Будет рост. Основатель и владелец «Рейтинга букмекеров» – о новых вызовах, законодательных препонах и трендах отечественной индустрии ставок

№3(151)_2022
Текст: Дмитрий Маслов
Паруйр Шахбазян был когда-то профессиональным игроком на ставках, а в 2011 году создал портал «Рейтинг Букмекеров» (второе название – «РБ Спорт»). Сегодня это, пожалуй, главный отечественный источник информации и аналитики по индустрию ставок, причем выходящий на семи языках. Конечно, букмекерские компании не всегда соглашаются с оценками экспертов и журналистов портала, но всегда рады читать про себя информацию и получать премию в 2019 году. В интервью журналу «Большой спорт» Паруйр Шахбазян анализирует состояние российского букмекерского рынка.

Досье / Паруйр Шахбазян

  • Родился 15 ноября 1978 года в Ереване
  • Окончил факультет востоковедения Ереванского государственного университета
  • В 2015 году поступил на программу MBA в Сколково
  • С 2012 года по настоящее время – основатель компании «Рейтинг Букмекеров» и одноименного сайта о букмекерстве, который стал первым подобный проектом в Рунете

В 2022 году российский профессиональный спорт значительно изменился, в результате санкций почти отделившись от мирового. Как это сказалось на ставках?

В целом это замедлило темпы роста. 2022 год знаменовался возможным участием сборной России на чемпионате мира по футболу, футбольной евровесной, первенством по хоккею и прочими соревнованиями, которые совершенно точно привлекли бы нецелевую аудиторию букмекерских компаний. Рынок ожидал существенного роста. По факту он все же есть, хоть и не такой взрывной: за январь – сентябрь объем депозитов у российских букмекеров составил около 640 млрд рублей, тогда как за весь 2021-й – чуть больше 700 млрд.

Стали ли российские игроки чаще ставить на внутрироссийские или непрофессиональные соревнования? Упал ли интерес к международным событиям из-за неучастия в них российских спортсменов?

Нет, интерес не падал. Есть довольно широкая аудитория людей, которая ставит на крупные спортивные соревнования вне зависимости от участия россиян. Другое дело: матч с участием сборной России по футболу всегда привлечет больше ставок от россиян, чем без него.

Как в целом чувствует себя российский букмекерский рынок? Насколько он изменился по сравнению с 2021 годом по объему ставок, ключевым игрокам, количеству активных компаний на рынке?

В четвертом квартале 2021-го букмекерский рынок начал работать по новым правилам, запустился «Единый регулятор азартных игр». К концу года на рынке функционировали 20 компаний, одна ушла из-за изменения букмекерского законодательства.

В начале 2022-го параллельно с известными событиями рынок немного перетряхнуло. Сразу две компании сменили владельцев, и сейчас работают 15 компаний. В целом российский букмекерский рынок можно назвать стабильным: ни один по-настоящему крупный игрок едва ли уйдет.

Некоторые зарубежные компании, занимающиеся обработкой и предоставлением спортивной статистики, больше не работают с клиентами из России. Это как-то сказалось на спектре услуг, предоставляемых отечественными букмекерами? Как в целом санкции сказались на букмекерах в техническом плане?

На самом деле букмекерский бизнес это коснулось в меньшей степени. Единственный крупный поставщик данных, ушедший из России, – швейцарская компания Sportradar, гендиректор которой до весны 2022 года был совладельцем БК «Лига Ставок».

Есть другие крупные поставщики данных, которые расквартированы в странах СНГ. Вдобавок ничто не мешает им брать данные у того же Sportradar и ретранслировать их.

Портал «Рейтинг букмекеров» имеет семь языковых версий. Есть ли у пользователей русскоязычной какие-либо специфические интересы и пристрастия или люди, увлекающиеся спортом и ставками, в целом похожи?

Наша международная аудитория растет, но пока ее мало в сравнении с российской. Поэтому судить о различиях на собственных данных пока рано. Но мы знаем, например, что игроки в Африке существенно больше ставят на экспрессы с высокими коэффициентами. Ну и понятно, болгарам российский футбол не то чтобы очень интересен. А португальцев КХЛ интересует в меньшей степени, чем россиян и белорусов.

Возможности оплачивать услуги иностранных компаний, равно как и получать от них деньги, значительно снизились. Сказалось ли это на интересе россиян к онлайн-ставкам в офшорных букмекерских конторах? Клиенты переходят к легальным игрокам или ищут новые способы пользоваться привычными сервисами?

Расчеты действительно усложнились. В прошлом году ЦБ начал блокировать платежи в адрес нелегальных букмекеров и казино. Позже зарубежные компании перестали принимать к оплате российские банковские карты. Фактически единственным доступным методом осталась криптовалюта.

Но должен заметить, что последние несколько лет российский беттинговый рынок держит существенный курс на «обеление»: если в 2019 году доля нелегального рынка оценивалась в 35%, то по итогам 2021-го – уже 21%.

В условиях нестабильности люди нередко пытаются улучшить свое материальное положение с помощью ставок, лотерей… Замечаете ли вы тенденцию появления значительного числа новичков среди тех, кто делает ставки на спорт? Как в целом меняется уровень игроков?

Да, новые игроки появляются постоянно. Но это связано в первую очередь не с ухудшением материального положения, а с низкой базой букмекерского рынка. Фактически он вступил в фазу своего активного развитие в 2017–2018 годах. И рост был зафиксирован даже в пандемию, когда глобальный спорт фактически остановился. Портрет игрока за этот период сменился слабо – мужчины в возрасте от 25 до 44 лет.

В футбольной премьер-лиге появился клуб, переименованный по спонсорскому соглашению с букмекером, – «Пари Нижний Новгород». Сможет ли компания тем или иным способом окупить эти вложения? Как вы в целом оцениваете перспективу букмекерского нейминга клубов сильнейших дивизионов чемпионатов России по игровым видам спорта?

Нейминг клуба – это реклама. Такая же, как и название любого другого турнира, – «Фонбет Кубок России», «Мелбет ФНЛ». Это дает букмекерам возможность размещать рекламу без каких-либо ограничений. Вспомните, как часто вы едете по Москве и видите билборды с Кубком России!

Переименование клуба дает возможности, но стоит очень дорого. За эти лакомые куски идет борьба. При этом нам доподлинно известно, что «Пари», спонсор нижегородского клуба, не заинтересован в расширении букмекерского нейминга на остальные клубы РПЛ.

Какого рода спонсорские и маркетинговые активности наиболее эффективны для букмекеров? Какие подобные проекты российских букмекеров в 2022 году считаете наиболее успешными?

Букмекерская реклама бывает двух видов – направленная на конверсию (в основном заключается в бонусах и фрибетах для клиентов) и на узнаваемость (старая добрая традиционная реклама). Эти две модели преследуют разные цели. Говорить о том, что в этом году является наиболее успешным кейсом рекламы, направленной на узнаваемость, тяжело. Букмекерский рынок уже давно понял, что нужно быть ярким, запоминающимся. И каждый делает это в своем понимании.

Но могу рассказать о двух существенных тенденциях рынка. Во-первых, некоторые букмекеры («Фонбет» и Winline) запускают свои собственные шоу о спорте. Во-вторых, операторы начинают вкладываться в медийный спорт, к которому можно отнести как поп-MMA, так и медиафутбол. Самое занимательное в этом: операторы не принимают ставки на такие соревнования; они нужны им именно в рекламных целях.

Как вы оцениваете российское законодательство с точки зрения удобства для букмекерского бизнеса? Каких правовых норм не хватает? Какие ограничения считаете излишними?

Есть три основных законодательных препона, которые точно мешают развитию букмекерского рынка. Во-первых, налоги. Причем те, которые взимаются не с букмекеров, а с игроков. Сейчас налог составляет 13% с выигрышей, и букмекер выступает налоговым агентом при выплате в размере 15 тысяч рублей и более. Минфин разработал проект закона (еще не вступил в силу), согласно которому налоговым агентом по всем выигрышам выступает букмекер. Игроку это, конечно, было бы удобнее, но вот только если он захочет вывести себе 10 тысяч рублей, то сможет только 8,7 тыс. Участники рынка предлагают облагать налогом разницу с проигрышей-выигрышей, как это уже есть в легальных казино. Но я думаю, что налоги можно было бы вообще отменить: уверен, сумма не такая существенная, но необходимость уплаты налогов и контактов с властями все же заставляет потенциальных клиентов думать в сторону нелегальных букмекеров.

Во-вторых, реклама. Из-за ограничений букмекеры не могут спонсировать индивидуальных спортсменов, то есть рекламный инвентарь для легального беттинга минимальный.

В-третьих, тотализаторы. Этот подвид беттинга был бы очень востребован среди тех, кто делает ставки на спорт. Однако пару лет назад в России запретили тотализаторам принимать ставки на что-либо помимо скачек, а также совмещать лицензии букмекера и тотализатора одним оператором. В итоге в России нет ни одного онлайн-тотализатора.

Что ждет отечественный букмекерский рынок в 2023 году? Какие основные тренды вы видите?

Объем рынка в следующем году увеличится на 20–30% в денежном выражении. Тому есть целый ряд причин.

Во-первых, этой зимой нас ждет чемпионат мира по футболу. Такие крупные турниры всегда привлекают новых игроков в букмекерские компании. Часть из них перестанет играть после мундиаля, но многие останутся клиентами БК. Во-вторых, в России до сих пор сохраняется эффект низкой базы в отрасли. И это с нами еще лет на пять–семь. В-третьих, все большее значение получают коммерческие и непрофессиональные турниры. Я считаю, что на них в обозримом будущем начнут принимать ставки. В-четвертых, киберспорт продолжает развиваться и объем ставок на него тоже растет. В-пятых, быстрые игры также набирают популярность.