Охота на лис

Большой спорт №1-2 (30) Зима 2008-2009
Сергей Подушкин
Всех не переловите. Видимо, так считают нечистоплотные спортсмены, с упорством, достойным лучшего применения, употребляющие допинг.

Всех не переловите. Видимо, так считают нечистоплотные спортсмены, с упорством, достойным лучшего применения, употребляющие допинг. О проколах наиболее удачливых из них мы, возможно, никогда не узнаем, но и борцы с запрещенными препаратами явно не зря едят свой хлеб. В 2008-м на допинге были пойманы десятки известных и не очень атлетов. Увы, среди них немало (а можно сказать, что и слишком много) россиян. «Большой спорт» вспоминает самые громкие допинговые скандалы уходящего года.

Подозрительная подмена

Сборная России по легкой атлетике завоевала на Олимпиаде в Пекине шесть золотых медалей. Результат достойный, но побед явно могло быть и больше. Помешал громкий и нетипичный допинговый скандал. В конце июля Международная федерация легкой атлетики (IAAF) обвинила сразу семерых российских спортсменок – Дарью Пищальникову (метание диска), Гульфию Ханафееву (метание молота), Елену Соболеву (бег на 800 и 1500 м), Юлию Фоменко, Татьяну Томашову (обе – 1500 м), Светлану Черкасову (800 м) и Ольгу Егорову (5000 м) – в подмене допинг-проб и отстранила от соревнований. А в октябре решением Президиума Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) фигуранток дела дисквалифицировали на два года. Впрочем, хотя чиновники и поставили точку в этой темной истории, вопросов все равно осталось больше, чем ответов. Почему расследование велось почти полтора года, с весны 2007‑го? Почему о подмене сообщили за неделю до старта Олимпиады, когда состав сборной России был уже сформирован? Кто может с уверенностью сказать, что ДНК-пробы подменили именно спортсменки, а не кто‑то другой, заинтересованный в их дисквалификации? Девушки поначалу были настроены очень решительно, планировали обратиться в Спортивный арбитражный суд. Но после оглашения вердикта их риторика стала более осторожной. Возможно, из‑за того, что ВФЛА постановила отсчитывать срок дисквалификации с момента нарушения антидопинговых правил, то бишь с весны 2007‑го. А значит, если IAAF согласится с таким вердиктом, уже в грядущем летнем сезоне все семь спортсменок смогут возобновить выступления. Вот только призовые за отчетный период придется вернуть, что больнее всего ударит по чемпионке и рекордсменке мира в беге на 1500 м Елене Соболевой и вице-чемпионке планеты в метании диска Дарье Пищальниковой.

От наказания не уйти

Увы, одним допинг-скандалом в российской легкой атлетике накануне Игр-2008 не обошлось. По странному совпадению, если в подмене проб обвиняли лишь женщин, то в употреблении эритропоэтина (ЭПО) уличили только мужчин. Причем специализиру­ющихся исключительно на спортивной ходьбе. «Первой ласточкой» стал экс-рекордсмен мира на дистанции 20 км Владимир Канайкин, которого сначала вывели из состава олимпийской сборной в связи с «проблемами со здоровьем». За несколько дней до старта Олимпиады выяснилось, что эти проблемы на самом деле вызваны положительной допинг-пробой, взятой 20 апреля. За компанию с Канайкиным тогда уличили призера Олимпиады в Афинах Алексея Воеводина и участника многих крупных международных турниров Виктора Бураева. Поэтому когда с олимпийских соревнований снялся из‑за травмы рекордсмен страны в ходьбе на 20 км Сергей Морозов, а чемпион России Игорь Ерохин не вышел на старт пекинского «полтинника» из‑за болезни, в головы скептиков закрались определенные подозрения. Но подтвердились они только в конце сентября – когда Морозова и Ерохина вместе с тремя их коллегами дисквалифицировали на два года за применение ЭПО. Примечательно, что вся пятерка представляла саранский Центр олимпийской подготовки, возглавляемый тренером Виктором Чегиным. Именно он привел к победам в Пекине двух других своих учеников – Валерия Борчина и Ольгу Каниськину. Возможно, эти успехи и помогли Чегину избежать наказания за грехи пойманных на допинге ходоков. Никаких штрафных санкций к наставнику в ВФЛА решили не применять.

