Домашний музей

Большой спорт №11 (21) ноябрь 2007
Дмитрий Маслов
Бывший участник сборных СССР и США по мотокроссу Виктор Введенский начал собирать старые мотоциклы более двадцати лет назад...

Бывший участник сборных СССР и США по мотокроссу Виктор Введенский начал собирать старые мотоциклы более двадцати лет назад, и сейчас в его домашнем музее насчитывается свыше 50 экспонатов, среди которых есть по-настоящему уникальные.

Эмигрировавший в 1979 году в США член сборной СССР по мотокроссу с коляской Виктор Введенский уже через год выступал на чемпионате мира за свою вторую родину. «Во время путешествий по Европе в качестве участника сборной США я часто встречался с коллекционерами и думал: если когда-то вернусь в Россию (не в Советский Союз), с удовольствием займусь этим делом», – вспоминает Введенский. По возвращении в Москву он сразу начал претворять мечту в жизнь.
В 1989 году была основана «Мотореставрация В. С. Введенского», положившая начало уникальному домашнему музею мотоциклов. Сначала Введенский собирал только технику, выпущенную до 1950 года, преимущественно американскую и немецкую. «После войны в СССР ездили в основном на трофейных мотоциклах, если что-то ломалось – ставили подходящие детали от других моделей, когда починить было уже нельзя – выбрасывали. Пролежавшие где-то 20–30 лет остатки мотоциклов я и приобретал. На американских байках воевали советские солдаты, так что они к нам тоже попадали, а вот английской техники на постсоветском пространстве было мало, поскольку никто ее эшелонами не привозил после войны, – рассказывает Введенский. – Самый старый мой мотоцикл – 1926 года выпуска, один из первых компании BMW. Еще есть Harley Davidson 1930 года».

Максимум аутентичности

Поначалу Введенский собирал и восстанавливал только иностранную технику, выпущенную до 1950 года, однако постепенно временные и географические рамки расширились. «Совсем недавно я приобрел ИЖ 350 1949 года. Раньше, 10–15 лет назад, их не брал. Это очень редкий мотоцикл, чистая копия немецкого DKV, выпущен на оборудовании, вывезенном из Германии», – рассказывает коллекционер. В целом же советские агрегаты собирать достаточно сложно: в спортивных клубах они переделывались, и на момент утилизации были совершенно не похожи на пришедшие с завода. Как правило, оставались только часть рамы, картеры двигателя и коробки передач.

«У меня есть «Урал» с коляской1967 года выпуска, на котором выигрывался чемпионат СССР, восстановленный до его заводской спецификации, включая крепеж, покрышки. Такое иногда удается, когда из четырех мотоциклов делаешь один. Если на байк, условно говоря, 1926 года выпуска поставить деталь 1938 года, специалисты быстро это обнаружат», – уверен Введенский. Кстати, с поиском оригинальных деталей существуют серьезные проблемы: в Польше, Малайзии и на Тайване налажен массовый выпуск поддельных запчастей неплохого качества, а отличить раритетную вещь от новодела под силу не всякому.

Бесприбыльная работа

Рыночная стоимость мотоциклов из коллекции Введенского колеблется от 4–5 тысяч долларов до 30 и выше, но, за исключением некоторых уникальных экземпляров, затраты на реставрацию, которая редко длится менее года, выше рыночной стоимости. «Сейчас самому работать тяжело, как-никак 60 лет скоро исполнится, а нанять людей не могу по финансовым соображениям, да и нет такой профессии – реставратор мотоциклетной техники. Человека надо учить», – рассказывает Введенский.

Если в 1990-х годах в России была распространена практика покупки задешево старых мотоциклов для дальнейшей перепродажи на Запад, то теперь ситуация изменилась. Во-первых, вывозить практически нечего, во-вторых, цены на многие модели в России уже превосходят европейские.

Музей без посетителей

Уникальную коллекцию мотоциклов Виктора Введенского видел очень ограниченный круг людей – она находится в частном доме и не доступна для свободного посещения. Переговоры о создании в центре Москвы постоянно действующей и открытой для публики выставки зашли в тупик из-за высоких цен на аренду и заведомой неокупаемости мероприятия. «Если звонит кто-то достойный и интересуется, я с удовольствием показываю, но это происходит нечасто. Раньше регулярно я экспонировал свои мотоциклы, а в последние три года почти не выставляюсь. Во-первых, за это теперь просят деньги – получается, что я должен платить за возможность показать свои мотоциклы, а люди, организующие выставку, продают билеты и зарабатывают на этом. Считаю, что должно быть наоборот, – платить должны коллекционерам. Во-вторых, сейчас очень редко появляется что-то новое, а все мои старые модели когда-то уже выставлялись», – говорит Введенский.


Harley-Davidson 42WLA

Имеет двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с V-образным расположением цилиндров объемом 746 кубических сантиметров. Трехскоростная коробка передач находится за двигателем, сухое двухдисковое сцепление управляется левой ногой. Мощность – около 18 л. с. Сделано таких байков было, по разным данным, от 40 до 65 тысяч. Этот мотоцикл принимал участие во Второй мировой войне.

BMW R42

В 1918 году концерну BMW запретили выпускать что-либо, связанное с военной деятельностью, и группа инженеров под руководством Макса Фрица разработала концепцию мотоцикла. За две недели был спроектирован агрегат с оппозитным расположением цилиндров справа и слева. Такое решение напоминало концепцию, применяемую в авиации: цилиндры хорошо охлаждаются, легкодоступны. В 1923 году увидела свет первая версия –BMW R32, а следующая модель получила маркировку R42. Это легкий прогулочный мотоцикл мощностью 8 л. с., максимальная скорость – 90 км/ч. Прежде он находился в Серпухове, во ВНИИ мотоциклетной промышленности.