IndyCar — 2017. Главная гонка Нового света глазами корреспондента БС

№6 (113)_2017
Текст: Андрей Супранович / Фото: А. Романов / F1news.ru
День икс мирового автоспорта в 2017 году – 29 мая. Именно в один день в конце весны состоялись сразу две легендарные гонки современности – Гран-при Монако в классе «Формула-1» и «500 миль Индианаполиса». Любители автоспорта, несомненно, не пропустили оба события, и в их глазах «королевские гонки» явно не выдержали конкуренции с захватывающим триллером в штате Индиана. В отличие от скучных полутора часов на Лазурном Берегу, аварии и многочисленные обгоны по другую сторону Атлантического океана сумели держать в напряжении в течение трех часов как 400 тыс. болельщиков, так и корреспондента «Большого спорта».

Настоящий футбольный болельщик должен пробить «золотой выезд». Настоящий пилот, фанат автоспорта или автожурналист мечтают о «тройной короне» – Гран-при Монако, «24 часах Ле-Мана» и Indy 500. Выиграть все три очень сложно – за всю вековую историю это удалось лишь Грэму Хиллу. Посетить все три немного проще – если, конечно, в дело не вмешаются форс-мажорные обстоятельства.

Квест в реальности
Хотите в Монако? Прямой рейс Москва – Ницца, и вы на месте. Хотите 24 часа следить за гонкой в «Ле-Мане»? Рейс до Парижа и короткий переезд на поезде. Чтобы завершить триаду, нужно попотеть. До Индианы путь неблизкий: даже вариантов с одной пересадкой в Лондоне или Нью-Йорке немного. Чаще приходится делать две и проводить в пути более суток. В крайнем случае путешествие за мечтой превращается в 40-часовой кошмар с бесконечными перелетами между городами США.

Если в Европе ваш рейс задержали или отменили, вы получите не только билет на следующий, но и отель, бесплатное питание и внушительную компенсацию. Законы же США не считают необходимым идти навстречу пассажирам, на пути которых встала стихия. Рейс отменен из-за нелетной погоды? Ваши проблемы. В ваш город летает лишь один самолет в день? Готовьтесь ждать следующий двое суток или ищите силы для перелета через другие города. Если же гроза вмешивается в планы тысяч болельщиков, штурмующих кассы в надежде попасть на «500 миль Индианаполиса», то круг вариантов сужается до крайности. Нелетная погода за день до Indy 500 поставила вопрос ребром – или пропустить гонку, или лететь по мудреному маршруту Нью-Йорк – Даллас – Чикаго – Индианаполис. Хотите «тройную корону»? Летим!

К счастью для авиакомпаний, не все из полумиллиона фанатов, удваивающих население Индианаполиса на пару дней, добираются на гонку самолетами. В стране победившего автотуризма большинство выбирают автомобиль или даже «дом на колесах» – чтобы сэкономить на отеле. Огромные хайвеи и парковки справляются с таким наплывом на ура, а авиакомпании вздыхают с облегчением. В итоге все благополучно добираются до места назначения, затаив дыхание и следя за дальнейшими сводками погоды.

День гонки
Атмосферу Indy 500 можно сравнить разве что с «24 часами Ле-Мана». Те же колоссальные пробки на подъезде к треку, те же толпы людей с алкоголем разной степени крепости, тот же дух спорта, смешивающийся с духом свободы и отдыха. Главное различие в том, что в Ле-Мане тысячи людей равномерно располагаются вдоль трассы на траве, тогда как в Индианаполисе почти 400 тыс. вмещаются на трибуны, создавая плотное человеческое кольцо длиной в три мили. Это примерно как пять стадионов «Лужники», слитые воедино. Пожалуй, ничего подобного в мире больше не встретить. А ведь не все болельщики сидят на трибунах – многие расположились внутри овала, где не видно трассу, но можно отдыхать в большой компании под рев моторов.

В отличие от России и Европы, стонущих от угрозы терроризма, в США на вид все спокойно. Никакого досмотра – на трибуны можно протащить все что угодно, влезающее в рюкзак. При этом полиции не видно – за все отвечают стюарды, а чувство безопасности не покидает даже среди толпы, подогретой алкоголем, свободно продаваемым в любой точке трассы. Его, как и разнообразной еды различной степени вредности, так много, что ни в одну палатку не стоит очередь длиннее пяти человек, – и хлеба, и зрелищ, и сувенирной продукции в достатке.

Гонка
В отличие от той же «Формулы‑1» и большинства других гонок, проведение Indy 500 в дождь исключено – и без того опасная для пилотов гонка на мокрой трассе грозит превратиться в убийственную. Поэтому 80-процентный прогноз метеорологов на дожди и грозы приводил в уныние – возможный перенос соревнований на понедельник повлек бы за собой коллапс. Десятки тысяч людей ринулись бы перебронировать билеты, которых, как обычно, на всех бы не хватило, многие уехали бы, так и не застав главного действа. К счастью, мольбы огромного количества людей подействовали лучше реагентов на Параде Победы, и дождь обошел трассу стороной, начавшись лишь спустя пару часов после финиша.

Несмотря на сухой асфальт, события на трассе разворачивались так, будто дождь случился. Столь любимые местной публикой аварии происходили одна за одной – водитель пейскара провел на трассе чуть ли не половину гонки, а каждый рестарт таил в себе опасность и новые контакты. Первая авария стала самой эффектной – после контакта болид Скотта Диксона взмыл в воздух, протаранил стену и пробил защитное ограждение. К удивлению многих, пилот не получил никаких повреждений. Гонка была прервана на 20 минут, а после рестарта лидерство захватил Фернандо Алонсо.

Двукратный чемпион мира впервые приехал в Индианаполис, причем для участия в гонке ему пришлось отпроситься у руководителей McLaren и передать свое место на Гран-при Монако Дженсону Баттону. Чуть позже из борьбы выбыл Михаил Алешин – после контакта с соперником он получил повреждение задней части болида, которое нарушило аэродинамику. Скорость россиянина резко упала, и он прекратил борьбу за высокие места, сосредоточившись на обороне. В итоге ему удалось финишировать, причем на том же 13-м месте, добытом в квалификации. До столкновения пилот программы SMP Racing показывал неплохую скорость и вполне мог бы добраться до пятерки сильнейших.

Алонсо же в итоге не финишировал – за 20 кругов до финиша у испанца взорвался мотор. К тому моменту Фернандо показывал самую высокую скорость и убедил всех, что способен ехать умопомрачительно быстро даже в непривычных условиях. Но двигатель на его машине работал на пределе и в итоге не выдержал. Алонсо сошел по знакомой ему причине – отказ мотора Honda. Одна из главных причин невзрачных выступлений в последние годы и здесь настигла испанца.

К тому времени первое место сенсационно захватил экс-пилот «Маруси» Макс Чилтон. Англичанину удалось сохранять лидерство чуть ли не до конца гонки, но в итоге он уступил блестящему Такуми Сато. Японец совершил несколько восхитительных обгонов в самом конце и заслуженно победил, принеся и себе, и Японии первую в истории победу на Indy 500. Что до Алонсо, то он своим выступлением увеличил фанатскую армию чуть ли не вдвое – США, не жалующие «Формулу‑1», сумели оценить темп и страсть заезжего мастера. Журналисты и болельщики надеются, что он вернется в следующем, 102-м Indy 500.