Гребля на крови

Давным-давно Россия потеряла лидирующие позиции в академической гребле, но чтобы так сесть в лужу… В конце января – начале февраля за запрещенные манипуляции с кровью (внутривенные вливания без медицинских показаний) к двухлетней дисквалификации приговорили Александра Литвинчева, Евгения Лузянина, Ивана Подшивалова, Анастасию Фатину и Анастасию Корабельщикову (в придачу к трем дисквалифицированным в 2007‑м гребцам). Международная федерация гребного спорта (FISA) назвала происшествие беспрецедентным в истории вида и пригрозила отстранить нашу сборную от всех международных соревнований, включая Игры в Пекине. Спасла наших «академиков» только оперативная работа над ошибками – после вмешательства Росспорта и ОКР было выбрано новое руководство Федерации гребного спорта России (ФГСР), а 16 чиновников из прежнего Президиума ФСГР и 8 тренеров на три года отстранили от работы. Впрочем, подобные катаклизмы не могли позитивно сказаться на результатах в Пекине. Россияне не завоевали на Олимпиаде-2008 ни единой медали в академической гребле.

Тяжелые времена

Хоть мы и привыкли, что к нашим атлетам антидопинговые службы относятся с особым пристрастием, от массовых дисквалификаций в олимпийском сезоне пострадала не только Россия. «Отличились» штангисты двух европейских государств – Греции и Болгарии. Сразу 11 спортсменов сборной Греции в ходе внесоревновательного контроля в марте были уличены в употреблении анаболика метилтриенолона и дисквалифицированы на два года. Никакие отговорки, что во всем виновата китайская фармацевтическая фирма-поставщик, грекам не помогли. Еще жестче за пристрастие к анаболикам наказаны 11 болгарских тяжелоатлетов, пойманных в конце июня: девять, включая чемпиона мира-2007 Ивана Стойцова и бронзового призера Олимпиады-2004 Величко Чолакова, получили четырехлетнюю дисквалификацию, а вице-чемпион Игр-2000 в Сиднее Алан Цагаев и Георгий Марков – пожизненную. Но и в данном случае обвиненные пытались оправдаться, пеняя на диверсию со стороны неких конкурентов.

Быстрее, выше, честнее

Превентивные меры – антидопинговые «зачистки» накануне Игр и угроза проверки специально замороженных олимпийских проб в течение ближайших восьми лет – явно произвели необходимое впечатление на спорт­сменов. По итогам Олимпиады в Пекине поймали всего несколько атлетов и лошадей. Само собой, несчастные животные употребляли запрещенные вещества – капсаицин (повышающий реакцию и обезболивающий препарат) и фелбинак (обезболивающее и противовоспалительное средство) – не­умышленно, вся вина лежит на наездниках. Хотя и тех наказали не слишком сурово – к примеру, немец Кристиан Алманн приговорен всего к четырем месяцам дисквалификации и штрафу в несколько тысяч швейцарских франков, поскольку выяснилось, что, хотя вещества и запрещены в соревновательный период, как допинг они не классифицируются. Нечистоплотным представителям других видов спорта на Играх-2008 повезло меньше. Все они получили от двух лет до пожизненной дисквалификации. Уже в Пекине были пойманы и не допущены к старту олимпийская чемпионка Афин в беге на 400 м с барьерами гречанка Фани Халкия (метилтриэнолон), известная испанская велосипедистка Мария Изабель Морено (ЭПО). Четверо успели принять участие в соревнованиях. И если До Тхи Нган Тхуонг из Вьетнама (спортивная гимнастика, фуросемид) и Игорь Разоренов с Украины (тяжелая атлетика, нандролон) все равно остались без наград, то украинской семиборке Людмиле Блонске (метилтестостерон) и северокорейскому стрелку Ким Чжон Су (пропранолол) допинг помог завоевать одну и две медали соответственно. Которые, впрочем, пришлось отдать. В итоге в выигрыше, к нашему удовольствию, оказались россияне. Бронза в семиборье досталась Татьяне Черновой, а третье место в стрельбе из пневматического пистолета с 50 метров – Сергею Исакову. А проиграла больше всех Блонска – за уже второе в карьере прегрешение ее дисквалифицировали пожизненно. Людмила позже утверждала, что во всем виноват ее муж, тренер и диетолог в одном лице, который тумаками заставлял спортсменку принимать запрещенный препарат. Но добиться смягчения приговора ей все равно не удалось.

Затянули «Большую петлю»

Крестовый поход, который объявили организаторы знаменитой велогонки мира Tour de France против допинга, продолжился и в этом году. Причем с присущим предыдущим «Большим петлям» размахом. Казалось бы, велопрофи и их команды запуганы репрессиями Тура-2007, когда в самый разгар состязаний были сперва изгнаны победитель двух этапов Александр Винокуров из Казахстана и его «Астана», а потом на дверь указали и лидеру гонки датчанину Михаэлю Расмуссену. Но на чужих ошибках способны учиться далеко не все. И даже такие опытнейшие спортсмены, как 37‑летний испанец Мануэль Бельтран, злоупотребивший кровяным допингом (ЭПО). О положительной пробе Бельтрана объявили после седьмого этапа, несколько дней спустя на этом же препарате попался и его соотечественник – Мойзес Дуэяньс Невадо.

Но по‑настоящему «крупную рыбу» борцы с допингом выловили на экваторе Tour de France. После 11‑го этапа стало известно, что в сети угодил восходящая звезда итальянского велоспорта, серебряный призер Giro d’Italia-2008 Риккардо Рикко, успевший и на «Большой петле» отметиться двумя победами на этапах. Молодой человек поначалу весьма агрессивно отрицал факт применения ЭПО, но затем, видимо, понял, что отпираться бесполезно, и чистосердечно раскаялся, благодаря чему срок его дисквалификации скостили с двух лет до 20 месяцев. Фамилию четвертого нечистоплотного гонщика Тура Дмитрия Фофонова объявили уже после финиша на Елисейских Полях. Но французское антидопинговое агентство и не подумало останавливаться на достигнутом, решив осенью, по наводке, перепроверить подозрительные июльские допинг-пробы еще раз, с учетом новых методик. Как выяснилось, не зря – в использовании эритропоэтина третьего поколения ЭПО СЕRA уличили победителя одного из этапов итальянца Леонардо Пьеполи (правда, старшего товарища Рикко по команде Saunier Duval отчислили еще во время гонки, по итогам внутреннего расследования), а также немца Штефана Шумахера и австрийца Бернхарда Коля. Велосипедный Шуми выиграл на Туре-2008 две «разделки» и долго вез на своих плечах желтую майку лидера, а его партнер по Gerolstainer Коль стал обладателем майки Горного короля и бронзовым призером Тура. Как следствие, третье место перешло к россиянину Денису Меньшову, а велосипедные чиновники после очередного скандала пообещали дисквалифицировать нечистоплотных гонщиков за первый проступок не на два, а сразу на четыре года. Чтобы другим неповадно было.

Ловят поодиночке

Немало в олимпийский сезон поймали на допинге и одиночек, мечтающих о спортивной славе любой ценой. В числе преступников оказались весьма респектабельные атлеты. В частности, знаменитый итальянский рапирист, многократный чемпион мира Андреа Бальдини (фуросемид), его соотечественница – чемпионка мира в групповой велогонке на шоссе Марта Бастианелли (фленфлюрамин), экс-рекордсменка мира в плавании на 100 м американка Джессика Харди (кленбутарол), греческий пловец, чемпион Европы на 200 м баттерфляем Иоаннис Дримонакос (метилтриенолон), еще один чемпион Старого Света словацкий толкатель ядра Микулаш Конопка (станозолол), победитель первенства континента по академической гребле Иоаннис Цамис из Греции (финастерид). Почистили свои ряды и китайцы – Оянь Куньпен (плавание) и Ло Мэн (женская борьба) уже за первую осечку были дисквалифицированы пожизненно. Конопку также отлучили от спорта навсегда, но за рецидив нарушения. Бастианелли, к примеру, пропустит всего год, так как сумела доказать НОК Италии, что приняла препарат неумышленно. Дело Бальдини и вовсе пока открыто. Фехтовальщик уверяет, что его подставили, и некоторые представители международного антидопингового комитета склонны ему верить.

На Играх в Пекине на допинге поймали лишь шестерых спортсменов, что в три раза меньше, чем в Афинах-2004. Но при этом на Олимпиаде-2008 было взято 4770 проб, что вдвое больше, чем в Сиднее-2000. К тому же согласно нынешнему регламенту, образцы проб хранятся восемь лет, и все это время их в любой момент можно перепроверить. Поэтому не исключено, что главные допинговые скандалы Игр-2008 еще впереди

Хотя у представителей зимних видов спорта сезон-2008 был неолимпийским, потери из‑за злоупотреблений допингом случались и у них. Так, к примеру, почти наверняка пожизненно отлучат от спорта за повторное «попадание» (на эритропоэтине) знаменитую финскую биатлонистку и лыжницу Кайсу Варис. По печальной традиции не обошлось без жертв и в нашей стране – два года «отсидки» за употребление норандростерона получил хоккеист молодежной сборной России и магнитогорского «Металлурга» Максим Мамин.