кто пытается ее нарушить. Новый президент Федерации фигурного катания на коньках России Александр Горшков специально подчеркивал, что арбитрам и техническим контролерам даны указания строго следовать международным стандартам. Первый наш олимпийский чемпион в танцах на льду еще перед стартом турнира отметил, что именно в Саранске будет включен метроном, отсчитывающий олимпийский ритм Сочи-2014.

Столица Мордовии впервые принимала соревнования такого ранга по фигурному катанию. Организаторы приложили максимум усилий, чтобы подарить праздник болельщикам, окружили неусыпным вниманием федеральную прессу и, что особо подчеркивали спортсмены, подготовили прекрасный лед как на основной, так и на тренировочной арене.

Ставка на Татьяну

Главным действующим лицом в Саранске на протяжении всего чемпионата России была, конечно, Татьяна Анатольевна Тарасова. Она успевала раздавать автографы едва ли не половине зрителей в Ледовом дворце, комментировать выступления фигуристов по телевидению, сочетая профессиональные оценки с зачитыванием рецептов мордовской кухни, и консультировать едва ли не всех наших претендентов на медали Сочи-2014 и их тренеров.

После того как Тарасова минуты три стоя аплодировала завершившим прокат произвольной программы Татьяне Волосожар и Максиму Транькову, стало ясно, кого же следует считать главными российскими претендентами на золото Игр-2014. В последние годы соревнования спортивных пар на чемпионатах России были скучны и предсказуемы. Первое место традиционно бронировали Юко Кавагути и Александр Смирнов, второе – Мария Мухортова – Максим Траньков, за третье спорили Вера Базарова – Юрий Ларионов и Любовь Илюшечкина – Нодари Майсурадзе.

Все изменилось минувшим летом. После неудачи в Ванкувере решили еще на четыре года задержаться лидеры сборной, хотя Кавагути в Сочи будет уже 32, а плечо послеолимпийской весной Юко лечила долго и мучительно. Распалась пара Мухор­това – Траньков. При этом Максиму удалось заполучить в партнерши Татьяну Волосожар. Кататься с ней мечтали процентов 90 парников.

Куда меньше повезло Марии. Если пара Волосожар – Траньков образовалась еще весной и до ухода спортсменов в отпуск тренер Нина Мозер и хореограф Игорь Чиняев даже успели поставить им короткую программу, то партнера Мухортовой не бросивший свою подопечную Олег Василь­ев искал несколько месяцев. Перепробовал множество вариантов и остановился на Жероме Бланшаре. Скорее всего, от безы­сходности.

Васильев давно заприметил парня из Ли­она, прошедшего советскую школу у работающего во Франции Станислава Леоновича и канадскую – у Ричарда Готте, когда катался с Сабриной Лефрансуа. Триумфатор Сараева-1984 и тренер олимпийских чемпионов Турина взял Жерома в свою группу и поставил в пару с Валерией Воробьевой. Только планы у Васильева были иные.

За два года до Ванкувера он хотел сделать дуэт Волосожар – Бланшар, который мог бы кататься за Украину. При этом Стани­славу Морозову, партнеру Татьяны на льду и в жизни, была уготована роль тренера. Реализовать этот план в жизнь не удалось по двум причинам: работа на украинскую федерацию могла бы очень здорово осложнить жизнь российской паре Васильева (ею на тот момент являлись Мухортова – Траньков), да и Морозов оказался категорически против. Он не считал, что катается слабее Бланшара.

В 2010-м Васильеву уже не приходилось выбирать. Зато хороший выбор появился у Тамары Москвиной. К ней попросилась Катарина Гербольдт, не видевшая для себя перспектив в одиночном катании. Ее пробовали поставить в пару с Константином Безматерных, но более перспективным сочли вариант с Александром Энбертом.

Если учесть, что дуэты, и так всегда рассматривавшиеся в роли претендентов на третье место в сборной России, в этом сезоне заметно прогрессировали, пробившись в финал Гран-при, конкуренция в соревнованиях спортивных пар на чемпионате России обещала быть выше, чем на последних чемпионатах Европы. Васильев перед отъездом в Саранск говорил о том, что сейчас есть три хороших и три очень хороших дуэта. Понятно, что к числу последних он относил и свой.

Провал Мухортовой и Бланшара стал одной из сенсаций турнира. Седьмое место в короткой программе и восьмое в произвольной заставили партнершу, рыдая, произнести: «Так низко на соревнованиях я еще никогда не опускалась. Стоит задуматься о завершении карьеры». Васильев списал заявление на эмоции и пообещал осуществить план В. Правда, пока непонятно, в чем именно он будет заключаться.

Вариант с выступлениями за Францию и сами фигуристы, и тренер исключают. Слухи о распаде дуэта Васильев также называет преувеличенными, а отсутствие спортсменов на тренировках объясняет семейными проблемами Жерома, требующими его присутствия в Лионе. Собирается ставить для своих спортсменов новые программы, но важнейший в плане завоевания авторитета год потерян.

