Доминирование КАМАЗов. Итоги ралли-рейда «Шелковый путь»

Большой спорт №9 (115)
Текст: Андрей Супранович
Седьмой по счету российский ралли-марафон «Шелковый путь», прошедший по территории России, Казахстана и Китая, завершился безоговорочной победой отечественной команды «КАМАЗ-мастер», инфоспонсором которой выступает «Большой спорт». В зачете грузовиков весь пьедестал почета оккупировали россияне, а победу одержал прошлогодний серебряный призер Дмитрий Сотников, поднявший над головой кубок чемпиона – бронзового тигра.

Как и годом ранее,  «Шелковый путь» был проложен по территории трех государств – России, Казахстана и Китая. Маршрут длиной 9599 км во многом совпадал с прошлогодним, протянувшись от Красной площади в Москве через хребты Тянь-Шаня до раскаленных песков пустыни Гоби, с той лишь разницей, что финиш планировался не в Пекине, а в Сиане, что весьма символично. Сиань – столица 13 династий императоров Китая, стан терракотовой армии, отправная точка Великого Шелкового пути. К сожалению, финальный, 14-й спецучасток был отменен из-за непогоды, хотя награждение все равно прошло в Сиане.

Тройной успех
К радости российских поклонников автоспорта, первыми финишный створ пересекли три грузовика «КАМАЗ-мастера». Большую часть гонки наши грузовики боролись между собой, так как основные конкуренты выбывали из борьбы на ранних стадиях. Почти всю дорогу от Москвы караван сопровождал дождь. Ливни сделали трассы скользкими, количество ошибок пилотов возросло в разы. Рано выбыл из борьбы Алеш Лопрайс, у которого не выдержала техника. Грузовик голландца Мартена ван ден Бринка загорелся уже на 4-м этапе. Его соотечественник Жерар де Рой на 5-м спецучастке свернул с дистанции из-за лопнувшего правого лонжерона кабины и добрался до бивуака дорогами общего пользования, за что получил большой штраф и выбыл из борьбы за подиум.

В отсутствие голландцев на весьма стабильных россиян оказывал давление лишь чех Мартин Коломы на Tatra. Однако на 12-м этапе, который прошел по китайским дюнам, сдался и он. Причиной потери большого количества времени стало повреждение рулевого управления после неудачного приземления с дюны. Этапом позже из-за проблем с редуктором из борьбы выбыл и экипаж Эдуарда Николаева, чей КАМАЗ мог бы финишировать четвертым. Невезение преследовало белорусов из «МАЗ-СПОРТавто», которые на отдельных этапах шли быстрее лидеров, но из-за мелких поломок не смогли навязать борьбу в общем зачете.

В итоге на первый-второй-третий рассчитывались команды прошлогоднего чемпиона Айрата Мардеева, а также Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. Чемпионство досталось экипажу Сотникова, а Мардеев остался лишь третьим, уступив победителю 23 минуты. Чтобы понять, насколько зыбкое преимущество было у Сотникова, достаточно вспомнить, что на пятом этапе Айрат потерял 26 минут из-за пробитого колеса. Впрочем, борьба за трофей не мешала командному духу – в тех же злополучных дюнах Мардеев остановился, чтобы вызволить КАМАЗ Сотникова, – и тот не потерял много времени.

Сходы лидеров
В зачете внедорожников также разыгралась драма. Первоначально наибольшие шансы на победу отдавались коллективам на Peugeot 3008. В итоге так и случилось – первое место досталось экипажу Сириля Депре, однако букмекеры изначально отдавали преимущество его коллегам Себастьяну Лебу и Стефану Петеранселю. Петерансель сразу столкнулся с проблемами. Уже на 4-м этапе гонщик, не заметив овраг, не смог удержать машину и перевернулся – кстати, на помощь ему пришел экипаж Айрата Мардеева. Позже уже и экипаж Дмитрия Сотникова вытаскивал машину Сирила Депре из канавы. В конец классификации опустился и Язид Аль-Раджи, лидер X-Raid и главная надежда на борьбу с французами. На 5-м этапе автомобиль Петеранселя вновь потерпел неудачу на трассе, и экипаж прибавил еще час к своему времени.

В лидеры вырвался Леб и сохранял комфорт­ный отрыв до 9-го этапа. На нем, к сожалению, девятикратный чемпион мира по ралли сбился с курса, налетел на яму, повредил автомобиль и сломал палец. На ремонт ушло два с половиной часа, лидерство было безвозвратно упущено, и в итоге лидер Peugeot Sport сошел с дистанции. После схода Себа даже проблемы с гидравликой, случившиеся у машины Сириля Депре в конце гонки, не помешали французу выиграть общий зачет во второй раз подряд. «В ралли-рейдах побеждает тот, кто допускает меньше ошибок, так было и в этом году», – подытожил результаты марафона победитель ралли.

Итоги «Шелкового пути»
Грузовики
Д. Сотников / Р. Ахмадеев / И. Мустафин
(«КАМАЗ-мастер») – 43,45:38
А. Шибалов / А. Мокеев / Д. Никитин
(«КАМАЗ-мастер») +6,04
А. Мардеев / А. Беляев / Д. Свистунов
(«КАМАЗ-мастер») +23,12
А. Ардавичюс / М. Ферран / М. Хейсман
(Iveco Powerstar) +2,40:27
С. Вязович / П. Гаранин / А. Жигулин
(«МАЗ-СПОРТавто») +6,28:56

Внедорожники
С. Депре / Д. Кастера
(Peugeot) – 41,46:25
С. Лавьей / Ж.-П. Гарсен
(Baicmotor) +1,04:39
Х. Вей / М. Ляо (Geely) +1,11:29
Э. Амос / С. Деланье (Ford) +2,12:12
С. Петерансель / Ж.-П. Коттре
(Peugeot) +2,37:27

Владимир Чагин
руководитель проекта «Шелковый путь»
В этом году ралли «Шелковый путь» вновь стало грандиозным международным праздником, за ходом которого следили миллионы людей по всему миру, а также российские, казахстанские и китайские болельщики, приветствовавшие нас везде, куда бы мы ни приехали. В этот раз для участников гонка получилась еще сложнее: дождь, преследовавший нас от Москвы, стал дополнительным испытанием. Но мы рады, что все участники с честью этот вызов приняли и смогли ответить на него со всей отвагой, присущей настоящим спортсменам. Я хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в ралли, – это была настоящая гонка и незабываемое приключение!

Дмитрий Сотников
победитель ралли «Шелковый путь – 2017»
Все супер. Надеялись побороться за подиум, но получилось гораздо больше. Пока не можем поверить в то, что наша новая машина с ходу взяла первое место. Это отличный результат и показатель огромной работы, проделанной всей командой. Трудились много, однако все получилось честно, заслуженно. Только приехав сюда, поняли, как нам повезло, что жары не было на трассе, так как у нас нет кондиционера, и это было бы слишком.

Сергей Савостин
руководитель команды «КАМАЗ-мастер»
Победа – итог работы всей команды, завода, наших партнеров. Результаты оказались хорошие, конкуренция была серьезная. В том, что наши соперники не выдержали накала борьбы, я считаю, в первую очередь заслуга экипажей, заслуга команды и всей сервисной группы, которая готовила технику. Есть, конечно, какая-то доля везения, но везет сильнейшим. Этот результат добыт настоящим, тяжелым трудом.

Сириль Депре
победитель ралли «Шелковый путь – 2017»
Я счастлив! Мы со штурманом Давидом Кастерой и всей командой Peugeot Sport отлично поработали. В этот раз было очень много коварных мест, где можно потерять все, требовалось справляться с самыми разными условиями. В ралли-рейдах побеждает тот, кто допускает меньше ошибок, так было и на «Шелковом пути». В самом начале гонки мы застряли в канаве и потеряли 40 минут, но в этом спорте никогда нельзя сдаваться, всегда нужно подгонять себя, и наша победа доказывает это.

Бруно Фамин
руководитель Peugeot Sport
Мои поздравления Сирилю Депре и Давиду Кастера. Они выступили прекрасно и избежали серьезных проблем, что непросто в такой гонке. К середине дистанции у нас осталась только одна машина, и добиться победы очень приятно. Это результат превосходной командной работы, мы блестяще справились с давлением.

Человек из ралли

Нани Рома – о «Шелковом пути», велотренировках и пользе хамона

Досье
- Родился 17 февраля 1972 года в Фольгеросе
- Двукратный победитель «Дакара» – 2004 (мотоциклы) и 2014 (внедорожники)
- В 2006 году занял 3-е место, а в 2012-м – 2-е место на «Дакаре» в зачете внедорожников
- В общей сложности выиграл 25 этапов на «Дакаре»

В течение нескольких лет подряд организаторы «Шелкового пути» анонсируют ваше появление в ралли, но вы так и не стартовали в нем. В чем причина этого?
Международная автомобильная федерация (FIA) каждый год меняет технический регламент, к которому мы вынуждены приспосабливаться. Сейчас изменения особенно велики, и мы с командой строим новый автомобиль. В целом мне нравится «Шелковый путь», трасса проходит по очень красивым местам, пересекает пустыни. Надеюсь, в следующем году удастся принять участие в гонке.

Что именно вы меняете в своем автомобиле?
Действуем в соответствии с требованиями FIA – уменьшаем массу, модернизируем подвеску. Объем работы существенен. Почти каждый раз, когда появляются новые требования к автомобилям, гонщики выказывают недовольство. Но я действительно надеюсь, что моя новая машина будет лучше предыдущей. Тестировать ее поедем в Испанию и Марокко.

Как правило, вы выступаете при жаре, в песках. Приходилось ли соревноваться на льду или на снегу?
На снегу я не ездил, а лед был – в Андорре. В России в феврале проходит баха «Северный лес», планирую поучаствовать в ней, так что и на снегу покатаюсь. Как понимаете, в Испании у меня нет такой возможности из-за погодных условий.

На вашей странице в Instagram есть фотография с большим куском мяса. Подобная пища полезна автогонщику?
Я сделал ее после напряженной тренировки, чтобы показать: это отличный способ восстановления, естественные витамины. Попутно популяризировал испанские продукты. Они у нас очень качественные, так что особая диета не нужна. Морепродукты, овощи, мясо, рыба – все это я ем как в повседневной жизни, так и при подготовке к гонкам, и во время участия в них.

Хамон тоже употребляете во время соревнований?
Конечно, если он хорошего качества. В частности, «пата негра», сделанный из мяса свиней с черными копытами. Нередко доводится слышать, что свинина вредна для спортсмена, но я считаю: главное – разнообразить рацион, в таком случае можно есть практи­чески все. Во время «Дакара» с нашей командой ездит повар, готовящий для гонщиков. В этот период мы едим много пасты, употребляем специальные витамины и минералы. Это естественно при высочайшей нагрузке, когда ты за рулем с утра до вечера. Но даже в таких условиях я не вижу ничего плохого в том, чтобы съесть вкусный сэндвич.

Много ли занимаетесь общефизической подготовкой?
У меня достаточно спортивные хобби – велоспорт и скалолазание, поэтому удается держать себя в форме без специальных тренировок. На велосипеде проезжаю серьезные расстояния, в том числе в горной местности. Это позволяет как подготовиться к гонкам, так и перезагрузить голову.

Вы побеждали на «Дакаре» в зачете мотоциклов и внедорожников. Что легче?
Все сложно. На мотоцикле ты едешь один и отвечаешь за все, а в автомобиле есть штурман. В этом плане немного легче. Впрочем, сейчас мне комфортнее не столько из-за наличия напарника, сколько из-за опыта, который я накопил к своим 45 годам.

Вы бы хотели, чтобы «Дакар» вернулся в Африку?
Мне очень нравится этот континент, но по причинам геополитического характера проведение ралли-рейда там сейчас невозможно. В Южной Америке мне комфорт­но: там говорят по-испански. Но в плане вызовов, которые Африка бросает гонщику, стартовать там, конечно, интереснее: едешь по пустыне, в совершенно безлюдных местах.

Вы любите путешествия? Какие страны понравились? Где бы хотели погоняться?
Путешествую в меру. Очень понравилась Австралия, там было бы интересно погоняться. Правда, не знаю, есть ли там необходимые условия для проведения ралли-рейдов.

Текст: Дмитрий Маслов / Фото: Monster Energy

Партнеры журнала: