Как мы провели один день на Tour de France

Большой спорт №9 (115)
Текст: Дмитрий Маслов / Фото: ŠKODA
Посетив 11-й этап легендарной велогонки Tour de France, корреспондент «Большого спорта» стал свидетелем победы Марселя Киттеля, которого можно назвать открытием многодневки. Однако зеленую майку самого активного гонщика немец так и не получил: попав в завал на 17-м этапе, спринтер вынужден был сняться с гонки. Ее предсказуемым победителем стал британец Крис Фрум, для которого эта виктория оказалась третьей кряду.

Самой престижной велогонке мира уже более 100 лет, однако на ее маршруте постоянно появляются новые города и местечки. В минувшем июле Tour de France впервые добралась до Эймета, расположенного в сотне километров от Бордо городка и имеющего две с половиной тысячи жителей. Впрочем, приглашенные компанией ŠKODA, официальным спонсором гонки, российские журналисты прибыли не туда, а в Бордо. В столице французского виноделия и началось наше погружение в атмосферу легендарной многодневки.

Богатый на события день стартовал с нескольких кругов вокруг Бордоского озера на профессиональных шоссейных велосипедах в компании с победителем Tour de France 1987 года Стивеном Рошем и другими бывшими участниками гонки. Прогулка показалась весьма приятной и легкой. Однако, как выяснилось впоследствии, везет далеко не всем журналистам: приезжающие на горные этапы коллеги, как правило, стартуют не в семь, а в пять утра и порой едут по горам в условиях густого тумана.

«Тур» для всех
Легким оказался этап и для спортсменов: на маршруте из Эймета в По не было серьезных подъемов, поэтому претенденты на высокие места в общем зачете могли экономить силы, будучи уверенными, что их основные соперники не уедут в отрыв. Мы наблюдали за гонкой из ŠKODA Superb. Этот автомобиль был единственным, который не принадлежал персоналу команд или телевизионщикам, но имел право находиться на трассе. Привилегированное положение позволяло нашей ŠKODA ехать между велосипедистами, ушедшими в отрыв, и пелотоном. Однако правила позволяют вклиниваться между гонщиками лишь при условии двухминутного преимущества лидирующей группы. Поэтому большую часть маршрута мы проехали перед пелотоном, наблюдая, как жители французских городков и деревень встречают главное спортивное соревнование года.

Порой казалось, что вокруг трассы собралось все местное население. Люди устраивали пикники, готовили самодельные баннеры, надевали вычурные костюмы и часами ждали, пока мимо них пронесутся гонщики. «У вас красивые и оригинальные усы», – сделал я комплимент одному из болельщиков. «Они стали своеобразным символом “Тур де Франс”», – без тени юмора ответил мужчина лет 65. И добавил, что посещает гонку в течение нескольких десятилетий и несколько раз стал героем телерепортажей. Этот человек, как и тысячи других, чувствует себя полноправным участником многодневки. Так что гонка в буквальном смысле объединяет страну.

Успех и трагедия Киттеля
Ближе к середине этапа двухминутный отрыв сформировался, и мы получили возможность в буквальном смысле проехаться среди гонщиков. Впрочем, недолго: удержать лидерство беглецам не удалось, и на финиш спортсмены накатили плотной группой. Самым удачливым и умелым из них оказался Марсель Киттель, для которого эта победа стала уже пятой. Немец заявил о себе как о фаворите в борьбе за зеленую майку самого активного гонщика. Спонсором этого трофея выступает ŠKODA. Более того, уже к 11-му этапу Марсель набрал больше очков, чем прошлогодний обладатель майки Петер Саган. Однако получить трофей Киттелю не удалось – на 17-м этапе он попал в завал и завершил выступление на «Туре» по состоянию здоровья. На момент схода в активе Марселя было больше очков, чем у получившего зеленую майку по итогам многодневки австралийца Майкла Мэтьюза. Однако таковы правила: обладателями трофеев могут стать лишь добравшиеся до финиша многодневки спортсмены.

Итоги Tour de France 2017
1. Крис Фрум / Великобритания, SKY
2. Ригоберто Уран / Колумбия, Cannondale-Drapac
3. Ромен Барде / Франция, AG2R La Mondiale

Стивен Рош – о коммерциализации Tour de France и цикличности в велоспорте

Досье
- Родился 28 ноября 1959 года в ирландском Дандруме
- Победитель Tour de France 1987 года, занял 3-е место в общем зачете в 1985 году
- Победитель Giro d’Italia 1987 года
- Чемпион мира 1987 года в групповой гонке

В 1987 году вы выиграли Tour de France, Giro d’Italia и чемпионат мира. Можно ли повторить подобный успех в современных условиях?
Это маловероятно. Сильнейшие гонщики понимают, что стартовать на Giro d’Italia – значит потратить большое количество резервов организма перед «Туром». Подготовиться на 100% к обеим многодневкам нереально, поэтому приходится выбирать, на какую из них делать ставку. Слишком мал временной промежуток между гонками. А вот в один год претендовать на высокие места, скажем, на Tour de France и Vuelta реально. Фрум вполне способен сделать подобный дубль в нынешнем году. В мою бытность гонщиком ситуация была несколько иной: участвовать и в итальянской, и во французской многодневках считалось естественным для топ-гонщиков. Когда я говорил тренеру, что устал, он отвечал: «Потерпи, продолжай работать по плану». Сейчас же программа тренировок корректируется каждый день, в зависимости от состояния спортсмена. Уровень гонщиков и конкуренции столь высок, что для достижения успеха нужно выходить на старт, только будучи максимально готовым. Постоянно быть в оптимальной форме невозможно, поэтому спортсмены заранее планируют, какие старты пропустят. В нынешнем году Найро Кинтана пошел на риск, стартовав и в Италии, и во Франции, но реально боролся за высокое место лишь в первой многодневке. На вторую ему просто не хватило сил.

До старта Tour de France специалисты сходились во мнении, что Кристофер Фрум победит. Так и получилось. Вам не скучно?
В некотором плане вы правы: сильнейший гонщик с хорошей командой поддержки победил, все предсказуемо. В то же время нынешний сезон показывает, что Роман Барде, Тибо Пино, Наиро Кинтана и некоторые другие молодые гонщики прогрессируют и в ближайшие годы будут готовы бороться за победу.

Вы считаете календарь Tour de France оптимальным? Возможно, при высоком уровне конкуренции нужно больше этапов с раздельным стартом?
Каждый год у гонки новый маршрут. Один больше подходит «горнякам», другой – «раздельщикам», но важно, чтобы гонщик не опускался ниже определенного уровня в каждом компоненте. К примеру, Роман Барде сильно выступает в горах, но в гонках с раздельным стартом проигрывает по 1,1 секунды на километр. При таких раскладах он никогда не превзойдет Фрума. Но я вижу, что Барде прибавляет, равно как и Варран Баргий с Найро Кинтаной. Это еще молодые гонщики, всем по 26–27 лет, они будут прогрессировать, в то время как Фрум в силу возраста должен сдавать. Так что ближайшие четыре-пять лет я ожидаю серьезную борьбу за желтую майку. Думаю, в ней примет участие и выигравший в этом году Giro d’Italia Том Думулен.

В 2017 году в Tour de France не стартовало ни одного россиянина. Это позор?
Существует понятие цикличности. Нередко случается, что в одном десятилетии у страны несколько топовых гонщиков, в следующем – ни одного, а затем они опять появляются. В России были сильные велосипедисты. Могу назвать Дмитрия Конышева и Вячеслава Екимова. Сейчас на высоком уровне выступает Ильнур Закарин. Так часто случается: приходят победы, и в национальной федерации думают, что достигли успеха. Прекращают серьезно работать, после чего следует закономерный провал. Потом опять начинают трудиться, и начинается новый победный цикл. Для стабильно высоких результатов важно наличие в стране качественной программы подготовки молодежи. И здорово, когда есть гонщик-звезда, который может служить примером. Такой спортсмен привлекает внимание прессы, о велоспорте начинают писать в газетах, растет общая популярность.

Программы подготовки молодежи в каких странах вы считаете лучшими?
Не могу сказать, что досконально знаком со всеми, но отмечу Францию и Великобританию. Правда, в английском велоспорте крутятся серьезные деньги, такой бюджет могут позволить себе далеко не все. Но факт остается фактом: в этой стране регулярно появляются топовые гонщики, причем как шоссейники, так и трековики.

Вы посещаете Tour de France в течение 30 с лишним лет. Вам нравится, как эволюционирует многодневка?
Очень легко критиковать, заявляя: «Вот в мое время…» Но я не буду так поступать. Констатирую лишь, что гонка становится все более коммерциализированной и растет зависимость результата от финансовых возможностей команд. Sky обладает самым большим бюджетом – ее гонщик побеждает. Все более-менее серьезные результаты, даже промежуточные, стали неплохо оплачиваться: победа на этапе, финиш в первой десятке, майки самого активного и молодого гонщика, горного короля… Иногда смотришь, как, казалось бы, ни на что не претендующий спортсмен изо всех сил борется, скажем, за 30-е место на этапе. Удивляешься: зачем человеку это нужно? Потом узнаешь, что его команда претендует на место в первой тройке. И соответствующие призовые. Сейчас стало больше подобной мотивации.

В целом Tour de France – это здорово. Ее этапы – большое событие для французских регионов, популяризация велоспорта и здорового образа жизни, в том числе среди детей. В то же время отмечу, что гонщики отдалились от болельщиков: они проводят много времени в социальных сетях, но почти не коммуницируют с поклонниками вживую. 30 лет назад болельщик мог подойти к тебе, поддержать после неудачной гонки, поинтересоваться делами. Сейчас же общение формализировалось, и я вижу в этом существенную проблему: люди не видят в гонщике человека, личность. Спортсмен начинает восприниматься как своеобразная машина, а в такой ситуации эмоциональная привязанность не возникает.

Вы организуете велосипедные лагеря на Мальорке. Они для любителей или профессиональных спортсменов?
Это в первую очередь интересный способ провести отпуск. В лагерях могут участвовать люди с разным уровнем подготовки, в зависимости от нее мы разделим гостей на пять групп, так что каждому будет комфортно. Большинство участников приезжают из Англии, затем идут Франция, США, Нидерланды и Люксембург. Россиян у нас еще не было, но ничего удивительного в этом нет: рекламу на русском языке не даем.
Возможно, после появления этого интервью россияне к вам приедут. У нас растет популярность велоспорта, в Москве серьезно вкладываются в инфраструктуру, появляются новые велодорожки…

Надеюсь, это происходит не так, как во Франции, где перед тем, как обустроить велодорожку, никогда не советуются с велосипедистами. Из-за этого возникают проблемы как с удобством, так и с безопасностью.

Партнеры журнала: