Визитная карточка России.

№2(154)_2023
Текст: Борис Ходоровский
В 1934 году художественная гимнастика была официально признана спортом. Уже в XXI веке 80-летие одного из самых красивых видов отпраздновали на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Место для празднования юбилея было выбрано не случайно.

Из почти четырех десятков олимпийских видов спорта только один родился в нашей стране.

Олимпийская чемпионка Рио-2016 Маргарита Мамун по прозвищу Бенгальская Тигрица в фотосъемке для нашего журнала © Платон Шиликов/Большой Спорт

Балерины прославленного театра стояли у истоков художественной гимнастики. Они помогали преподавателям Высшей школы художественного движения, открытой на базе Института физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. В ВШХД соединили несколько появившихся в начале ХХ века направлений: эстетическую гимнастику Франсуа Дельсарта, ритмическую гимнастику Эмиля-Жака Далькроза, танцевальную гимнастику Жоржа Демини и свободный танец Айседоры Дункан.

Место рождения – улица Декабристов

Танцовщицы Кировского театра, включая прим, внесли огромный вклад в развитие и становление худо­жественной гимнастики. Многие из них забегали в тренировочный зал после окончания репетиций. Благо театр и институт находятся на одной улице. Вслед за Ленинградом появились секции в Москве, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону. В апреле 1941 года состоялся первый чемпионат Ленинграда, а летом планировалось провести чемпионат СССР. Из-за войны он состоялся только через семь лет.

Художественная гимнастика быстро завоевала популярность в Советском Союзе, а наши сильнейшие «художницы» покоряли зрителей в дружественных социалистических странах. В 1960-е, когда прошли первые чемпионаты Европы и мира, на гимнастическом ковре доминировали спортсменки из СССР и Болгарии. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. В 1967 году в Копенгагене на чемпионате мира впервые были разыграны медали в групповых упражнениях. Золото завоевали советские гимнастки.

По иронии именно на той Олимпиаде, где художественная гимнастика, рожденная в СССР, дебютировала, советских спортсменок не было: Играм-1984 в Лос-Анджелесе был объявлен бойкот. И первой олимпийской чемпионкой в истории стала довольно посредственная канадская спортсменка

Скомканный олимпийский дебют

Дебют художественной гимнастики на Олимпиадах пришелся на Лос-Анджелес-1984. Худший вариант придумать было просто невозможно. По решению ЦК КПСС советские спортсмены бойкотировали эти Игры в качестве зеркального ответа на западный бойкот Москвы-1980. Не послали свои команды в Лос-Анджелес и другие социалистические страны, которые доминировали в начале 1980-х в художественной гимнастике.

Первой олимпийской чемпионкой оказалась канадка Лори Фанг. В ту пору 21-летняя гимнастка из Ванкувера в лучшем случае на чемпионатах мира могла рассчитывать на место в конце первой десятки. Советские партийные функционеры сделали ей поистине роскошный подарок. Ни до, ни после Лос-Анджелеса Фанг даже близко к пьедесталу на крупнейших международных соревнованиях подобраться не могла.

Лучшие гимнастки-«художницы», которым по праву должны были достаться медали Олимпиады-1984, вынуждены были довольствоваться участием в «Дружбе-1984». Победительницей тех соревнований стала болгарка Диляна Георгиева, а серебро разделили еще одна болгарская гимнастка Анелия Раленкова и советская «художница» Даля Куткайте. В 1980-е во многих республиках СССР вырастали спортсменки, которые претендовали на золото на чемпионатах мира и Европы.

Абсолютная чемпионка Европы Даля Куткайте, которая только по политическим причинам не смогла стать еще и первой олимпийской чемпионкой в истории © Немрут Багдасарян, Вячеслав Ун Да-Син / ТАСС

В Сеуле, через четыре года после олимпийского дебюта художественной гимнастики, награды оспаривали уже сильнейшие. Чемпионкой стала Марина Лобач, которую называли поэтессой на ковре. Будущая олимпийская чемпионка выросла в семье, далекой от спорта: отец – столяр, мама – кондитер. В маленьком белорусском городке Смолевичи будущую олимпийскую чемпионку отыскала тренер Ирина Лепарская. Она не хотела уезжать по распределению после окончания института физкультуры в райцентр, где в спортшколе вместо гимнастических ковров были настелены борцовские маты.

Однажды Лепарская увидела семилетнюю девчонку, которая прыгала на скакалочке, и позвала ее тренироваться в секцию. Просто потому, что там был недобор учениц. Так начиналась карьера олимпийской чемпионки Сеула. Первые булавы для выступлений ей выточил отец, а костюм перешила из купальника для прыжков в воду мама. В 11 лет Марина переехала в Минск, где жила в интернате, и всего за семь лет проделала путь к высшей ступеньке олимпийского пьедестала. В Сеуле ее основные конкурентки Александра Тимошенко, а также болгарки Адриана Дунавска и Бьянка Панова допустили ошибки в упражнении с булавами. Лобач, помнившая о подарке отца, всегда называла этот снаряд любимым и промахнуться просто не могла.

Первая советская олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Марина Лобач. Она взяла золото в Сеуле-1988 © Юрий Простяков / РИА Новости

После распада Союза на двух Олимпиадах подряд побеждали украинские гимнастки. В 1992 году чемпионкой в составе Объединенной команды стала Тимошенко, а в Атланте – Екатерина Серебрянская. Начиная с Олимпиады в Сиднее, золото и в индивидуальных, и в командных соревнованиях выигрывали только ученицы Ирины Винер.

Императрица выходит на сцену

Мастером спорта по художественной гимнастике Винер стала в Ташкенте. Она выросла в интеллигентной семье: отец – заслуженный художник Узбекистана, мама – врач. Родители хотели, чтобы Ирина поступила в медицинский институт, но к моменту окончания школы она уже отдала свое сердце художественной гимнастике. Трижды Винер становилась чемпионкой Узбекистана. В спортивном зале познакомилась с будущим мужем, который занимался фехтованием.

Ирина Винер возглавляет Всероссийскую федерацию художественной гимнастики с 2008 года. © Олег Наумов

Тренировать Винер начала сразу же после окончания института и в 1972 году возглавила сборную Узбекистана. В Ташкенте Винер вырастила пятикратную чемпионку СССР Венеру Зарипову и чемпионку мира в групповых упражнениях Марину Николаеву. После их успехов о молодом тогда тренере заговорили во всем мире. Параллельно со своими воспитанницами в начале 1990-х Винер работала со сборной Великобритании.

После распада Союза она приняла решение перебраться в Москву. Вместе с тренером уехали и лучшие ученицы – Яна Батыршина, Амина Зарипова и Алина Кабаева. На Олимпиаде в Атланте Батыршина стала серебряным призером, Зарипова выиграла три золотые медали на чемпионатах мира в упражнениях с отдельными предметами, но лицом российской художественной гимнас­тики на долгие годы стала Кабаева. Ее считают любимицей главного тренера сборной, хотя сама Винер всякий раз подчеркивает: «Для меня гимнастки – это доченьки. Как можно выделять из них кого-то?»

«В Новогорске, где мы тренируемся, своего рода поднебесный рай. Здесь чисто, светло и все мысли только о работе. Гимнастка должна любить себя, не делать лишней работы, чтобы не получить травму. И обязана уметь не идти на поводу у настроения и эмоций». Ирина Винер, в интервью журналу «Большой спорт»

Олимпийская чемпионка Афин-2004 Алина Кабаева

Драма и триумф Алины Кабаевой

Сегодня сложно поверить в то, что родители Кабаевой видели ее… фигуристкой. Марат Кабаев, будущая звезда футбольного «Пахтакора», познакомился с женой Любовью, лидером молодежной сборной Узбекистана по бас­кетболу, еще в спортивном интернате. Родители с обеих сторон их брак не одобрили, но молодые люди проявили характер. Дочка в семье Кабаевых не могла вырасти, не переняв у родителей чемпионский напор.

Правда, путь к олимпийскому пьедесталу был долог и тернист. Когда юную Алину привезли на базу сборной России к Винер, тренер ужаснулась: как работать со спортсменкой, которой нужно было избавиться от лишнего веса! Для многих «художниц» это проблема, но для Кабаевой это стало настоящим испытанием. Тренер посадила Алину на жесточайшую диету. Иногда ее дневной рацион состоял только из минеральной воды. Выдержать подобное могут только спорт­сменки с чемпионским характером.

Тяготы и лишения тренировочных сборов того стоили. В 1999 году в Осаке Кабаева стала чемпионкой мира и на Олимпиаду в Сиднее прилетела в ранге безоговорочного фаворита. Только случилось то, чего никто не ожидал. В упражнении с обручем она допустила ошибку, которая стоила ей золота. Чемпионкой стала Юлия Барсукова, считавшаяся вторым номером сборной. Как потом признавалась Алина, перед началом упражнения она не поговорила с обручем, и тот ей жестоко отомстил. С тех пор диалог с предметом для Кабаевой стал обязательной частью подготовки к выходу на помост.

Тогдашний президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов рассказывал, что самым трудным для него в Сиднее были беседы с Александром Карелиным и Алиной Кабаевой, которые вместо ожидаемого золота довольствовались серебром. Трехкратный олимпийский чемпион по борьбе так и не удостоился титула четырехкратного, проиграв финальную схватку американцу Ралону Гарднеру. Только Карелин изначально заявлял, что завершит карьеру после Сиднея, а Кабаевой было всего 17. Правда, по меркам художественной гимнастики это уже предпенсионный возраст. Выиграй Алина золотую медаль, вряд ли продолжила бы спортивную карьеру.

«На Олимпиаде в Афинах перед стартом многоборья произошел случай. Я всегда говорила Ирине Александровне: “Не надо на меня кричать”. Она перед стартом разнервничалась, повысила голос. А потом в какой-то момент подошла и обняла со словами: “Я тебя так люблю! Прошу, выступи ради меня так, как умеешь”. И тогда я уже была готова свернуть горы» Алина Кабаева в интервью журналу «Большой спорт»

Винер пришлось приложить немало усилий, чтобы уговорить свою подопечную пройти еще один олимпийский цикл. На Играх в Афинах Кабаева завоевала золото, а Ирина Чащина – серебро. Никто бы не удивился, увидев на высшей ступени пьедестала почета Ирину, но Алина – уникальная гимнастка. Она не выступала на помосте, а жила на нем. Глядя на Кабаеву, все понимали: художественная гимнастика – это искусство, ставшее спортом.

Клуб знаменитых чемпионок

В школу Ирины Винер в Подмосковье попадают лучшие гимнастки со всей России. Будущая двукратная олимпийская чемпионка Евгения Канаева начинала в Омске. Ее мама – мастер спорта по художественной гимнастике, но в шесть лет в секцию Женю привела бабушка. Уже в юном возрасте тренеры изумлялись работоспособности Канаевой. Все девчушки уходили из зала домой, а Женя оставалась и тренировалась самостоятельно. Бабушка ждала внучку в холодном темном коридоре.

Стоит ли удивляться, что юное дарование из Сибири пригласили на просмотр в юниорскую сборную России, с которой работала Амина Зарипова! И сразу же на Канаеву обратила внимание главный тренер национальной команды. Конкуренция в сборной России всегда была высочайшей, а в преддверии Олимпиады в Пекине – особенно. На чемпионатах мира и Европы золото делили между собой Ольга Капранова и Вера Сесина. И тут появилась Канаева!

Ее программы в олимпийском сезоне были блистательны: высочайшая сложность, прекрасное музыкальное сопровождение и постановки, раскрывающие индивидуальность. Стоит ли удивляться, что Евгения попала в состав команды, выступившей в Пекине. Результаты олимпийских соревнований подтвердили, что выбор был правильным. Капранова не выдержала психологической нагрузки, уступила белоруске Инне Жуковой и украинке Анне Бессоновой, а Канаева поднялась на верхнюю ступеньку пьедестала.

Евгения Канаева – наша самая титулованная «художница». 17-кратная чемпионка мира и единственная в истории этого вида спорта двукратная обладательница олимпийского золота в личном многоборье

Как не раз подчеркивала сама Евгения, ей повезло. Олимпийский сезон, завершившийся триумфом в Пекине, был для нее фактически первым взрослым. Сохранились и мотивация, и кураж, и желание выйти на новый уровень. Даже диеты не пугали. Канаева два раза подряд выигрывала по шесть золотых медалей на чемпионатах мира, став первой в истории гимнасткой, победившей во всех упражнениях. Свою блистательную карьеру Канаева увенчала второй олимпийской победой в Лондоне.

Сегодня в родном Омске Евгения Канаева организовывает свой международный турнир – Evgeniya Cup © Bauken77 / CC BY-SA

Она единственная гимнастка, которая дважды брала золото Игр в индивидуальной программе. В групповых упражнениях это достижение покорилось Наталье Лавровой, увы, в 25 лет погибшей в автокатастрофе, Елене Посевиной, которая сейчас тренирует в родном Нижнем Новгороде. После замужества она сменила фамилию на Блажевич, и первые ее воспитанницы уже стучатся в двери сборной. В Рио-де-Жанейро-2016 двукратной олимпийской чемпионкой стала Анастасия Близнюк. Дочь известного украинского футболиста и тренера предпочла выступать за Россию.

На высшую ступеньку пьедестала взошла в Рио и Маргарита Мамун по прозвищу Бенгальская Тигрица. На помосте она смотрелась очень эффектно. Даже трудно поверить, что Маргариту всерьез приглашали выступать за сборную Бангладеш, откуда родом ее отец. Впрочем, окончив российский вуз, он предпочел остаться в Москве. В отличие от предыдущих Олимпиад, где в российской команде было четкое разделение на лидера и дублера, в Рио с равной долей вероятности могли выиграть и Мамун, и Яна Кудрявцева. Самое удивительное, что девушки жили в олимпийской деревне в одном номере и поддерживали друг друга.

Художественная гимнастика – исключительно женский и самый женственный вид. Однако в Японии сейчас набирает силу мужская версия. В ее основе – не балет, а национальная борьба. Спортсмены демонстрируют на помосте не грациозность, а воинственность и атлетизм

На смену Кудрявцевой и Мамун пришли Арина и Дина Аверины. Все ждали, что на Играх в Токио именно они займут две верхние ступени пьедестала почета. Только в ­столице Японии рядом с помостом, на котором выступали ее «доченьки», не было Винер-Усмановой. Впрочем, четыре года назад в Рио она тоже отсутствовала, что не помешало Мамун и Кудрявцевой занять два первых места. Но в этот раз без нее не получилось. И на Олимпиаде-2020 чемпионкой стала израильтянка Линой Ашрам.

В ее подготовку внесли громадную лепту тренеры, приехавшие из бывшего СССР. Собственно, они и создали израильскую школу художественной гимнастики. Коренная израильтянка Ашрам даже выучила русский язык, чтобы лучше понимать своих наставников, когда те общались между собой на более привычном им языке. Свой вклад в победу Линой внесла и Винер-Усманова. Она часто прилетала в Израиль для проведения мастер-классов, но куда важнее другое обстоятельство.

Лента, пожалуй, самый изящный предмет в художественной гимнастике. Своим появлением в арсенале гимнасток она обязана балету. Впервые танец с лентой был использован в балете Рейнгольда Глиэра «Красный мак» в 1927 году © Юрий Коныжев

В 2017 году были приняты новые правила, одним из разработчиков которых стала президент Всероссийской федерации художественной гимнастики и главный тренер сборной России. Если раньше в художественной гимнастике более всего ценились грация и изящество, то по новым правилам упор сделали на сложность исполнения отдельных элементов. Даже потеря предмета, которая помешала Кабаевой стать чемпионкой в Сиднее, теперь некритична. Вот и поставили израильские тренеры лидеру своей команды программы, заточенные на сложность исполнения. И даже упавшая лента в последнем упражнении не помешала Ашрам стать олимпийской чемпионкой.

В Токио-2020 впервые в XXI веке российские художницы остались без золота. В этом виде спорта явно настало время перемен, и гегемония одной сборной закончилась. Для развития дисциплины это хорошо, а пока россиянки, отстраненные от международных стартов, усложняют себе программу

В Токио и в групповых упражнениях россиянки впервые за долгие годы уступили олимпийское золото болгаркам. Так и не сумела установить уникальное достижение и взять третий олимпийской титул капитан российской сборной Близнюк. Выплеснув все свое негодование по поводу судейства, императрица художественной гимнастики Винер в условиях отстранения наших спортсменок от международных соревнований максимально усложнила программы нашим ведущим гимнасткам. Правила всероссийских соревнований сделали даже жестче, чем международные. Повторить сегодня то, на что способны Лала Крамаренко и Мария Борисова, не под силу никому из зарубежных соперниц. Не сказали своего последнего слова и сестры Аверины. Так что в художественной гимнастике, своем родном виде спорта, Россия по-прежнему, по сути, непобедима.

Слева направо: Арина Аверина, Дина Аверина и Александра Солдатова на «Гран-при Москва – 2019» © Юрий Коныжев