Самый быстрый футбол

Большой спорт №11 (21) ноябрь 2007
Дмитрий Маслов
В том, что же представляет из себя современный российский мотобол, попытался разобраться BOLSHOI sport.

В футбол на мотоциклах играют почти 80 лет, за которые этот до сих пор экзотический вид спорта пережил расцвет, забвение и новый подъем. Сегодня российская сборная по мотоболу – сильнейшая команда Старого Света, в этом году в очередной раз выигравшая европейское первенство. В том, что же представляет из себя современный российский мотобол, и попытался разобраться BOLSHOI sport.

Родиной мотобола считается Франция – в 1929 году в Дижоне на футбольном поле мотоциклисты провели первый матч. Четких правил тогда не существовало, но самая быстрая командная игра в мире так понравилась участникам и зрителям, что уже в 1932 году состоялся официальный чемпионат страны. Примерно в то же время футболом на мотоциклах увлеклись в Германии, Англии, Бельгии, Нидерландах и Италии. Стали проводиться международные соревнования с участием клубов, хотя делать это было довольно сложно: в каждой стране были свои правила, и по каким из них играть, договаривались непосредственно перед поединками. В СССР первый мотобольный матч прошел в 1937 году – встречались две команды студентов Государственного института физкультуры.

Все выше и выше

Дальнейшему развитию этой экзотической дисциплины помешала Вторая мировая война, после которой во многих государствах мотобол так и не возродился. В СССР новый всплеск интереса к нему произошел в конце 1950-х годов, а в 1962-м вышло постановление президиума Федерации мотоциклетного спорта «О развитии мотобола в Советском Союзе». Футбол на мотоциклах передали в ведение ДОСААФ.

«Существовал Госкомспорт СССР, от которого требовали результатов. Ну а ДОСААФ у нас расшифровывали как «дом отдыха списанных из армии, авиации и флота». Я работал в бюро президиума ЦК ДОСААФ, где было шестнадцать генералов, совершенно безразличных к профессиональному спорту», – вспоминает главный тренер сборной России Валерий Нифантьев.

Но даже при таком, далеко не самом лучшем отношении мотобол в СССР развивался стремительно. В 1965 году был проведен первый чемпионат страны, в котором участвовали команды из России, Украины, Латвии, Эстонии, Литвы, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана, а победителем стала элистинская «Комета».

Интерес к данному виду спорта рос, матчи транслировали по телевидению (комментировали их легендарные Вадим Синявский и Николай Озеров). Сборная СССР четырнадцать раз побеждала на Кубке Европы, а в 1986-м стала первым чемпионом континента.

Без конкурентов

Распад СССР поставил дорогостоящую дисциплину на грань выживания. Многие команды прекратили существование, и сегодня мотобол культивируется лишь в России, Белоруссии, Литве и на Украине. Эти страны, наряду с Францией, Германией и Нидерландами, принимают участие в чемпионате Европы. Чемпионаты мира по этому виду спорта не проводятся.

Последнее первенство континента было разыграно в августе 2007 года в селе Вишняки Хорольского района Полтавской области Украины и завершилось триумфом россиян, выигравших все пять матчей кругового турнира, а в финале разгромивших белорусов со счетом 6:1. Лучшим бомбардиром стал забивший 14 мячей Владимир Сосницкий, представляющий «Металлург» из Видного.
Именно этот клуб является базовым для национальной команды России и доминирует в чемпионате страны. Как признается Валерий Нифантьев, занимающий также пост президента «Металлурга», серьезной конкуренции у его команды нет не только в России, но и в Евролиге, куда входят десять клубов – шесть российских, два белорусских и два украинских.

С соперниками из Западной Европы «Металлург» практически не встречается. «Мы хотели в 2007 году провести Кубок европейских чемпионов. Планировали сыграть по блокам: Восточный – Белоруссия, Россия, Литва, Украина; Западный – Германия, Франция, Нидерланды и, возможно, Испания. В плей-офф должны были выйти по две команды от блока. Но не сложилось. Надеюсь, в 2008 году турнир все же состоится», – говорит Нифантьев.

Впрочем, реальной конкуренции своему клубу со стороны немецев и французов президент «Металлурга» не ожидает. «Во Франции и Германии только по два-четыре человека на нашем уровне играют. В тамошних клубах лишь один-два лидера имеют хорошие контракты, в целом же это полулюбительская система. Владимир Сосницкий выступал в Германии четыре года, Александр Царев – во Франции пять лет, Григорьев и Еременко сегодня играют также во Франции. Раньше там можно было заработать, а сейчас российские и французские зарплаты находятся на одном уровне», – рассказывает Нифантьев.

Лимит на иностранцев в мотоболе отсутствует, но ввиду того, что клубы, как правило, не отличаются финансовым благополучием, легионеров немного. «Лидер сборной Белоруссии Антон Власовец – самый востребованный игрок, где только не выступал – и в России, и на Украине, в один сезон мог за две команды играть. Нам же иностранцы не нужны – и так все выигрываем, – отмечает президент «Металлурга». – Сейчас в команду просятся ребята из Краснодарского края. С точки зрения развития мотобола в регионе брать их нельзя. С другой стороны, у нас этот мальчик через год-другой заиграет в сборной, а там прогресса такого не будет». «Металлург», кстати, единственная в России команда, игроки которой тренируются по два раза шесть дней в неделю, в то время как в некоторых других клубах Евролиги нет даже предварительно составленного плана занятий.

Под крышу Росспорта

Специальности «тренер по мотоболу» в России нет, мотоциклетным видам спорта обучает кафедра экстремальных видов спорта в РГУФКе. Однако большинство тренеров российских клубов там не учились – со спортсменами, как правило, работают бывшие игроки, которые ведут занятия, основываясь на собственном опыте. Проблемы с подготовкой резерва есть даже у «Металлурга» – единственного в России клуба, имеющего команды всех трех возрастных категорий: мальчики (8–14 лет), юноши (15–21 год) и взрослые. «Для мальчиков у нас всего одиннадцать мопедов. Пройдет в Видном крупный турнир – человек сорок записывается. В очередь становятся, чтобы покататься. Потом остается заниматься один-два. А были бы мопеды на всех, оставалось бы десять ребят», – уверен Нифантьев.

Во времена СССР мотобольные клубы, которых было около двухсот, как правило, финансировались крупными предприятиями. Сейчас – в основном из местных бюджетов. Расходы на «Металлург» заложены отдельной строкой в бюджет Ленинского района Московской области, центром которого является Видное. По схожему пути идут в Коврове Владимирской области и Краснодарском крае, где базируются сильнейшие российские команды. «Мы находимся в единой тарифной сетке. В спортивный сезон у игроков за счет премиальных 15–20 окладов в месяц набирается, а с ноября по апрель – межсезонье. Будут получать чистый оклад 5–8 тысяч рублей. Некоторые подрабатывать устраиваются – водителями, на таможню», – развеивает мифы об огромных доходах спортсменов Нифантьев.
Вопрос о помощи со стороны Федерации мотоциклетного спорта России, формально курирующей мотобол, вызывает у президента «Металлурга» ироничную улыбку. «Судебными разбирательствами занимались между собой лет восемь, работы не было. Денег не дают, только берут – лицензии продают, мы покупаем. От федерации вообще никакой помощи, даже в вопросах популяризации. Может, с нынешним президентом Александром Нифонтовым и будет какой-то сдвиг в лучшую сторону, но он даже на 35-летие нашего клуба не приехал, хотя обещал. Сейчас в сборной России все наше, клубное – финансы, мотоциклы, форма. Раньше ДОСААФ выделял средства на чемпионат Европы, самый минимум – только доехать и вернуться. В последние два года как-то поддерживает Росспорт: в этом году мы от него получили 187 тысяч рублей. Но пока не будет управления по техническим видам спорта в Росспорте, ситуация не улучшится», – уверен Нифантьев.


По особым законам

Единые правила игры в мотобол оформились в 1990-е годы. До этого на Западе и в странах бывшего СССР они существенно различались. Матч, в котором выигрывает команда, забившая большее количество голов в ворота соперника, длится четыре тайма по 20 минут с перерывами 10 минут. Размеры поля – 85–110 метров в длину и 45–75 в ширину, ворот – 732 х 244 сантиметра. Покрытие гаревое, хотя в последнее время в моду вошло асфальтовое, посыпанное песком. Мотоциклы с объемом двигателя 250 кубических сантиметров, как правило, испанского или германского производства. Их вес без топлива составляет 70–120 килограммов. Мяч имеет около 40 сантиметров в диаметре и весит 900–1200 граммов.
В команде четыре полевых игрока на мотоциклах и один вратарь, зона действия которого ограничена линией перед воротами радиусом в 5 метров 75 сантиметров. Полевым игрокам пересекать эту зону нельзя. Мяч катит человек, сидящий на работающем мотоцикле. Удар по мячу производится ногой, мотоциклом или головой – захватывать его и играть руками нельзя. Атаковать игрока можно только с той стороны, где находится мяч, отбирать который позволяется лишь ногой. Пересекать центральную линию поля разрешается лишь с помощью паса. За опасную игру показывается сначала зеленая карточка (удаление на две минуты), затем – желтая (на пять минут) и красная (до конца матча). Нарушения правил наказываются штрафными ударами с 16,5 метра и пенальти с 11 метров.