После седьмого места на чемпионате России будет невероятно сложно подняться наверх. Ведь не только руководителям Федерации фигурного катания на коньках России (ФФКР), но и рядовым болельщикам очевидно: олимпийские перспективы самой стильной в мире пары – в сочинском тумане. Свой уровень показали в Саранске Базарова – Ларионов и Илюшечкина – Майсурадзе, а Гербольдт – Энберт просто прыгнули выше головы. Бывшая одиночница за несколько месяцев освоила практически весь арсенал парного фигурного катания, и еще неизвестно, на какой дуэт из своей группы стоит делать ставку Тамаре Москвиной.

Сейчас с Катариной и Александром работает Артур Дмитриев, а сама Москвина сосредоточилась на создании нового образа ду­эту Кавагути – Смирнов. Получилось очень неплохо. Только с отличными программами, неплохим прокатом и непререка­емым авторитетом в российском фигурном катании действующие чемпионы Европы и бронзовые призеры последнего чемпионата мира проиграли вчистую. После чего Москвина, обычно очень тщательно взвешивающая каждую свою фразу, сказала: «Теперь на пару Волосожар – Траньков будет работать вся страна».

Судя по прокату в Саранске и настроению ребят, ставка принята. Конечно, поверить в то, что Москвина сдастся или позволит сдаться своим ребятам, невозможно. Обидно будет только, если в «битве гигантов» не сумеют устоять и выстоять до Сочи Базарова с Ларионовым, которым все-таки при всей объективности судейства, по мнению специалистов и самих участников, баллы придержали. Особенно в короткой программе.

О Яне и Федоре

Не менее интригующая дуэль ожидалась в соревнованиях танцевальных пар. Впервые можно было воочию увидеть вновь образованный дуэт Яна Хохлова – Федор Андреев. Их тренер Игорь Шпильбанд, не склонный обычно выделять никого из своей группы, назвал эту пару едва ли не самой талантливой из всех, что прошли через его руки. Это притом что у Шпильбанда выросли олимпийские чемпионы Ванкувера Тесса Вирту – Скотт Мойр, а также серебряные призеры двух последних Олимпиад Танит Белбин – Бенджамин Агосто и Мэрил Дэвис – Чарли Уайт.

Если бы подобную оценку дала второй тренер детройтской школы Марина Зуева, можно было бы списать эти слова на материнские чувства. Все-таки Федор – свой, родной. Только ведь и сама Тарасова добавила восторженных оценок. Пятое место на турнире в Загребе, в дебютном для этой пары нынешнем сезоне, с очень скромным составом участников списали на супостатов-судей. Мол, не было в бригаде российского арбитра, вот и покуражились над нашими олимпийскими надеждами Сочи.

Выступление Яны и Федора в Саранске не стало фурором. Пятое место в коротком танце, четвертое – в произвольном и по сумме двух дней выступлений. Куда большее впечатление произвели кулуарные разговоры о том, что за работу с фигуристами детройтские тренеры получают 12 тысяч долларов США в месяц. За такие гонорары можно пообещать и олимпийских чемпионов Сочи подготовить. Ведь до 2014 года всякое может случиться.

Известны же случаи, когда конкурентам россиян ставились заведомо проигрышные программы, да и фактор «своих стен» в фигурном катании немаловажен. Кроме того, сейчас активно лоббируется идея проведения командного турнира, в котором в зачет пойдут результаты одиночников, спортивных и танцевальных пар. В нем конкуренцию России составит только Канада, а пара Хохлова – Андреев вполне может стать частью российской команды.

Пока же президент ФФКР Александр Горшков принял мудрое решение не посылать учеников Шпильбанда и Зуевой на первенство Европы. Сыроваты они. Хотя бронзовый призер Игр в Ванкувере Максим Шабалин заметил, что у этой пары западный, не похожий на российский стиль.

К числу олимпийских надежд Сочи специалисты относят и три пары, занявшие в Саранске призовые места. Бронзовые медалисты Елена Ильиных и Никита Кацалапов едва не остались за пьедесталом, «запоров» в произвольном танце твизлы. Хотя ученики Александра Жулина исполняют их едва ли не лучше всех в Европе. Можно, конечно, объяснить это недостаточной подготовкой (из-за травмы Елены пара не тренировалась неделю до старта чемпи­оната), но звоночек очень тревожный.

У неожиданно для себя ставших лидерами сборной в танцах Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева большая проблема с поиском собственного стиля. Слишком много советчиков у их тренеров Светланы Алексеевой и Елены Кустаровой. Переделки программ по ходу сезона не способствуют прогрессу. Хотя ребята очень амбициозны и еще в Ванкувере, где состоялся их олимпийский дебют, говорили о намерении покорить сочинские вершины.

Выступающие второй сезон во взрослых соревнованиях Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко заметно прогрессируют, у их тренера Алексея Горшкова степень творческой свободы побольше, и многое будет зависеть от того, как дебютирует эта пара на международной арене.

Превращение в «женщин»

Весьма любопытная ситуация сложилась в Саранске в соревнованиях женщин. Собственно «женщинами» можно было назвать только трех участниц, старшей из которых, Алене Леоновой, недавно исполнилось 20. Остальные по возрасту еще не могут принимать участия в международных соревнованиях среди взрослых, а некоторые – даже среди юниоров.

«Мы не случайно разрешили выступать на взрослом чемпионате России этим девочкам, – объяснял перед началом соревнований Александр Горшков. – С одной стороны, нужно дать почувствовать конкуренцию тем, кто будет представлять нашу страну на международных турнирах в ближайшие сезоны, с другой – предоставить возможность безболезненного перехода с юниорского на взрослый уровень тем, на кого мы рассчитываем в Сочи».

Среди 12–14-летних сегодня равных российским фигуристкам нет. В арсенале Аделины Сотниковой и Елизаветы Туктамышевой такой набор прыжков, что многие участники национального первенства могли бы позавидовать. В Саранске мы увидели еще более юных Юлию Липницкую и Полину Агафонову, без страха и упрека исполнявших каскад «3+3». Только в кого превратятся эти легкие как пушинки девчонки через три года, как вырастут ввысь и вширь, а также что сохранят при этом из своего фантастического прыжкового арсенала, сегодня не сможет спрогнозировать никто.

В Саранске 14-летняя Сотникова стала двукратной чемпионкой России. Два года назад она выиграла этот титул в Казани и, как честно призналась, тогда совершенно не задумывалась над тем, что такая победа для нее означает. Просто вышла – и показала все, что умела. В Саранске подросшая на 10 сантиметров Аделина уже говорила о психологическом давлении, с которым пришлось справляться, о трудностях поиска образов, соответствующих, с одной стороны, возрасту, а с другой – восприятию программ судьями.

Не менее сложную задачу пришлось решать «ветерану» Леоновой. Ее вместе с тренером Аллой Пятовой весь сезон нещадно критиковала за выбор в качестве музыкального сопровождения к произвольной программе мелодии из мюзикла «Иствикские ведьмы» Тарасова. Мэтру пришлось оторваться от кулинарной книги, чтобы поаплодировать Алене. Смогла все-таки питерская фигуристка доказать, что может быть «ведьмой». Хотя эту победу можно считать всего лишь локальной. В качестве олимпийской надежды Сочи Алену пока не признают ни в каком образе. Что ж, у нее есть три года, чтобы доказать обратное.

Из трех «возрастных» фигуристок только Леоновой удалось выступить в Саранске на своем уровне. Не справилась с психологическим давлением Софья Бирюкова, не смогла отстоять завоеванный в прошлом году титул чемпионки России Ксения Макарова. Уж очень у нее сложная для исполнения произвольная программа.

Неслучайно после неудачи в Саранске, где Ксения осталась в этой дисциплине лишь шестой, ее родители, известные в прошлом советские фигуристы Лариса Селезнева и Олег Макаров, пошли на неординарный шаг. Забрали дочку из группы американо-украинских тренеров Галины Змиевской и Виктора Петренко и отвезли в Питер к Евгению Рукавицыну. Хотя Ксения всегда говорила о том, что очень серьезно относится к учебе в американской школе, а в этом году заканчивает выпускной класс, интересы дела оказались выше. Лучше быть олимпийской надеждой Сочи в России, чем рядовой отличницей в Америке.

Полный Плющенко

Тренер Рукавицын стал настоящим триумфатором Саранска. Его ученик Константин Меньшов оказался единственным, кто исполнил три четверных прыжка (два из них – в каскадах) в короткой и произвольной программах. В 27 лет вечный неудачник впервые стал чемпионом страны, но, как справедливо заметил Константин, к числу молодых и перспективных его отнести трудно. Эта роль в мужском одиночном катании навеки закреплена за Евгением Плющенко.

Можно, конечно, рассуждать о том, что у нас есть молодые таланты, но в Саранске они не спешили раскрыться. Артур Дмитриев-младший, ушедший вопреки настоятельным советам отца от Алексея Мишина к Елене Буяновой, был хорош только в короткой программе. Чем-то похожий внешне на Плющенко, недавно перебравшийся из Челябинска в Санкт-Петербург Жан Буш исполнил все, что разучил, на радость тренеру Алексею Урманову, а Артур Гачинский сорвал два прыжка в короткой программе и завоевал свое серебро во многом благодаря авторитету Мишина. Нет, право, в качестве олимпийской надежды Сочи в мужском одиночном катании стоит рассматривать только Плющенко. Который, несмотря на занятость светской жизнью и законотворческой деятельностью в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, все же изыскал время для написания официального письма в ФФКР с просьбой о снятии запрета на выступления в любительских соревнованиях. Впрочем, вряд ли это входит в планы Плющенко в нынешнем сезоне. Остается надеяться, что проект «Возвращение-2» будет спланирован тщательнее, чем перед Ванкувером.