Марк Шульжицкий – о пользе киберспорта, гонках в Ле-Мане и своем необычном прозвище

Большой спорт №12 (88)
Текст: Алексей Немов / Фото: Евгений Пахоль
Простой парень из Владивостока Марк Шульжицкий, как и многие его сверстники, с детства грезил автогонками, но никак не мог попасть в заветный мир высоких скоростей: не позволяли финансы. В 24 года его жизнь круто изменилась – благодаря увлечению виртуальными гонками Марк стал чемпионом проекта Nissan GT Academy. Нестандартный путь Шульжицкого в профессиональный спорт заинтересовал главного редактора «Большого спорта» Алексея Немова, и четырехкратный олимпийский чемпион решил встретиться со спортсменом-геймером, чтобы расспросить, как в борьбе за мечту Марк опередил 30 тысяч человек, о сложностях новой профессии и целях на будущее.

Досье

- Родился 11 июля 1989 года во Владивостоке
- Пилот Nismo
- Участник «24 часов Ле-Мана 2014»
- Выступал за команды: OAK Racing, Greaves Motor­sport и Nissan GT Academy Team
- Победитель Nissan GT Academy

https://www.facebook.com/shootstokill
https://twitter.com/shootstokill
http://instagram.com/shootstokill

Давайте начнем с самого начала: расскажите о своем детстве. Что привело вас в мир гонок? Почему вы не выбрали футбол, хоккей или мой вид – спортивную гимнастику?
История очень проста. Я родился в семье любителей автомобилей и всегда находился возле машин. Мой дед коллекционировал отечественные ретро­автомобили – «Волги», «Москвичи», «Победы». Сейчас у него свой музей. Отец – фанат автоспорта, мы с ним смотрели трансляции по телевизору, ходили на соревнования. И как только появилась возможность, он сразу же подарил мне самый настоящий карт. На новый не хватало средств, так что папа собрал его своими руками, поставив 50‑кубовый мотор от мотоцикла Honda на раму КамАЗа. Я год учился им управлять, затем начал выступать на соревнованиях во Владивостоке.
 
Как долго вы гонялись в картинге?
Все детство и юность, но дальше расти было некуда. В Приморском крае всего одна трасса, один чемпионат, а на всероссийские соревнования я не выезжал, так как не было денег – ведь это совсем недешево. Меня это ужасно угнетало. После того как поступил в университет, автоспорт отошел на второй план – нужно было задумываться о будущем. Но все же я старался не забрасывать увлечение. Приобрел автомобиль, пытался тренироваться и на нем.
 
А игра на PlayStation как вписывалась в ваш студенческий график?
Я с детства много играл в автомобильные симуляторы, и не только на PS, но и на компьютере. Среди них было немало удачных и реалистичных, вроде серии Gran Prix, Gran Turismo. Следил и за онлайн-турнирами, где можно было выиграть различные призы. Да и о проекте GT Academy узнал задолго до того, как она пришла в Россию. Понимал, что это очень конкурентное соревнование, ведь у каждого есть приставка и руль, но все равно хотелось попробовать.
 
В итоге, когда GT Academy открыла набор в России, вы прошли онлайн-отбор. Долго тренировались?
Я не был злостным геймером и никогда не думал, что смогу так здорово выступить. Видимо, так сошлись звезды, да и машина и трасса подходили моему стилю. Без везения также не обошлось. Скорее всего, на другой трассе или машине я бы проиграл, но этого уже никто не узнает. В нужный момент я сделал все, что мог, и теперь я пилот Nismo.
 
Какой из этапов показался вам самым сложным?
На первом этапе мы четыре недели играли онлайн. По итогам соревнований отбирались 25 человек на национальный финал, который проходил в Москве во время Moscow City Racing. Напряжение зашкаливало, ведь уже было недостаточно показать таланты в игре на приставке. Учитывались и умение управлять реальным автомобилем, и физическая подготовка, и моральная устойчивость. 12 человек из 25 в итоге получили право поехать в Сильверстоун, где и определился победитель. Вот неделя в Англии и оказалась самой сложной. Каждый день из пула исключали одного-двух человек, и под этим прессом надо было работать, избегая глупых ошибок. А их легко сделать, ведь ни у кого из дюжины не имелось опыта езды по настоящей гоночной трассе. Хорошо, что я справился.
 
Знание Сильверстоуна по виртуальным битвам помогало?
Очень. В Gran Turismo 6 все трассы воссозданы идеально, я до сих пор пользуюсь этой игрой, чтобы выучить новый трек. Разработчики учитывают все нюансы, и игра действительно помогает потом, на трассе. Разве что перепады высот в реальной жизни ощущаются куда сильнее, их сложно передать.
 
Многие родители и педагоги считают, что киберспорт, давший вам дорогу в автоспорт, – это зло. Ваш пример – отличный ответ тем, кто осуждает видео­игры, или все же это скорее исключение из правил?
Я не считаю, что игры – это зло. Конечно, во всем должна быть мера, нельзя бросать учебу или работу и играть целыми днями. Это глупо. Игра дает возможность научиться чему-то новому. А также снимает стресс, расслабляет и развлекает. А теперь игры еще и часть моей подготовки. Да и не только моей – летчики тоже готовятся на симуляторах, не так ли?
 
В рядах гонщиков нет зависти к вам и другим выпускникам академии? Ведь многие из них с детства тратили большие деньги, а вы пришли на все готовое, победив в виртуальном мире.
Конечно, сколько людей, столько и мнений. Кто-то говорит, что академия – хорошая идея, кто-то рассуждает, что очень уж опасно сажать нас за руль реальных спорткаров. Но GT Academy своим существованием, а ее пилоты – своими результатами доказывают, что недоброжелатели не правы. Горжусь, что я часть этого проекта.
 
Nissan проводила отборы в GT Academy по всему миру, но далеко не все победители стали автогонщиками. Что им помешало?
Вы должны понимать, что победа на проекте не означает, что ты сразу становишься профессиональным автогонщиком. Это лишь первый шаг на длинном пути к успеху. У каждого победителя – своя история. Кто-то отказывался от главного приза из-за того, что не мог долго оставаться вдали от семьи. У меня таких проблем, к счастью, не возникло, ничего в России меня не держало. Также важно, как быстро ты обучаешься и прогрессируешь, готов ли слушать то, что тебе говорят.
 
Какие у вас отношения с другими победителями академии? Знакомы ли с чемпионом‑2014 мексиканцем Рикардо Санчесом?
Да, конечно, мы все общаемся, даже с теми, кто уже вышел из программы. Что касается Санчеса, то пока о нем мало что можно сказать. Он молодец, борется, старается, но первое серьезное испытание его ждет в Дубае в январе.
 
Что скажете о Станиславе Аксенове, который стал вторым чемпионом академии от России?
Будем следить и за Стасом. Даже если ему не удастся связать свое будущее с Nissan, он точно продолжит заниматься автоспортом. Думаю, все у Аксенова получится.
 
Слышал, что во время отборов вы уже выступали в роли эксперта.
Да, я приезжал в Сочи на один из этапов. Старался подсказывать и помогать ребятам, ведь я уже прошел этот путь и знаю все подводные камни. Надеюсь, им было проще, оттого что я рядом. Это новый опыт, приятно осознавать, что можешь помочь, интересно было и проводить с ними время. Многие удивляли – и скоростью, и желанием, и способностями.
 
Профессиональная карьера для вас начиналась с машин GT, затем вы пересели на спортпрототипы категории LMP2. Где чувствуете себя комфортнее?
Как только я первый раз сел за руль прототипа, то сразу понял – это мое. Разница огромная – и в скорости, и в управляемости, и в тормозах. Машина ощущается совсем иначе, а спортпрототип более стабилен и предсказуем. GT – это серийный, «ватный» автомобиль. LMP2 – другое дело, произведение искусства мощностью 500 лошадиных сил. А звук у нашего двигателя Nissan какой!
 
В классе LMP2 вы дебютировали в легендарном суточном марафоне «24 часа Ле-Мана». Довольны собой?
У нас были скорость, отличная машина, и результат в целом получился неплохой. Могли и выиграть, но для первой гонки на автомобиле – это уже успех. Вообще, Ле-Ман для каждого гонщика – что-то особенное. Хотел бы бывать там чаще. Да и сама трасса – моя любимая. Хотя бы потому, что в остальное время года это не трек, а простые дороги общего пользования.
 
Я слышал, что вы мечтаете погонять на трассе Suzuka, но еще ни разу не были в Японии. Довольно странно для жителя Владивостока…
Да, и для гонщика японской команды. Но так складываются обстоятельства. Надеюсь, в ближайшем будущем все же смогу оказаться на Suzuka. Это один из лучших автодромов в мире, очень сложный, требует от пилота великолепной техники.
 
Поговорим про ELMS. Какие впечатления от этой серии?
Я выступал за Greaves Motorsport, причем мы начали сезон с третьего этапа. Вливались по ходу, догоняли тех, кто уже попал в ритм. Были свои трудности, но, считаю, мы их преодолели. Мне было интересно, Greaves – веселая команда, с ними круто проводить время вместе, а не только гоняться. Вообще, ELMS в этом году был чрезвычайно конкурентным. Борьба получилась очень плотной, пилоты все топ-уровня, приходилось выкладываться по максимуму.
 
