Горнолыжная революция

Большой спорт №1-2 (30) Зима 2008-2009
Дмитрий Маслов
Какие инициативы готова поддержать Международная лыжная федерация (FIS), в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает директор Кубка мира FIS по горным лыжам Гюнтер Гуяра.

2 января 2009 года впервые в истории мирового горнолыжного спорта в Москве состоится по-настоящему уникальное действо – 16 сильнейших райдеров планеты будут состязаться в дисциплине параллельный слалом на специально построенной рампе высотой около 56 метров. О том, как родилась идея проведения столь необычного соревнования, во сколько оно обошлось организаторам и какие еще инициативы готова поддержать Международная лыжная федерация (FIS), в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает директор Кубка мира FIS по горным лыжам Гюнтер Гуяра.

Как возникла идея провести в Москве этап Кубка мира в дисциплине параллельный слалом?

Крупные международные соревнования по сноуборду и горным лыжам, как правило, проводятся вне мегаполисов, поэтому мероприятия в больших городах неизменно вызывают повышенный интерес публики. Когда Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России и клуб «Новая лига» предложили организовать соревнования по горным лыжам на рампе, я был несколько озадачен – как такое возможно? Обсуждение велось весьма серьезное, однако команда Дмитрия Свищева сумела убедить руководство Международной лыжной федерации рискнуть. Предложение провести мероприятие в Москве поступило в начале марта, а в конце мая на конгрессе FIS в Кейптауне было дано принципиальное согласие.

Давно ли вы знакомы с Дмитрием Свищевым и Леонидом Тягачевым?

Когда Тягачев начинал карьеру в качестве тренера сборной СССР, я работал с германскими горнолыжниками, это было 33 года назад. Мы нередко пересекались на различных соревнованиях и с тех пор регулярно общаемся.

Каковы перспективы сделать московский этап Кубка мира традиционным?

Пока говорить об этом слишком рано – нужно посмотреть, как пройдет меропри­ятие. Построить рампу для горнолыжного спорта – монументальное в инжиниринговом плане сооружение – очень непросто, к тому же большое значение имеют вопросы бе­зопасности. Экспертизу московской рампы провела всемирно известная германская компания, указавшая на определенные недочеты. Первоначально предполагалось провести соревнования 22 ноября, однако затем срок был перенесен на 2 января. Мелочей в вопросах безопасности быть не может.

Почему первое в истории мероприятие подобного рода состоится именно в Москве?

А почему, собственно, нет? Москва задает новые мировые тренды во многих областях жизни, и я не вижу причин, по которым FIS должна отказывать ей в этом праве. Проведение соревнования в центре города гарантирует большое количество зрителей, и, возможно, многие из них проникнутся духом горнолыжного спорта и сами начнут заниматься им. Благо в России строится немало трасс – Сочи, Шерегеш…

Собираетесь ли вы лично протестировать московскую рампу?

Безусловно.

На первый взгляд, 2 января – не лучшая дата для проведения соревнований?

Конечно, провести московское меропри­ятие 22 ноября было бы удобнее, но после изучения всех аспектов строительства рампы мы приняли решение дать организаторам больше времени на подготовку. В результате единственной свободной датой в соревновательном календаре оказалось 2 января. В этот день возможно организовать телетрансляцию, поскольку нет значимых состязаний по другим зимним видам спорта. Хотя я отлично знаю, что 2 января русского человека сложно заинтересовать спортом.

Когда Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России и клуб «Новая лига» предложили провести соревнования по горным лыжам на рампе, я был несколько озадачен – как такое возможно? Обсуждение было весьма серьезным, однако команда Дмитрия Свищева сумела убедить руководство Международной лыжной федерации рискнуть

А насколько этот день удобен для спорт­сменов?

Для FIS и организаторов конкретных соревнований было бы удобно подписывать контракты со спортсменами, в которых обозначались бы гарантии их участия в мероприятиях. Однако такой системы в горнолыжном спорте нет. Сейчас мы делаем что-то совершенно новое – даем райдерам возможность заявить о себе и представить Кубок мира по горным лыжам в одном из крупнейших городов мира. Если бы вы были спорт­сменом и знали, что за выступление вам готовы заплатить 10 тысяч долларов, более того, к участию в этом соревновании допускаются лишь 16 человек, а призовой фонд составляет 200 тысяч долларов, думаю, вы были бы очень заинтересованы. Вопрос о том, удобна ли дата, может быть актуальным для райдеров, не специализирующихся на параллельном слаломе, например для швейцарца Дидье Куша или специально приглашенного легендарного австрийца Германа Майера. Но даже они всерьез задумались над перспективой приехать в Москву – выступить в центре города не только необычно, это еще и интересно с точки зрения PR-позиционирования на российском рынке. Такая перспектива привлекла как спортсменов, так и их спонсоров.

Сколько телекомпаний собираются транслировать грядущее московское соревнование?

Пока конкретную цифру назвать сложно. Совместно с российскими партнерами мы решили, что целью является максимально возможное освещение мероприятия, поэтому брать плату с компаний, организующих трансляцию, мы не намерены. Интересно, как отреагирует на подобную инициативу рынок. Я знаю, что австрийское и швейцарское телевидение будут вести репортажи, германское также проявило огромный интерес.

Как вы оцениваете перспективы организации соревнований по горным лыжам на рампах?

FIS не ставит перед собой цели во что бы то ни стало проводить этапы Кубка мира на рампах. Я не думаю, что перспективы можно реально оценивать, так как пока не состо­ялось ни одного соревнования. Так что от того, как пройдет мероприятие 2 января в Москве, зависит очень многое. Модель проведения, формат выступлений участников – эти и многие другие моменты пока не отработаны. Но в принципе соревнования в мегаполисах – это очень привлекательно. Нужно учитывать, что строительство рампы, организация подъемников, заполнение спуска снегом – это недешевое удовольствие. По предварительным подсчетам, только стоимость металла, необходимого для сооружения московской рампы, составит около 5 миллионов долларов США.

В каком направлении будет трансформироваться формат проведения Кубка мира?

Кубок мира по горнолыжному спорту – это очень профессиональный продукт, но средний возраст наших зрителей – 40–60 лет. Поэтому первоочередной задачей является приобщение к горным лыжам молодежи. Возможно, соревнование на рампе в Москве, которое можно рассматривать и как шоу, станет прорывом в этом плане. Ситуацию нужно менять немедленно, а не через 5–7 лет.

Москва задает новые мировые тренды во многих областях жизни, и я не вижу причин, по которым FIS должна отказывать ей в этом праве. Проведение соревнования в центре города гарантирует большое количество зрителей, и, возможно, многие из них проникнутся духом горнолыжного спорта и сами начнут заниматься им

Вы довольны географией этапов Кубка мира по горнолыжному спорту?

В 2012 году в программу будет включен этап в Сочи – к этому времени в городе уже должна быть соответствующая инфраструктура. В нынешнем сезоне в календаре появился этап в Болгарии. Горнолыжный спорт бурно развивается в Азии – уже проводятся соревнования в Японии и Южной Корее, посматриваем в сторону Китая. Условия на рынке диктуют инвес­торы, к тому же нельзя забывать о глобальном потеплении – возможно, мы будем просто вынуждены перемещаться в регионы с более благоприятными для горных лыж погодными условиями. В FIS открыты новациям, причем для многих традиционно мыслящих людей – даже слишком открыты. Не все в мире горнолыжного спорта рады тому, что появляются соревнования на рампе: «нововведения могут сломать отлаженный механизм» – так говорят скептики. Но я думаю, что это правильный шаг – мы как бы даем сигнал: смотрите, по­явились новые шансы и новые возможности.

Вы уже были в Сочи?

Конечно. Это очень интересный регион – море и горы расположены в непосредственной близости друг от друга. Рельеф позволяет организовать хорошие трассы, осталось создать соответствующую инфраструктуру. Еще одна важная задача – набрать команду людей, которые знают, как организовывать соревнования горнолыжников высокого уровня, ведь у России мало такого опыта. Нужно, чтобы они научили русских, и тогда, после Олимпиады-2014, в России останется место, где можно без проблем готовить спортсменов и проводить состязания мирового масштаба.

Как вы думаете, не нарушит ли все эти амбициозные планы мировой финансовый кризис?

Кризис есть, и отрицать его влияние на организацию спортивных соревнований бессмысленно. Надеюсь, мы сможем преодолеть все сложности. Только не спрашивайте меня о том, когда кризис закончится, – знай я это, был бы уже очень богатым человеком.