Легко ли перестраиваетесь между GT и LMP2?
В этом году я выступал в обоих классах. Было очень сложно. В Спа я стартовал на GT-R через неделю после гонок на прототипах и долго не мог понять, что это за машина – не разгоняется, не тормозит. Конечно, после пары кругов прикатываешься, но все равно не просто. Да и сама гонка «24 часа Спа» не из легких, там много аварий, обгонов и опережений. К сожалению, в самом начале заезда у нас произошел контакт с другим автомобилем, что испортило дальнейшее выступление.
 
Много времени уходит на подготовку? Тренируетесь каждый день?
В связи с тяжелой экономической ситуа­цией в автоспорте тестов становится все меньше и меньше. Основные наши тренировки проходят на симуляторах – так мы изучаем трассы, моделируем ситуации. Правда, мне очень повезло: в этом году я попал на шинные тесты, было много наката. Что же касается общефизической подготовки, то она тоже немаловажна. Как ни странно звучит, чем лучше ты физически подготовлен, тем быстрее едешь. Ведь если ты в плохой форме, то быстрее устаешь, реакция ухудшается, и ты теряешь секунды на круге. Так что перед каждой гонкой я работаю на выносливость, слежу за рационом. Как? Стараюсь есть меньше жирного, вредного, больше свежего. Пью специальные препараты, которые помогают избежать обезвоживания.
 
На 24‑часовых гонках в одной команде выступают три-четыре гонщика. Как между ними распределяется время?
График гонки расписан по секундам, он учитывает всевозможные нюансы, правила. Каждый заранее знает, когда ему садиться в машину и выезжать на трассу. Конечно, бывают форс-мажоры, и тогда подстраиваемся, и кому-то приходится проводить чуть больше времени на треке.
 
Вы часто бываете во Владивостоке? Как переносите перелеты?
Да, довольно часто, раза два в месяц. К сожалению, пока не могу себе позволить жить ближе к Европе, буду решать этот вопрос позже. Уже привык много времени проводить в дороге. Впрочем, лететь на запад не сложно, акклиматизация накрывает в пути на восток. Так что после прилета домой отлеживаюсь минимум день.
 
Успеваете смотреть гонки по телевизору?
Конечно. Слежу за всеми гонками, даже за мотоспортом, так как большой фанат технических видов спорта. Если есть свободная минутка, включаю трансляцию. Люблю «Формулу‑1», переживаю за Даню Квята. Интересно, как он будет бороться в Red Bull в следующем сезоне, как будет выглядеть на фоне Риккардо. Наслаждался и борьбой в Mercedes. Не могу даже представить, под каким грандиозным прессингом находились Росберг и Хэмилтон. Болел за Нико, хотя считаю, что Льюис выиграл чемпионство абсолютно справедливо.
 
В детстве у вас был кумир в королевских гонках?
Да, наверное, назову Айртона Сенну. Это был выдающийся спортсмен: и как гонщик, и как человек. Он много делал для людей, помогал бедным, а на трассе творил чудеса. К сожалению, в наше время таких очень мало.
 
Сенна погиб на трассе, недавно разбился Жюль Бьянки, в аварию попадал и Михаил Алешин. Вам не страшно выходить на старт, понимая, что подвергаете себя риску?
Все мы понимаем, что автоспорт был, есть и будет опасным. К сожалению, я уже не раз был свидетелем смертей на трассах, в том же Ле-Мане. Стараюсь не думать об этом.
 
У вас, наверное, самое необычное среди пилотов прозвище – Shootstokill. Расскажите его историю.
Как несложно догадаться, иностранцам нелегко дается моя фамилия. Когда я только попал в GT Academy, один из главных судей, Роб Барфф, придумал такой ник, пытаясь произнести «Шульжицкий». Мне понравилось, что это звучит интересно, просто и понятно. Так и прижилось.
 
Какие цели ставите перед собой на следующий сезон?
Сейчас я прихожу в себя после сезона, в расписании гонок затишье. Но это не по мне: надеюсь, что скоро начнутся этапы, будут новые гонки и трассы, новые вызовы для меня. Хочется продолжить выступать в прототипах и продолжать прогрессировать.
 
Какие свои стороны как пилота вы хотите усилить?
За что я люблю автоспорт, так это за то, что в нем всегда есть куда расти. Нельзя в какой-то момент понять, что достиг всего, и остановиться. Лично я не вижу ни конца ни края для личного роста. Хочется узнать, как далеко могу зайти, и наслаждаться каждой гонкой.

Партнеры журнала: